27 июня 2022 12:41
Стремидловский Станислав Если верить слухам, венгерское руководство не против реанимировать проект Австро-Венгерской империи, если «австрийцы согласятся»
Вена. Австрия (cc) Cha già José
Австрийские католические епископы собрались на Украину. Как сообщает австрийский католический портал Kathpress, «в знак солидарности председатель Конференции католического епископата Австрии архиепископ Зальцбургский Франц Лакнер вместе с епископом Вильгельмом Краутвашлем примет участие в Синоде епископов Украинской греко-католической Церкви, который состоится 11 июля в польском городе Перемышль. Затем епископы отправятся во Львов, где встретятся с ведущими политиками, представителями двух православных Церквей на Украине и местным архиепископом Католической церкви».
С момента начала спецоперации на Украине эту страну посещали в основном посланцы Святого престола и Польши. Их визиты носили объяснимый характер: Ватикан вовлечен в украинский кризис и предлагает себя в качестве посредника его урегулирования, а Польша сегодня является «главным адвокатом» киевского режима, включая и церковное направление. А вот Вена до сих пор не проявляла какого-либо желания заниматься Украиной, причем канцлер Австрии Карл Нехаммер был одним из редких политиков, который во время проведения спецоперации побывал в Москве и провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Что касается австрийского католического епископата, то украинскими делами интересовался преимущественно архиепископ Венский Кристоф Шенборн. Так, в декабре 2014 года в статусе специального посланника папы Римского Франциска он прибыл на Украину, чтобы принять участие в торжественных мероприятиях в честь 25-летия возрождения УГКЦ. В Киеве кардинала принял тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк. «Мы чувствовали и чувствуем поддержку Католической церкви в нашей борьбе за независимость, территориальную целостность, свободу и права, ценю ваши усилия по поддержке Украины», - заверил своего гостя премьер.
Интерес Вены к украинским греко-католикам имеет историческую подоплеку. После окончательного раздела Польши и урегулирования границ между Австрией и Россией, когда Санкт-Петербург в 1795-м уничтожил униатов, Вена в 1808 году восстановила прежний сан галицкого митрополита и дала его львовскому архиепископу. Правда, в то время униаты назывались не «украинцами», а русинами. И своя церковь являлась для них единственным средством сохранения собственной идентичности от давления польского ассимиляционного проекта. Вену это устраивало, поскольку позволяло в Галиции играть на противоречиях между социально неустроенными русинами и доминирующими в политической, экономической, культурной и религиозной сферах поляками. Австрийское правительство даже помогло восстановить греко-католическую иерархию, которую чуть было не поглотил традиционный римско-католический обряд. Несмотря на то, что униаты и латиняне одинаково подчинялись Римской курии, вражда их между собой сохранялась веками, включая зарубежную диаспору. Достаточно почитать русинскую газету «Свобода», которая издавалась в Нью-Джерси с 1893 года, где даже в США главный враг народа - польский пан и иезуит с ксендзом.
Вена способствовала религиозному просвещению своих униатских подданных (в том числе потому, что греко-католический священник являлся главным проводником указаний и распоряжений центральной власти, лояльность империи воспитывалась в высшей степени качественно, что показали последующие события Первой мировой войны). В 1774 году императрица Мария Терезия учредила при столичной церкви Святой Варвары «Барбареум», то есть «Императорскую генеральную греко-католическую семинарию». В 1784-м такая же генеральная семинария была создана для галичан при Львовском университете, причем преподавание шло на местных языках. Важным шагом правительства стала борьба с базилианскими монастырями, через которые шло ополячивание русинских греко-католиков. Реванш польских латинян последовал в конце XIX века и окончательно утвердился после распада Австро-Венгерской и Российской империй, когда по итогам Рижского мирного договора в 1921 году Галичина вошла в состав Польши. Власти II Республики, как пишут историки, с одной стороны, Греко-католическую церковь не притесняли и не подвергали гонениям, как православную, но, с другой стороны, старались не давать им активно распространяться и действовать за пределами Галиции.
Однако сегодня Конференция католического епископата Польши и УГКЦ - лучшие друзья. Ради поддержки «братьев» польские епископы не стесняются критиковать даже папу Франциска. Как заявил недавно в контексте украинского кризиса в интервью Katolicka Agencja Informacyjna глава Конференции архиепископ Познаньский Станислав Гондецкий, «на мой взгляд, подход Ватикана к России должен измениться на более зрелый, так как прошлый и нынешний подходы кажутся очень наивными и утопичными. Святой престол должен понимать, что в отношениях с Россией ему следует быть, мягко говоря, более осторожным, потому что опыт стран Центральной и Восточной Европы показывает, что ложь для российской дипломатии - вторая натура». Но председатель Конференции католического епископата Австрии придерживается иного мнения. Лакнер выступил в защиту заявлений папы Франциска о том, что «нападение России на Украину могло быть, возможно, спровоцировано определенным образом», пишет австрийской портал Vol. «В интервью APA после летнего собрания епископов в Мариацелле он сказал, что в таких конфликтах необходимо учитывать и предыдущую историю». Поэтому визит архиепископа Зальцбургский во Львов может быть способом донести украинским униатам мнение понтифика.
Помимо того, не исключен и чисто «австрийский след». По некоторым данным, в Будапеште сегодня поднимают архивы Австро-Венгерской империи. И, если верить слухам, венгерское руководство не против реанимировать этот проект, если «австрийцы согласятся». Так что не будем исключать того, что в этой части Европы через какое-то время произойдут такие геополитические изменения, которые переформатируют и церковный ландшафт.
via