Зам. председателя правления Банка Литвы, экономист Раймондас Куодис: есть все условия для революции

Aug 26, 2022 14:35


19:27 - 25/Авг/22 г.
a344

О том, что некоторые независимые поставщики электроэнергии могут воспользоваться банкротством еще год назад, предупреждал Заместитель председателя правления Банка Литвы, экономист Раймондас Куодис. После того, как в четверг Perlas Energija объявила о приостановке работы, он говорит, что видит возможность вообще отменить либерализацию




«Политики начинают реагировать только тогда, когда видят угрозу революции. Я думаю, для этого есть все условия», - сказал в интервью Delfi экономист.

Р. Куодис также пояснил, какие недостатки он видит в либерализации оптового рынка электроэнергии в Европе и розничного рынка электроэнергии в Литве. Он вспомнил и о других экспериментах в сфере либерализации. «Это насмешка над людьми, игры лоббистов, коррупция, тупость - все в одном. Это не может длиться долго, общество рано или поздно замечает, что его дурят», - заметил он.

- Год назад вы подняли вопрос, что будет, если у «обещалкиных» не выгорит бизнес. Так что сейчас будет?

Останутся разочарованные люди, а «обещалкины» выйдут сухими из воды, поскольку такой была модель их бизнеса по сути. У них нет никаких источников генерирования, никаких карманов, из которых можно финансировать временные колебания бизнеса. Это бизнес, в основе которого лежит опцион банкротства, т.е. возможность сбежать без обязательств, если бизнес не получится, и возможность получить прибыль, если лотерея удастся. Это именно лотерея.

Это ненадежный бизнес. Я пытался обратить внимание литовского общества и политиков на то, что происходит в Великобритании, которая находится в авангарде этого лохотрона. Там такие «жемчужины» (лит. perlas - рус. жемчужина) отваливаются как мухи уже два года. Люди переходят на гарантийные поставки, или платят за веру в лохотрон.

Здоровый человек понимает, что такие компании не могут гарантировать цены на много лет вперед. Всегда бывают вызовы - то в Украине, то еще где-​то. Они поднимают цены очень высоко. Почему это происходит - это другая тема. Это еще один лохотрон, связанный с оптовым рынком. Сейчас остается сожалеть, что предсказанное мною сбывается.

- Что вы имеете в виду, говоря лохотрон?

Это такое новое слово, я его использую для определения механизма, созданного, чтобы дурачить людей. Я не знаю, как иначе сказать. Я обратился к нему много лет назад, не помню, по какому поводу, но таких лохотронов много.

- Почему вы говорите, что либерализация - это лотерея?

Лотерея в том смысле, что это асимметричный набор стимулов. Вы обещаете кому-​то, что будете продавать электроэнергию по 10 центов в течение года, но знаете, что покупать придется в режиме реального времени на рынке. Если эта электроэнергия будет стоить в среднем 20 центов, у вас, очевидно, есть только два варианта: обанкротиться (что сэкономит вам кучу денег) или обратиться к акционерам в качестве директора компании. Тогда скажите им: «Уважаемые акционеры, отберите у жен Порше, особняки, потому что мы должны выполнять свои обязательства».

Угадайте, как ведут себя капиталисты? Он сказал: ничего личного, это просто бизнес. Честный бизнес сказал бы: ну, ну, если мы предлагаем планы с фиксированной процентной ставкой, мы должны найти производные финансовые инструменты где-​то на рынке, чтобы застраховаться от подобных вещей.

Но тут мы создаем очередную иллюзию, что кто-​то на рынке может оказывать такие услуги на долгое время. Потому что у тех, кто запрещает, тоже есть стимулы разориться и уйти от обязательств. В кризис 2008-2009 годов мы видели такую ​​компанию-​гиганта, AIG, которая застраховала большое количество контрактов на финансовом рынке. Что с ними случилось? Они обесценились, и компанию пришлось спасать общественности на государственные деньги.

Страхование - это в значительной степени иллюзия при капитализме. Это больше касается смещения риска, чем его уничтожения. Другими словами, речь идет о системном риске. Конечно, здесь есть более глубокая тема, связанная не только с обсуждаемой нами энергетической лотереей.

- Perlas energija объявила, что жители, подписавшие договоры о фиксированном тарифе, могут получить компенсации. Это утешает?

Perlas energija - воплощение того, о чем мы говорим. Это продавец билетов (учредители и акционеры Perlas energija - монополисты-​организаторы лотерей с сетью платежных терминалов Perlas под крышей Олимпийского комитета Литвы) без источника генерирования с капиталом в 100 000 евро (его, скорее всего на сегодняшний день уже не было), его пустили на рынок наши политики и регуляторы рынка. Мы видим последствия. То, что они там дальше будут болтать, не так интересно и сути не меняет.

- Когда начинали либерализацию, говорили, что будет конкуренция. Как вы оцениваете эти объяснения того, почему вообще началась эта либерализация?

Есть две либерализации, одна оптовая, основанная на принципе маржинального производителя и она порочная. Другая - розничная, основанная на опционе банкротства, которую «перл» только что и реализовал.

Истоки этих либерализаций очень стары, они восходят к концу 19-го века, когда капиталисты боролись против стремительно зарождающихся марксистских идей и спонсировали направление экономики, называемую маржинализмом. Европейские шампанские социалисты любят говорить о людях, возможностях, бедности, но являются интеллектуальными заложниками этого маржинализма. Вот откуда берется модель балансировки рынка электроэнергии, как если бы это был рынок цветной капусты. Таким образом, маржинальный производитель с самыми высокими издержками определяет рыночную цену, а все остальные, у которых были более низкие затраты, получают избыточную прибыль.

На рынке электроэнергии так делать нельзя. Многие экономисты по энергетике говорили об этом до либерализации, после либерализации и говорят сейчас. Только мы редко слышим их голоса. Это неправильная модель, она не ведет к свободному рынку. Это приводит к эксцессам, которые мы наблюдали в последние недели: электроэнергия стоит 1 евро за киловатт-​час, 4 евро и т.д.

Очевидно, что в этой модели что-​то не так, потому что она приводит к огромным избыточным прибылям для тех производителей электроэнергии, у которых источники генерации давно окупились. Будь то старая атомная энергетика или гидроэнергетика. Это и те, у которых генерирующие мощности имеют нулевую предельную стоимость - например, солнечные и ветровые электростанции.

Очевидно, что модель, которая генерирует сверхприбыли, потому что газ дорогой, а газовые генераторы маржинальны, нежизнеспособна. Все, у кого есть хоть капля здравого смысла и совести, говорили об этом, но европейские политики перенесли рынок цветной капусты на рынок электроэнергии. Хотя это совершенно разные рынки по значению и конфигурации.

Другая либерализации - розничная - основан на другом неолиберальном постулате: чем больше свободы, тем лучше. Нет, не всегда нужно давать людям свободу. Особенно в тех случаях, когда решения сложные, технически трудные для понимания людей. Тогда мы только создаем им головную боль без реального выбора. Часто люди оказываются в затруднительном положении, делая такой выбор.

Когда люди испытывают трудности с выбором мобильного плана, потому что у него много параметров, они теряются, не знают, какой план им подходит.  В настоящее время электроэнергия привязана к различным зеленым, синим и красным полосам. Они говорят: выбирай. У большинства людей есть когнитивные и информационные ограничения и даже отсутствие желания делать такой выбор.

Но теперь на людей набрасывают новую проблему - выбирай поставщиков. Я говорю, что все это происходит от неолиберализма, который слишком жестко укоренился в европейских институциях.

- Я так понимаю от вас, что эта либерализация с самого начала была обречена на провал. Как вы думаете, сегодня, после заявления Perlas Energija о приостановке деятельности, это поймут и в правительстве?

У обычных людей нет способности понять, что происходит на самом деле, но у них хорошая интуиция. Когда они видят цену на электроэнергию в 4 евро за киловатт-​час, когда видят такие «жемчужные» игры, они понимают, что что-​то нехорошо. Они могут начать злиться.

Политики начинают реагировать только тогда, когда видят, что революция неизбежна. Я думаю, что все условия есть.

Министр начинает объяснять тонкости алгоритма биржи электроэнергии Nord Pool только тогда, когда на рынке появляются какие-​то аномалии. Тогда у всех округляются глаза, и они видят, что даже лучшие предложения отвергаются. Все это называется какими-​то парадоксами и так далее.

Мое предложение, которое я повторял уже много лет, состоит в том, чтобы взглянуть на эти неолиберальные эксперименты с обществом снизу вверх. т.е. отказаться от принципа предельного производителя, порождающего огромные ренты, и перейти к принципу средних издержек, который работал много лет до либерализации.

Иными словами, государственные компании могли «усреднить» рыночную цену между своими различными источниками генерации, в том числе дешевыми (атомная энергия или солнечная и ветровая энергия) и дорогими (газовые электростанции). Крупные госпроизводители могут «усреднять» как между установками, так и по времени. В случае каких-​либо рыночных потрясений они могут использовать свои более глубокие карманы и способность сглаживать цены с течением времени, спасая общество и бизнес от этих головных болей, связанных со скачками цен до безумных высот, которые вынуждают предприятия вносить внезапные коррективы, останавливать производство, выключать холодильники в супермаркетах, людям жить при свечах и т.д.

Это альтернатива, которая существовала десятилетиями, но неолибералы начали поправлять то, что по сути не было сломано. Проблема в этом. Сейчас, я надеюсь, европейские политики наделают в штаны. Если нет, то, может, общество заставит их это сделать.  Мы вернемся к белому листу, т.е. к принципам, которые успешно работали на протяжении многих десятилетий.

- Вы действительно считаете, что можно отменить либерализацию и вернуться к общественным поставкам? Последний этап приостановлен.

Я не верю только в отмену Божьих заповедей, которые есть в Ковчеге Завета. Я верю в изменения директив, потому что их придумал не Бог, а конкретные политики, под давлением конкретных лоббистов, которые сейчас сидят и потирают руками, наблюдая за происходящим.

Но терпение общества имеет свои пределы. У нас в Литве было много экспериментов по либерализации, из которых мы ничему не научились. 17 лет назад я говорил об афере века LEO LT (торгаши очень хотели построить новую атомную https://en.wikipedia.org/wiki/LEO_LT). Я говорил об аналогичной афере 2010 года с маломощными чайниками (маленькие котельные), в основе которой был точно такой же принцип - если есть город, который сжигает газ, то будут строить нерегулируемые тепловые котлы, которые сжигают втрое более дешевое биотопливо и мы выкупим проект через 3 года.

Это издевательство над нацией, лоббистские игры, коррупция и тупость в одном. Такие вещи нежизнеспособны, потому что общество рано или поздно замечает, что его дурят. Я надеюсь, и это положительная сторона всего, что происходит в последние дни, что этот лохотрон переходит границы. Много лохотронов терпят неудачу, потому что жадность и глупость доходят до точки, когда процессы умирают. Так было с криптовалютами, так будет и с энергетикой. Я надеюсь. А если нет, то будем жить по старинке. Трудно предсказать политические последствия того, что может произойти, если мы продолжим использовать эти модели.

LEO LT - Wikipedia

Авторство:

Копия чужих материалов

Использованные источники:

delfi.lt

„Perlo Energijos“ žlugimą nuspėjęs Raimondas Kuodis: yra visos sąlygos revoliucijai - Puslapis spausdinimui
via

ЭНЕРГЕТИКА, МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ, В ЛИТВЕ, ТАРИФЫ

Previous post Next post
Up