К вопросу почему театры оказывались в глубокой за... далекой провинции

May 17, 2014 01:18

Кажется я уже писал это тут о прошлый год, но... в дополнение про театр Кабуки)
Книга Гришелевой "Формирование японской национальной культуры" мне в свое время не очень понарвилась( впрочем может период такой был) - но временами там есть совершенно прекрасные места. Например длинный кусок про рост популярности театра кабуки и прочей городской культуры, которая захлестнула и самурайско-аристократическое сословие. К сожалению текст в инете не нашел, поэтому несколько особо лакомых кусткв приведу по книге, слегка коментируя.
Эффектные актрисы раннего кабуки( изначально театр был женский, и был даже не театром толком, а смесью кабаре и стриптиза с элементами пьес. За распутство женский театр довольно быстро запретили, пришедший ему на смену театр мальчиков был того не лучше, в результате играть стали одни мужчины с вкраплением мальчиков) театр в и роскошные обитательницы "веселых кварталов" привлекли внимание даже придворной аристократии. Известен факт, когда пять придворных дам, две из которых были фаворитками императора, разгуливали по Киото в туалетах , не подобающих их положению, подражая "безнравственным обольстительницам из простонародья", встречались с придворными вельможами, пили, веселились и занимались любовью. Император был ужасно недоволен, он отправил специального посланца к сегуну с жалобой и виновные были наказаны."
Впрочем и у императоров рыльце было в пушку - 1718 год, один из старых придворных жалуется "Его величество поет песни нагэбуси( песенки под сямисэн, изначально распостранились по веселым кварталам ... и пошло) . Это безнравственный напев! Ужасно неприлично, что потомок богини Солнца делает такие вещи, которые не подабают даже добропорядочному лавочнику.
Ну и еще один скандал начала 18-го века( Цунаеси, правящий на игре сегун умер кстати в 1709) . Замешаны в нем оказались люди очень разной социальной принадлежности. Главными героями были Икусима Сингоро, звезда кабуки и Эдзима, придворная дама очень высокого ранга, пользовавшаяся доверием сегуна. Версий историй несколько, но суть одна - Одной из обязанностей дамы было ведение дел с торговцами, поставлявшими товары ко двору. С ней вступили в контакт купцы которые хотели тоже проникнуть в привелигерованый круг "поставшиков ЕИВ")). Купцы пригласили ее в театр, позакомили с Сингоро( а он был КОНЕЧНО на ролях героя-любовника), и дама не устояла. Завязался роман( поговаривали правда что актеру привлачивали...). Вобем бардак этот длился несколько лет, Эдзима ходила в театр, таскала с собой придворных дам, они приглашали в свою ложу актеров, пили с ними и весилились, щедро тратя казенные деньги. Когда в 1714 это расрылось, не показалось мало никому. Эдзиме заменили казнь на ссылку только из-за заступничества фаворитки сегуна( казнили по принципу круговой поруки ее брата, который вроде как был не при делах), остальных тоже поссылали куда ни попадя, а японцы к ссылкам относятся едва ли не хуже чем к собственно казням, кстати говоря. Все четыре театра кабуки были закрыты, причем три - на четыре месяца, а Ямамурадаза( в котором все и было, очевидно) - и вовсе разрушен, а имущество конфисковано.

Это я к чему собственно - да в очередной раз пытаюсь показать, что высокоморальные японцы всю жизнь сидящие с каменной мордой - приувеличение. Хотя и такие конечно попадались - но если уж Рыжий делает игру по периоду наибольшего всплеска городской культуры, времени, когда у горожан и купцов деньги ПОЯВИЛИСЬ( ибо их перестали грабить во время беспрерывных войн) а у самураев они пока НЕ КОНЧИЛИСЬ(награбленные за тот самый период оных войн) то и примеры для отыгрыша надо выбирать более соотвественно)
 Ну и  - для рекомендую для околотеатралов и не театралов  - Гурьян "один ре и два бу" http://flibusta.net/a/62051 (почему мне казалось что ТРИ ре? ) А какие там картинки.. - разбойнички же! Кстати события аккурат в
 Это, на мой взгляд, не лучший исторически-детячий роман великолепной писательницы(из-за того, что гг мотает как вно в проруби - но ить надо же было показать весь спектор японской жизни! - но зато какие ТИПАЖИ попадаются по дороге)

Ну и кусок Гурьян как завлекалочка. Готовая заявка на роль фактически если что



РАССКАЗ ДЗЮЭМОНА: КАК БЫЛ ПОХИЩЕН МЕЧ МУРОМАСЫ

Мой приятель родился в княжеском замке. Но не в тех высоких и обширных залах, где стены украшены росписью и золотым лаком и откуда открывается вид на городок, распростершийся у подножия холма, как раб пред лицом владыки. Нет, он родился и тесной каменной каморке, такой холодной и темной, что она казалась щелью в громаде замковой стены. Отец моего приятеля был самурай, но не из гордых и роскошных приближенных молодого князя. Его служба состояла в том, что он воспитывал княжеских соколов, как до него занимались тем же его деды. И моему приятелю предстояла та же служба.

Но моему приятелю был противен запах птичьего помета и невыносимо низкое и зависимое положение. В своем теле он чувствовал богатырскую силу. Его голова была набита мечтами о подвигах, историями героев древних времен, будто трухлявый сундук истлевшими, старинными книгами. Под всякими предлогами удирал он из своей каморки, чтобы исподтишка любоваться рыцарскими состязаниями, про исходившими во дворе замка. Горькая зависть терзала его. Но пойми, о Мурамори! Он завидовал не бездельной жизни и богатым одеждам княжеских придворных, не веселым пирам, на которые его не приглашали, а только оружию молодого князя, блеску и крепости острых мечей.

Он всячески старался услужить хранителю княжеского оружия, бегал за ним следом, как собачонка, и будто подачку ловил на лету каждое снисходительно брошенное слово или указание. Таким образом он скоро узнал все княжеские мечи, если можно так выразиться, в лицо и различал их, будто знакомых людей, отдавая предпочтение одному, коротко кивая другому.

Среди этих мечей был один, работы оружейника Масамунэ. Об этом знаменитом мастере рассказывали, что он не иначе начинал ковать меч, чем постясь предварительно несколько дней. Чтобы отогнать злых духов, он вешал в своей кузнице священный соломенный жгут и лишь затем, повязав назад рукава, брался за молот и, ударяя им, пел: «Тэнка тайхэй, тайхэй», что значит «мир на земле». И его мечи, поднятые за правое дело, всегда приносили владельцу победу.

Но молодой князь предпочитал этому благородному и миролюбивому мечу другой меч - работы мастера Муромасы. Мрачный Муромаса, ученик Масамунэ, ударяя молотом, пел: «Тэнка тайран. Раздор на земле!» И владельцы его мечей постоянно ссорились друг с другом.

Мечи Муромасы плясали в своих ножнах, стучали и подскакивали, стремясь вырваться, и не успокаивались, не испробовав крови. Было даже небезопасно держать такой меч в руках, потому что, не найдя противника, меч обращался против своего владельца, и несчастным овладевало отвращение к жизни, и жажда крови, и желание смерти, если не чужой, так хоть своей, и человек как очарованный кидался на свой собственный меч и погибал.

Нот этот-то меч молодой князь постоянно брал с собой, когда спускался в призамковый городок. Увидев на длинном мосту нищего, или презренного торговца сандалиями, или старого крестьянина, согбенного под огромной связкой соломы и недостаточно быстро упавшего ниц при виде владыки, молодой князь вскрикивал:

- Мой меч хочет пить! - и, нагнувшись с седла, выхватывал меч из ножен.

Голова несчастного высокой дугой взлетала над перилами моста и с плеском падала в воду, фонтан горячей крови обагрял клинок до самой рукоятки. А княжеская свита наперебой восхваляла остроту лезвия и меткость удара.

Однако же во время состязаний во дворе замка упражнялись не смертоносными стальными мечами, а деревянными их подобиями во избежание царапины или - упасите боги! - ранения.

Как я уже говорил, мой приятель каждый раз, как ему удавалось ускользнуть от своей работы, постоянно наблюдал за этими состязаниями и вместе со всеми придворными восторженными криками приветствовал неизменные победы князя. При этом он заметил, что все попытки противников князя отразить его удары были удивительно и смехотворно неловки.

Моему приятелю было уже лет восемнадцать, когда однажды ко двору князя явился знаменитый фехтовальщик. Молодой князь сам пожелал сразиться с ним. Но, о чудо! Этот мастер, знаменитый по всей стране, фехтовал так плохо, что князь с первого выпада выбил меч из его рук. Такая очевидная несообразность так удивила моего приятеля, что он но сумел удержаться и громко вскрикнул:

- Он нарочно поддался! Это неправильно!

На этот возглас молодой князь обернулся, взглядом отыскал в толпе моего приятеля и позвал:

- Эй, ты, подойди сюда!

Мой приятель испугался и смутился, потому что на нем была старая одежда, порванная и испачканная птицами, за которыми он ходил. К тому же ни разу в жизни еще не приходилось ему приближаться к особе владыки. Однако же множество услужливых рук вытолкнули его вперед, он упал ниц перед князем и не смел поднять глаз. Князь смерил его взглядом и сказал:

- Так тебе не нравится моя победа? Может быть, ты фехтуешь лучше, чем этот знаменитый мастер?

И, так как мой приятель молчал, князь приказал:

- Дайте ему меч. Я хочу сам сразиться с этим никому не известным героем.

Ты можешь себе представить, в каком ужасе был мой приятель. Уже кто-то поднял его и встряхнул, кто-то сунул ему в руку деревянный меч, кто-то настойчиво шептал в ухо:

- А ты знаешь, как следует поступить, когда состязаешься с такой высокой особой?

Но он все стоял неподвижно, будто соломенное чучело. Но едва он почувствовал удар княжеского меча, как воинственный дух расширил его грудь и окрасил его бледные щеки, и, совсем забыв, с кем имеет великую честь и несчастье сражаться, в несколько кратких мгновений двумя-тремя искусными порогами руки обезоружил князя. Можно было подумать, что всех присутствующих поразил гром, - такая мертвая наступила тишина. Князь, бледный, как привидение, с усилием скривил рот в улыбку, пробормотал:

- Ты действительно хорошо фехтуешь! - поспешно повернулся и ушел. Свита бросилась за ним следом. А мой приятель убежал в свою каморку и в невыносимом ужасе бросился на кучу тряпья в углу.

- Что с тобой? Что с тобой?.. - спрашивал отец, но он не отвечал и только сильней зарывался в тряпье головой.

Вдруг дверь каморки приоткрылась, в нее просунулась голова слуги, а вслед за тем протиснулось его тело. Слуга почтительно поклонился и доложил:

- Владыка так доволен тобой, что приказал дать пир в твою честь. Живее одевайся и следуй за мной!

Пока мой приятель поспешно напяливал на себя все лучшее, что было у него и отца, слуга болтал:

- Владыка так доволен, что хочет назначить тебя своим оруженосцем. Он. изволил выразить, что впервые в жизни встретил честного человека, который не боится говорить правду в лицо и сражается подобно древнему воину.

Я не буду описывать этот пир, и заморские кушанья, и смущение моего приятеля, который даже не знал, как их едят. Скажу только, что к концу пира молодой князь проговорил:

- Возможно, что твоя сегодняшняя победа всего лишь случайность. Завтра сразимся еще раз, и если ты опять победишь, то будешь моим оруженосцем, и телохранителем, и самым близким другом.

С этими словами он поднялся, и пир кончился.

Когда мой приятель спускался к себе по узкой и темной лестнице, вдруг из-за угла вышла дворцовая служаночка. Эх, да что вспоминать! Сказать по правде, была она ему хорошо знакома, добрая и скромная девушка из небогатой самурайской семьи - самая могла бы ему стать подходящая жена.

Девушка приложила палец к губам и шепнула:

- Дзюэмон, постой!

Он остановился, а она шептала, беспрестанно оглядываясь, и так тихо, что он едва улавливал ее голос:

- Слушай! Когда князь после состязания вернулся во внутренние покои и мы подавали ему другую одежду, он был так гневен, что все мы дрожали от ужаса. Он позвал своего оруженосца и сказал ему, что завтра будет сражаться настоящим мечом, и приказал приготовить меч Муромасы, а тебе дадут ржавый клинок, который сломается от первого взмаха. О Дзюэмон, это смерть!

Он долго думал, хмуря густые брови, и сказал:

- Ты имеешь доступ во все дворцовые помещения. Укради меч Муромасы и принеси его мне.

Она в ужасе вскрикнула:

- Что ты задумал?

Довольно уж этот меч пил кровь невинных бедняков. Завтра я напою его знатной кровью, кровью труса и лжеца, коварного негодяя…

Она прервала его, дрожа и ломая руки:

- Опомнись, что ты говоришь? Даже мысль об убийстве господина - величайшее преступление. Верность владыке - первая заповедь самурая. Покорность воле владыки - закон чести.

Так она умоляла его, а он повторил:

- Ты принесешь мне меч.

Она молча плакала, а он повторил в третий раз:.

- Принесешь ты мне меч? Или хочешь, чтобы завтра меня подло убили?

Тогда она выпрямилась, утерла глаза рукавами и сказала:

- Принесу. Жди меня.

Он спустился в свою каморку, и отец, нетерпеливо ожидавший его возвращения, стал расспрашивать, на какое место посадили его на пиру, и кто сидел рядом, и какие кушанья подавали, и что ему говорили, и что он отвечал. Наконец, удовлетворив свое радостное любопытство, старик закрылся с головой стеганым одеялом и заснул. А Дзюэмон долго сидел неподвижно в мучительном раздумье, и уже наступила ночь, когда кто-то тихонько зацарапался за дверью, будто кошка скребла коготком, желая войти.

Дзюэмон поднялся, открыл дверь, и в комнату скользнула девушка.

Из широких складок своей одежды она достала меч и протянула его Дзюэмону.

Он схватил его, вытащил из ножен и по узору древесных колец на сверкающей стали узнал меч Муромасы и поспешно вновь опустил его в ножны.

Девушка заговорила:

- Вот я принесла тебе меч. А когда ты убьешь князя и пытками дознаются, что я похитила этот проклятый меч, казнят меня, и моих родителей, и мою престарелую бабку, и моего маленького братца - весь наш род. И тебя, убийцу, казнят мучительной казнью и твоего отца - весь твой род. Теперь делай что хочешь.

Он прислушался к дыханию спящего отца, он долго смотрел на бледное лицо девушки, он залился слезами и сказал:

- Прощай, больше никогда мы не увидимся. Я ухожу, и подумают, что я украл меч. Подумают, что я испугался и бежал. На тебя не падет подозрение, и ты будешь жива.

Он заткнул меч за пояс и ушел. Так как странен его знала, его выпустили из ворот замка…

- Это все? - воскликнул Мурамори. - А что же случилось дальше с вашим приятелем?

- Ничего хорошего, - мрачно ответил Дзюэмон.

- И вы ни разу больше не видели его?

- Каждый раз, когда я брею бороду и вместо зеркала смотрю в миску с водой, я… В этот момент вошел Рокубэй.

Косяк один - его бы(даже с таким неблагонадежным мечом) ИСКАЛИ... а впрочем не всех же НАХОДИЛИ

полезное, лит.зарисовка

Previous post Next post
Up