Он написал более 1000 песен, сыграл в 60 фильмах и продал более 100 млн дисков. Согласно совместному опросу журнала Time и CNN (1998), его признали лучшим эстрадным исполнителем XX века. В 1931 году он впервые вышел на сцену - его отец был вынужден закрыть свой ресторанчик, и семья остро нуждалась в деньгах. Спустя четыре года он дебютирует в кино. В 40-е работает с самой Эдит Пиаф. В 1956-м признается лучшим шансонье Франции. В 90-е он поет дуэтом с уже состоявшейся певицей Элен Сегара (Эсмеральда из "Нотр Дам", кто не в курсе), которая младше него почти на 50 лет. Но не остановился на этом, спев еще и с ZAZ, которая еще лет на 10 моложе. Что же касается Сегара, то он испытывает к ней глубокую симпатию не только как к замечательной певице, но и как к представительнице того же народа, что и он сам. В 2000-м году, в 78 лет, он получает назначение на министерский пост, став министром культуры Франции. В 83 года он пишет книгу «Mon pere, ce geant» («Мой папа - великан»). Книга включает 16 коротких зарисовок бытового, мемуарного, псевдобиографического, публицистического и фантастического характера. После чего едет на Кубу и записывает альбом с местной легендой Чучо Вальдесом. В 84 года он наконец-то получил гражданство своей исторической Родины, и... тут же был назначен послом в Швейцарии и представителем при ООН. Жизнерадостный дед не унывает, ведет на девятом десятке эстрадное шоу на ТВ. «Я собираюсь дожить до ста лет и работать до девяноста», - пообещал он каких-то два десятилетия назад. И слово пока держит. 90 лет ему исполняется в этом году...
[Читать дальше и 10 лучших песен]Шарль Азнавур родился 22 мая 1924 года в Париже. Тогда его звали Шахнур Вахинак Азнавурян: его родители эмигрировали во Францию двумя годами раньше, а до этого жили в Тифлисе. Несмотря на то что Азнавур быстро лишился армянского окончания в своей фамилии, связи с родиной предков он никогда не терял. В его репертуаре есть несколько песен, посвященных Армении, в том числе и на тяжелую тему турецкого геноцида. Когда в 1988 году землетрясение разрушило город Спитак, Шарль основал благотворительную ассоциацию «Азнавур для Армении»: деньги в помощь пострадавшим тогда перечислили многие его коллеги, порой даже не знавшие, где находится Армения. Почти сотня французских артистов приняли участие в записи видеоклипа «Для тебя, Армения». В Гюмри (бывший Ленинакан) установлен прижизненный памятник Азнавуру, а одна из площадей Еревана носит его имя. Более того, в возрасте восьмидесяти четырех лет он наконец-то получил армянское гражданство.
Но появлением актера и певца Шарля Азнавура мы, конечно, обязаны Франции. С детства талантливый ребенок учился в артистической школе, уже в девять лет дебютировал на сцене, а в 1946 году по приглашению Эдит Пиаф стал выступать у нее «на разогреве» во время гастролей. Карьера шансонье складывалась вполне успешно, но только через десять лет Азнавур дорос до сольных концертов в парижском зале «Олимпия». Он написал более тысячи песен и стал королем французского шансона. Почти официальным. Правда, потом на некоторое время он ушел из королей и стал «всего лишь» министром культуры Франции.
Сейчас Азнавур постоянно живет в Швейцарии, но покой ему только снится. Став армянским гражданином, он тут же был назначен послом Армении в Швейцарии и постоянным армянским представителем в штаб-квартире ООН. Он никогда не забывал о своих армянских корнях, и историческая родина ему за это благодарна. В 2001 году Азнавур присутствовал на открытии памятника себе в Гюмри и лично сорвал покрывало со скульптуры. При этом он пошутил: «Впервые в жизни раздеваюсь перед народом».
Он действительно никогда не афишировал личную жизнь, хотя известно, что Шарль был женат трижды и у него было пятеро детей (один сын умер молодым, а один, Миша, живет в Москве). При этом Азнавуру постоянно приписывают роман с Эдит Пиаф, но он по-прежнему отделывается туманными формулировками. Да, они дружили. Да, он многому научился у этой сильной женщины. Да, пожалуй, это было больше чем дружба - по формулировке Азнавура их связывала «невидимая нить».
Шарль написал две автобиографические книги, в которых тоже отчасти «разделся перед народом». Но, как человек интеллигентный, не до конца. Например, он признался, что сделал пластическую операцию, чтобы немного уменьшить «свой огромный армянский нос». Азнавур не отрицает, что обрушившийся на него успех вызвал в артисте звездную болезнь, но он быстро научился ее преодолевать. От природы он очень стеснительный, но на сцене всю жизнь вынужден это скрывать и уже научился выглядеть властным и влиятельным. Но таким, какой он есть, Азнавур может побыть только там, где его никто не узнает. Неужели на земле еще остались такие места?
Кстати, король шансона читает не менее ста книг в год и всем советует следовать его примеру. А начать можно хотя бы с автобиографии Шарля Азнавура или со сборника рассказов «Мой папа - великан», где певец выступил в роли прозаика.
Азнавур уверял, что ничего не понимает в бизнесе. При этом сам вел свои дела и вполне успешно. В том что касается собственной карьеры, Шарль не доверял ни продюсерам, ни агентам. Когда в результате неких запутанных сделок часть его каталога получила американская компания Time Warner, Азнавур лично выкупил свои песни обратно.
А однажды он запросто купил четыре музыкальных издательства за один день. И не бизнеса ради. Азнавур узнал, что немецкие компании собираются приобрести несколько французских лейблов. Один из них владел правами на музыку Шарля Трене, коллеги и учителя Азнавура. Ученик посчитал, что это неправильно - отдавать национальное достояние в руки чужестранцев, и потратил внушительную сумму на эти активы, которые не принесли ему ничего, кроме убытков.
При этом шансонье никогда не заботился о своем здоровье - в молодости он много пил и курил как паровоз. С возрастом Азнавур стал более умеренным в еде и напитках, а курить и вовсе бросил, но ненадолго: с отказом от сигарет его стал мучить страшный кашель и пришлось вернуться к «терапевтическим» дозам никотина.
Шарль Азнавур всегда был непоседливым и менял дома едва ли не каждый год. Один свой парижский дом он строил полтора года, тщательно контролируя процесс. Когда все было готово, Шарль с семьей въехал в него и через две недели понял, что дом ему не нравится: «Ничего не смог с собой поделать - пришлось опять переезжать».
А теперь о личном.
Я не большой поклонник кино, и фильмы смотрю редко. Но о существовании дуэта Ришар/Депардье, разумеется, в курсе. Ришар обычно изображает недотепу, которого наставляет на путь истинный добродушный громила с российским паспортом. Причем, как правило, герой Ришара о своей недотепистости не догадывается, живя полной жизнью. Но в каком-то из фильмов случилось по-другому. Раздавленный внезапным осознанием своей ничтожности, кучерявый блондин со слезами на глазах вполголоса читает стихи - точнее, слова песни.
Je vous parle d'un temps Que les moins de vingt ans Ne peuvent pas connaître Montmartre en ce temps-là Accrochait ses lilas Jusque sous nos fenêtres Et si l'humble garni Qui nous servait de nid Ne payait pas de mine C'est là qu'on s'est connu Moi qui criais famine Et toi qui posais nue
La bohème, la bohème Ça voulait dire on est heureux La bohème, la bohème Nous ne mangions qu'un jour sur deux...
По правде сказать, я не являюсь большим поклонником творчества Азнавура. Но, разумеется, среди того обилия песен, которые он создал, у меня есть свои любимые, и "Богема" - любимейшая из любимых...
Ждете пару слов за "Вечную любовь"? Да, песня замечательная, хотя русский текст мне не нравится категорически. Но однажды на "Голосе страны" я услышал версию в исполнении Павла Табакова, и понял - ВОТ ОНО.
7. Les deux guitares "Эх, раз, еще раз...". И какой же француз не мечтает податься к цыганам!
6. Hier Encore По правде сказать, эта песня именно в сольном исполнении Азнавура мне нравится меньше, чем во многих других. Но сколько народу ее перепело - не передать словами. Мне очень нравится обработка Башле. Очень нравится обработка Мильвы. Слова в этой песни очень цепляющие. Кстати, сам Шарль сейчас ведет на французском ТВ программу эстрадного ностальжи с красноречивым названием Hier Encore - "Еще вчера..."
5. La Petite Fleur Известнейшая вещь, масса инструментальных обработок.