28 января 2022 г. 19:28:18
Возвращение талибов в Кабул стало одним из ключевых, с точки зрения геополитической стабильности, событием 2021 года. Произошедшее заставило многих задуматься над тем, что угроза распространения террористических и экстремистских течений в регионе все еще актуальна. Для многих стран Ближнего Востока и Центральной Азии это стало сигналом пересмотреть основные положения политики собственно и коллективной безопасности
Беспокойство соседних с Афганистаном государств прежде всего вызвано тем, что победа талибов и уход американских войск открыли возможность вновь превратить Афганистан и Пакистан (Афпак) в эпицентр мирового терроризма. Процесс уже запущен. Так, в настоящее время на территории Афганистана растет мощь Исламского государства - провинции Хорасан. Это ответвление ИГ более радикально по сравнению с Талибаном по своим идеологическим убеждениям. Кроме того, члены группировки обвиняют талибов в том, что они отказались от пути джихада.
Резкое увеличение количества терактов в Афганистане свидетельствуют о том, что талибы пока еще не в силах сдержать ИГ-Хорасан и обеспечить закон и порядок по всей стране. Кроме того, ИГ-Хорасан, как и Аль-Каида, является частью глобальной джихадистской сети, поэтому борьба между Талибаном и ИГ приобретает международные масштабы. Их конкуренция и соперничество могут привести к хаосу в стране, и спровоцирует рост террористической активности. Помимо действий ИГ-Хорасан, ситуацию осложняет факт присутствия в Афганистане боевиков Аль-Каиды и Лашкаре-Тайба.
Стоит также учитывать деятельность террористических группировок, базирующихся на территории Пакистана, и их сложные взаимоотношения между собой и правительством страны. Возвращение талибов в Кабул стало, своего рода, инструкцией для дальнейших действий другие террористических групп в регионе, таких как Техрик-е Талибан Пакистан (ТТП). Несмотря на то, что в прошлом году ТТП подписал с пакистанскими властями соглашение о прекращении огня сроком на один месяц, теперь же активность ТТП, похоже, свидетельствует о готовности боевиков к новым атакам в Пакистане. Так называемое Глубинное государство Пакистана стремится поддерживать талибов в Афганистане. Тем не менее оно выступает против ТТП и не хотело бы видеть рост ИГ-Хорасан в районах, прилегающих к афгано-пакистанской границе.
И все же ситуация складывается таким образом, что от самого западного Афганистана до пакистанского Кашмира создается самый настоящий террористический коридор. Относительно слабый государственный аппарат Афганистана и Пакистана в значительной степени способствует его появлению. В случае его установления будет сложно отличить друзей от врагов, поскольку границы между террористическими группировками в таком случае будут размыты.
Наркоторговля становится основой для экономики
Между тем, в Афганистане процветает незаконная торговля наркотиками. В условиях отсутствия международной финансовой поддержки наркотики, вероятно, станут основным источником дохода для Талибана. Таким образом, в 2022 году связь между наркотиками и терроризмом еще больше укрепится. Развал афганской экономики и растущая безработица будут способствовать легкому доступу рабочей силы для создания сетей поставок наркотиков. Регион от Пакистана до Южной Африки становится ключевым узлом в глобальной наркоцепи. Нестабильные государства, такие как Йемен и Сомали, и слабые правоохранительные органы, а также возможности морского патрулирования еще больше усилят эти угрозы.
Нужно быть готовым ко всему
Помимо республик Центральной Азии, такие региональные государства, как Индия и Иран, имеющие свои собственные уязвимые места, будут испытывать трудности с обеспечением безопасности своих границ и сдерживанием распространения терроризма. Индия уже наблюдает рост террористических инцидентов в Кашмире. В этом контексте мы наблюдаем рост взаимодействия между Индией, Центральной Азией и Россией. Руководства всех стран предпринимают усилия по выработке общего понимания проблем, исходящих из Исламской республики.
Тема Афганистана будет затронута и в ходе первого в истории саммита Индия - Центральная Азия 27 января. Кроме того, в ноябре прошлого года индийским советником по национальной безопасности Аджидом Довалом был проведен Региональный диалог по безопасности со странами, граничащими с Афганистаном, в том числе и пять республиками Центральной Азии. Затем министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар провел в Нью-Дели саммит «Диалог Индия-Центральная Азия» на уровне министров иностранных дел.
Китай явно обеспокоен развитием ситуации в регионе Афпака, так как является одним из ключевых игроков в развивающейся геополитике Афганистана. Кроме того, безопасность Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК) и распространение радикального ислама в неспокойном Синьцзяне очень волнуют Пекин. Поэтому основная линия взаимодействия Китая с Талибаном выстроена таким образом, чтобы снять часть указанных опасений.
Уже сейчас понятно, что в 2022 году Аф-Пакский регион займет центральное место в повестке дня международной безопасности. То, какими темпами развиваются события в регионе Афпака, а также угроза возникновения так называемого “коридора террора”, всё это однозначно скажется не только на безопасности региона Ближнего Востока, Южной и Центральной Азии, но и всего мира.
via