Несмотря на санкционное давление Запада, доводка разведывательно-ударных БПЛА «Сириус» продолжается

Sep 16, 2022 01:37


15 сентября 2022 12:23
Андрей Союстов

Новейшие российские двухмоторные беспилотники смогут нести управляемые и неуправляемые боеприпасы. Несмотря на санкционное давление Запада, подготовка к запуску в серию отечественных разведывательно-ударных БПЛА «Сириус» продолжается. Эти машины могут нести управляемые и неуправляемые боеприпасы





БПЛА проходит испытания

Новейшие российские средневысотные разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Сириус» смогут нести управляемые и неуправляемые боеприпасы. Информацию об этом, со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, опубликовало 15 сентября федеральное информационное агентство ТАСС.

«Новые разведывательно-ударные беспилотники «Сириус» смогут нести полезную нагрузку в виде управляемых и неуправляемых бомб и ракет, а также оптико-электронную систему», - сообщил собеседник агентства, добавив, что уже проходили различные летные испытания «Сириуса», в ходе которых отрабатывалось взаимодействие БПЛА с пилотируемой авиацией и наземными компонентами комплекса.

Публикации российскими СМИ короткой новости, посвященной «Сириусу», дает повод рассказать нашим читателям об этом БПЛА.

Успех «Ориона»-«Иноходца»

Начну издалека.

Не секрет, что в России военное направление беспилотной авиации долгое время оставалось в тени стремительно развивающегося гражданского рынка. Боевые НИОКРы шли (КБ Симонова, КБ «Луч», КБ МиГ и другие), но как-то без особого успеха. Эта ситуация осложнялась еще одним негативным фактором. В 2014 году отечественная индустрия столкнулась с запретом экспорта поршневых и турбовинтовых двигателей для малой и беспилотной авиации. Меж тем большинство опытных образцов российских БПЛА военного назначения оснащались зарубежными образцами двигателей. Таким образом, пассивность российского авиа- и двигателестроения сыграла с российской беспилотной авиацией дурную шутку.

В итоге из целой плеяды НИКОРов выжил только проект средневысотного «Ориона», в варианте для Вооруженных сил России получившего название «Иноходец». Сохранился «Орион»-«Иноходец» только потому, что его конструкторы из подразделения компании «Транзас» (позже переименованного в «Кронштадт») пошли по наиболее сложному, но верному пути создания БПЛА с российским двигателем, которым стал АПД-115Т инженерного центра «Итлан» в Рыбинске.


wikipedia.org/Nickel nitride/CC0

«Иноходец» являлся своеобразной «легкой» версией разведывательно-ударного беспилотника MQ-9 Reaper и получил схожий с этим американским аппаратом облик. Данный нюанс не означает, что российские разработчики занимались слепым копированием - сходство облика БПЛА было продиктовано похожими задачами американского и российского аппаратов. Показательно, что реализация НИОКР по «Ориону»-«Иноходцу» заняла порядка четырех лет. Для отечественного авиапрома это можно считать просто отличным результатом.

В 2016 году разведывательно-ударный «Иноходец» успешно прошел обкатку в боевых условиях над Сирией. 20 апреля 2020 года появилась информация о том, что «Кронштадт» и Минобороны России подписали акт приемки первого беспилотного комплекса «Иноходец» в составе трех БПЛА. В апреле 2021-го «Кронштадт», уверенно претендующий на лидерство в национальной беспилотной индустрии, объявил о начале строительства в Дубне первого в России завода по серийному производству БПЛА. Фактически завод был «заточен» под серийное производство «Иноходцев» в интересах ВС РФ. Постройка предприятия шла максимально быстрыми темпами и оказалась завершена уже к концу 2021 года. Ну, а 24 февраля 2022-го началась специальная военная операция на Украине, в ходе которой приняли участие и «Иноходцы»…

Двухдвигательный и большой

«Стоп, а где же “Сириус»?» - наверняка спросит читатель.

Что ж, познакомившись с «Орионом»-«Иноходцем», без которого не было бы «Сириуса», переходим к истории героя сегодняшней новости.

«Сириус» проектировался все тем же «Кронштадтом» в рамках ОКР «Иноходец-РУ» как следующая ступень развития проекта «Орион»-«Иноходец». В отличие от своего однодвигательного предшественника, имевшего взлетную массу в пределах одной тонны, «Сириус» должен был иметь два двигателя (скорее всего - те же АПД-115Т), а также увеличенную взлетную массу.

«С помощью разрабатываемой в настоящее время системы спутниковой связи радиус применения «Сириуса» будет ограничен только запасом топлива на борту и составит не менее 1000 км от места базирования», - сообщала пресс-служба компании «Кронштадт».



wikipedia.org/Mike1979 Russia/CC BY-SA 4.0

Впервые облик «Сириуса» был продемонстрирован в 2019 году. Новая разработка «Кронштадта» по своему внешнему виду совершенно не походила на американский MQ-9 Reaper! Просочившиеся в СМИ характеристики «Сириуса» выглядели следующим образом: размах крыла - 23 метра, высота аппарата - 3,3 метра, длина - 9 метров, взлетная масса - 2500 кг, максимальная полезная нагрузка - 450 кг, продолжительность полета - до 20 часов.

27 января 2022 года главком ВКС Сергей Суровикин доложил министру обороны РФ Сергею Шойгу, что начало серийных поставок «Сириусов» в интересах ВС РФ запланировано на 2023 год.

Доводка активно продолжается

Теперь вернемся к новости о «Сириусе», с которой я начал этот текст.

Собственно, тот факт, что новейший отечественный средневысотный беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета, окажется носителем разнообразного авиационного вооружения, сенсацией считать нельзя. О том, что «Сириус» станет летающей платформой для ударного вооружения, достаточно открыто говорили еще два года тому назад. По крайней мере, автор этих строк сам слышал соответствующую информацию, когда в подмосковном Жуковском на XIV Международном авиационно-космическом салоне «Кронштадт» выкатил полноразмерный макет «Сириуса» в гражданской комплектации.

Новым подтверждением того, что «Сириус» исходно создавался в роли разведывательно-ударного беспилотника, стала демонстрация полноразмерного макета аппарата в Кубинке на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020». Тогда экспозицию с «Сириусом» красноречиво дополняли выложенные рядом с макетом БПЛА авиационные бомбы КАБ-100, ФАБ-100, ФАБ-500-М-62, ОФАБ-250-270, РБК-500У, ОДАБ-500ПМВ и т.д. На табличке рядом с макетом «Сириуса» прямо указывалось, что БПЛА позиционируется как разведывательно-ударный, предназначенный для решения следующих задач:
  • - Воздушное патрулирование назначенных районов;
  • - Оценка результатов нанесения ударов;
  • - Поражение малоразмерных наземных и надводных слабозащищенных целей с применением комплекса авиационного вооружения;
  • - Целеуказание для применения средств поражения авиацией и артиллерией.


В общем, повторюсь - ударное назначение «Сириуса» сенсацией на сентябрь 2022 года считать нельзя. Куда любопытнее выглядит уточнение источника в оборонно-промышленном комплексе, свидетельствующее о летных испытаниях БПЛА, а также об отработке взаимодействия «Сириуса» с пилотируемой авиацией и наземными компонентами комплекса. Это значит, что доводка «Сириуса» даже в условиях устроенного Западом жесточайшего санкционного давления активно продолжается. Что, конечно, не может не радовать.

Андрей Союстов
via

РАЗРАБОТКА, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, БПЛА, ПРОИЗВОДСТВО

Previous post Next post
Up