15.09.2022 г.
История кораблестроения знает немало причудливых и забавных проектов. Некоторые из них стали примерами самодурства создателей, другие - чётким маркером профнепригодности. К примеру, корабль Vasa, поднятый со дна после нелепой гибели, который и поныне украшает один из музеев. Но что если почти полное погружение под воду и есть основное достоинство судна? И да, речь совсем не про субмарины. Ведь, как оказалось, есть и такие, главная особенность которых - уметь частично погрузиться и оставаться в таком положении
RP FLIP на буксире идет к месту исследований. Хорошо видны большие балластные цистерны для наполнения водой и погружения судна. Фото 2012 года
В 60-е годы на волне набирающего обороты маховика Холодной войны вовсю шла гонка вооружений, а также технологическое противостояние. Как и всякая война, Холодная подстёгивала науку в первую очередь на создание новых концепций и технологий, которые дадут желаемое преимущество в столкновении с потенциальным врагом.
Работы в этом направлении проводились в рамках военной программы США SUBROC. В начале 60-х годов для исследования поведения звука под водой, его распространения и дифракции выделялись немалые средства. Изначально для этих исследований использовалась подводная лодка флота США USS Baya (SS-318). Однако, как выяснилось, для тонких научных изысканий субмарина подходила слабо. Больше количество механизмов, а также двойной корпус не давали точных данных, а результаты были необходимы. Тогда несколько участников проекта начали разработку концепции корабля, который будет лишён недостатков, присущих обычным судам, и вместе с тем возьмёт на борт большое количество приборов для проведения изысканий.
RP FLIP в рабочем положении, фото 60-х годов
Интересную концепцию предложил учёный-океанограф Аланн Вайн из Океанографического института Вудс-Хоул. По его расчётам наибольшую эффективность в исследованиях судно покажет, если поставить его… вертикально. Как бы безумно ни звучала эта идея, работы начались. Согласно требованиям учёных, глубина размещения гидрофонов должна была быть не менее 90 метров. Также на некотором расстоянии от самого глубокого гидрофона выше должны были быть и другие. И так далее, с глубины и до поверхности. Корабль должен был иметь очень небольшую осадку - не более 5 метров. В течение двух лет велись разработки макетов будущего необычного судна.
В начале 1962 года работы завершились, и корабль заложили на верфи штата Орегон. Общая стоимость постройки оценивается примерно в 600 тысяч долларов по курсу тех лет, что на сегодняшний день равняется почти 5 миллиардам долларов. 23 июля этого же года корпус нового судна испытали на воде, и после заполнения балластных цистерн он, согласно расчётам своих создателей, встал вертикально на воду. Ещё через несколько месяцев судно укомплектовали необходимыми приборами, и оно вошло в строй.
Фото палубы RP FLIP в горизонтальном положении. Видны поручни и лестницы для использования в вертикальном положении
Название корабля-перевёртыша - RP FLIP, что расшифровывается как Floating Instrument Platform. И особые требования, заложенные в него проектом, делают его уникальным почти во всём. Судно не имеет собственного двигателя и фактически представляет собой платформу, перемещаемую с места на место буксирами. Большую часть судна заполняют балластные цистерны и баки со сжатым воздухом для их продувки. Общая длина корабля 108 метров, из которых, при его погружении, над водой остается лишь 17. В этом небольшом объёме расположены каюты для 16 человек экипажа, а также научные лаборатории. Для корректировки положения в вертикальном состоянии и повороте вдоль своей оси на корабле имеется небольшой двигатель. Что в сочетании с гироскопом позволяет точно фиксировать корабль в нужном положении.
RP FLIP на якоре в заливе Сан-Диего
Не менее интересно и внутреннее устройство судна. Так как часть времени оно находится в горизонтальном, а часть в вертикальном положении, это отразилось и на его внутреннем убранстве. В туалетах, а также кухне и части лабораторий некоторые столы, раковины и унитазы продублированы для возможности пользоваться ими при разных положениях корабля. В случаях, когда это было невозможно, предусмотрели различные подвесные крепления или возможность переставить необходимое оборудование в другое положение.
RP FLIP в процессе погружения
С 1962 года RP FLIP поучаствовал в нескольких военных программах США по изучению звуковых волн на разных глубинах и тестированию новых гидрофонов для нужд флота. В дальнейшем его передали гражданскому институту, и он занимался исследованиями морской фауны и акустики на разных глубинах. За годы своей эксплуатации, несмотря на свой очень оригинальный вид и компоновку, корабль показал себя с хорошей стороны. Расчёты учёных, сделанные ещё в 60-х годах, оказались верными. FLIP продемонстрировал отличную устойчивость после погружения и, согласно некоторым данным, спокойно выдерживал волнение моря более 25 метров. Для работы корабля на больших глубинах и для точного позиционирования используются специальные якоря.
Внутренняя компоновка судна
В 1995 году FLIP капитально модернизировали. Несмотря на свой почти полувековой возраст, корабль после модернизации продолжают активно использовать для научных изысканий. Его уникальный проект стал отличной базой для множества исследований морских глубин. Да, служить он начинал военным, но отлично показал себя и на гражданском «фронте». FLIP остаётся в строю и по сей день, удивляя своим внешним видом неподготовленных зрителей и оставаясь отличной морской лабораторией для учёных.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs
via