Он не спел ни одной песни, но его имя вошло в пантеон славы французской эстрады. Он работал с Морисом Шевалье и Шарлем Азнавуром, Далидой и Лео Ферре. Он был первым, как это сейчас принято называть, "продюссером" Мирей Матье. В 1967 году они вместе приехали в далекий и загадочный СССР и полюбили эту страну. В преддверии своего вояжа он записал альбом «Russie de toujours» («Вечная Россия»), переизданную во многих странах на компакт-диске под названием «The Russian album». Большая и дикая страна ответила музыканту взаимностью. Его обработки звучали в заставках телепередач, в перерывах футбольных матчей, в радиоэфирах. Однажды Марина Влади познакомила его со своим мужем - Владимиром Высоцким. Результат - совместно выпущенный альбом ("Кони привередливые" - это же вообще шедевр!).
Так что сегодня у нас в программе - (дальше говорится голосом Анны Шатиловой) "Мелодии в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа".
[Читать дальше и 10 лучших песен]Поль Мориа родился во Франции, в Марселе, 4 марта 1925 года. Закончил Марсельскую консерваторию по классу фортепиано. В 17 лет создал свой первый оркестр.
В 1957 году переехал в Париж и приступил к работе на звукозаписывающей компании Barclay как аранжировщик и аккомпаниатор. В разное время работал с Шарлем Азнавуром (совместно создано более 120 песен), Далидой, Морисом Шевалье, Лео Ферре, Лени Эскудеро и многими другими эстрадными исполнителями.
В 1966 году Поль Мориа становится музыкальным директором Мирей Матьё. Совместно с поэтом Андре Паскалем он создает её первый хит Mon Credo, за несколько лет сотрудничества он записал с Мирей Матьё около 50 песен.
В 1962 году Поль Мориа сочиняет свой первый международный хит - «Chariot», получивший позже английское название «I will follow him». Это была его совместная работа с известным французским композитором и дирижёром Франком Пурселем. Но вот так сложилось, что имя Пурселя у нас не сильно известно, зато Поль Мориа в лишних рекомендациях не нуждается.
В 1964 и 1965 годах совместно с Раймоном Лефевром он сочиняет музыку к кинокомедиям с участием Луи де Фюнеса «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке».
В 1965 году Поль Мориа создаёт свой Гранд-оркестр, с которым долгие годы записывает инструментальные версии популярных песен, делает обработки классической музыки. В 1968 году его оркестровая версия песни-участницы конкурса «Евровидение 1967» - «L’amour est bleu» (в дальнейшем именуемая «Love is Blue») возглавила хит-парады США, а затем и во многих странах мира. Поль Мориа стал единственным французским исполнителем, добившимся такого признания в США. (Прелестная подборка извращений на заданную тему Вики Леандрос, она же Вассилики Папаатанассиу, и прочих сочувствующих, от самого первого евровижновского выступления в 1967 году (во времена были!), и до самого последнего клипа - выноса мозга совместно со "Скуттером" (а ведь бабульке уже слегка за 60!) - по ссылке). (Вот поговорили, а, собственно, сама обработка Поля Мориа там слегка затерялась на предпоследнем месте. А зря. Love Is Blue)
А уж сколько заставок на ТВ озвучивали этими мелодиями! Услышав первые аккорды «Alouette» («Жаворонок»), уже на подсознании готовишься внимать вкрадчивому голосу Дроздова, повествующему о тонкостях бытия каких-нибудь серожопых тушканчиков (кто ж знает, что в оригинале это мелодия аргентинца Ариэля Рамиреса из католической мессы (!) «La peregrinación» («Паломничество»)). Любители кино застывали под заставку «Кинопанорамы» «Pardonne-moi ce caprice d’enfant» "Дождь над Ливерпулем и Манчестером" Manchester et Liverpool органично сопровождал прогноз погоды. Уже в 90-е годы народ зависал на приключениях знаменитостей, добывавших победу в форте Буаяр в схватках с "батечком Фура" и злобными карликами - так вот, эту заставку тоже создал Поль Мориа! Однозначно, "Наш пострел везде поспел".
Последний альбом оркестра - «Romantic» был записан в 1997 году. С 1998 года Поль Мориа завершил и свою активную концертную деятельность. Новым дирижёром оркестра стал талантливый пианист Жиль Гамбюс, проработавший в оркестре долгие годы.
Поль Мориа умер 3 ноября 2006 года на юге Франции, в Перпиньяне, в возрасте 81 года.
А теперь о личном.
Если я люблю французскую музыку - то благодаря трем людям. И Поль Мориа стоит в этом списке на первом месте, опережая и Джо Дассена, и Далиду (песни которых он, к слову, тоже не преминул обработать). Вот, к примеру L'ete Indien taka takata Ну и, ясное дело, для меня эти мелодии - как возвращение в беззаботное детство. Говорят, что тогда жилось не так уж и замечательно. Только вот детство у нас у всех - одно, и это такая пора жизни, когда не сильно заморачиваешься такими пустяками, как отсутствие гражданских свобод или очереди за колбасой. В детстве все воспринимается проще. Так давайте быть проще - может, и жить станет лучше...
И, наконец, десяточка.
10. Одна из моих любимейших композиций в детстве. Ее часто в перерывах хоккейных матчей ставили. el bimbo Увы и ах, после "Полицейских академий" "Бимбо" у всего населения бывшей 1/6 части суши стойко ассоциируется с обитателями бара "Голубая устрица", куда периодически попадали недотепы Гаррис и Проктор (с предположительными всеми входяще-вытекающими последствиями). Но как не отдать должное ирончиной истории: уже в революционные дни второго Майдана сопоставимый с этой парочкой в своей недалекости и в отношении со стороны зрителей (в том числе в плане пожеланий обильных живительно-ректальных процедур) украинский премьер получил от сограждан прозвище "Бимба" (правда, по другому поводу). Новоявленный "Бимба" не уставал запугивать украинцев европейскими гей-парадами, однако при первой же возможности сам свалил в благословенный Тироль. Фотожабы с Николаем Яновичем в кинокадрах из "Голубой устрицы" были тогда крайне популярны...
9. На ту же тему (не ЛГБТ, понятное дело, а латино) brasilia_carnival
8. Эту вещь я цитировал, когда рассказывал о Клоде Франсуа. Приводил, правда, в пример обработку Фаусто Папетти - но в советское время, ясное дело, в ходу был ПОль Мориа the windmills of your mind Оригинал Клокло Les Moulins De Mon Coeur
5. Хотел сюда влепить «L’amour est bleu», но все-таки решил перенести ее в соответствующий текст. Так что знайте, что на самом деле она мне нравится, просто хочется побольше хорошей музыки. Такой, например, как пронзительный "Последний летний день". Каждый год, 31-го августа, я включаю эту мелодию, ставлю "прокрутку по кругу" и осознаю, что лето уходит... Last Summer Day
4. О моем отношении к этой мелодии говорит хотя бы то, что она стоит у меня на рингтоне на самой популярной симке. Как говорит один мой товарищ, "в каждом вопросе есть две школы". Так вот, одни уверены, что это мелодия записана оркестром Поля Мориа, другие - что под руководством Франка Пурселя. Истина, как водится, посередине - они работали сообща :-). А мелодия фигурирует даже в мультике "Ну погоди!". petit_homme Ну и оригинал. Далида, естественно. petit_homme
3. "Токатта" - одна из любимейших мелодий моего детства. Как ее полюбляли на украинском радио - не передать словами. toccatta
2. Об этой мелодии я уже писал (и даже загружал :-)) в своем посте о Мари Лафоре. Так что тут просто ее повторю. Viens Viens
1. Эту мелодию любят на современном рос-тв в качестве музыкального сопровождения всяких слезоточивых начинаний типа почитания ветеранов, благотворительных сборов средств и прочей пропагандонины. А музыка - волшебная! Ее ничем не захламить. Mama (Ну и давайте тога вспомним оригинал Далиды Mama