24 декабря 2021, 12:47
Мой 15-летний стаж работы в ВУЗе позволяет немного порассуждать на эту тему. Ведь Алиса Теплякова не сдала именно этот предмет, и даже диктор Первого канала поведала нам об этом, сразу же после информации о пресс-конференции Путина
«Введение в специальность» - эту дисциплину читают во всех ВУЗах. Читают преподаватели выпускающей кафедры, а кто еще может рассказать о будущей профессии? Цель этого действа простая: объяснить молодому несовершеннолетнему человеку ЧЕМ он будет заниматься, какие знания ему для этого понадобятся, где потом он сможет работать. И еще дать немного профессиональных терминов, чтобы он хотя бы понимал язык специальности. Все!
Почему этот экзамен принимают несколько преподавателей? Потому что у каждой специальности есть еще куча специализаций. Если одному преподавателю кажется, что студент не подходит, то другой может увидеть интерес. Набирает студентов приемная комиссия, в ней нет преподавателей. После внедрения ЕГЭ они там не нужны. Есть результаты в баллах, складывай их, добавляй итоги олимпиад и формируй списки студентов. Этакое делопроизводство. Потом студент начинает учиться, первые 2 курса у него общеобразовательные предметы, которые потом понадобятся при освоении специальных дисциплин. Впервые преподаватели выпускающей кафедры встречаются со студентами на экзамене «Введение в специальность». Это как бы смотр выпускающей кафедрой: кого нам придется учить? Обычно преподаватели составляют краткий паспорт студента. В моей области деятельности: у этого склонность к конструированию, у этого - к технологии, а этот - управленцем станет, очень редко встречаются молодые люди с задатками исследователя. Не было ни одного случая, чтобы студент не сдал «введение». Ведь тут кроме понимания ОБЩЕЙ картины специальности ничего не требуется. Если студенту спокойно и четко объяснят, что попал он не туда, умный и САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ человек уйдет сам. У нас так ушел смышленый молодой человек, которого родители заставили идти на мехмат. Закончил он институт искусств, теперь член Союза художников. А смышленая девочка не ушла, пять лет отучилась, получила красный диплом. И тут же поступила в ГИТИС. Сказала, что выполнила все требования родителей, «сунула им в нос диплом» и теперь свободна!
Вернусь к Алисе. Вот название первых лекций по специальности «введение в психологию»: психология в системе наук, психика как субстанция: представляет собой отражение объективного мира в его связях и отношениях; психология в системе наук. Определение психики в современной психологии, является гуманитарной дисциплиной, имеет большое прикладное значение во всех областях человеческой деятельности... (
тут полностью) . Алиса не ответила на вопросы в билете и выбежала из аудитории. Но папа на следующий день снял на камеру якобы ответы Алисы. Видео он выложил в интернет. Вот расшифровка ответа на второй вопрос.
Говорит Алиса: Второй вопрос был про деятельность. Я ответила про мотив и цель. Про действия и операцию... Так вот... И еще... Там была связь мотива на цель. (Сдвиг мотива на цель, - поправляет Тепляков). Потом меня попросили еще что-нибудь, я сказала про пример: операция может стать действием в примере с крючочками, буквами и словами. Если ты долго не пишешь, то можешь разучиться и написание крючочков снова станет действием или даже деятельностью.
Есть ли в этом ответе хоть что-то свидетельствующее о понимании предмета? Я думаю, что преподавателей выдала мимика - она выражала недоумение. А Алиса в процессе обучения папой научилась четко улавливать одобрение и неодобрение. Поэтому и убежала. И еще несколько моментов: Алиса, даже заучив текст для съемки, не смогла просто по памяти его воспроизвести. Ей нужны папины подсказки, во время ответов Алиса все время крутится вокруг столба, чтобы не видеть папиной реакции. А если смотрит на него, то как-то затравленно.
Чтобы не сдать «введение в специальность» - это нужно очень-очень постараться, или просто сбежать, как это сделала Алиса.
via P.S. У папы уже нет возможностей для маневра отхода. Он настолько деформировал психику ребенка и забил детскую голову ненужными в ее возрасте знаниями (а, точнее, понятиями и терминами), что за будущее Алисы не поручится сейчас ни один специалист. И вопрос совсем не в предмете "Введение в специальность". А в том, зачем он ей нужен и нужен ли? Если папе нужен, пусть папа получает дополнительное образование. Законом это не возбраняется.
Очень жаль, когда страдают дети, которых родители делают предметом своих неуемных амбиций. Примеров тому масса. Один из них
Брюс Ли Хлебников. Хотя он, как бы, уже определился с тем, чем он хочет заниматься.