Время от времени в истории народов появляются лидеры, выступающие как объединители земель...

Nov 09, 2008 04:10

Ельцин же, наоборот, прославился тем, что разъединил СССР и лишь на закате своей политической карьеры предпринял шаги, частично компенсирующие потери от распада империи. Заметим при этом, что мы ни в коем случае не утверждаем, что чем больше территория государства, тем это лучше для экономики и управления. Однако для экономики мобилизационного типа, каковой она была в СССР и осталась в России, это, несомненно, справедливо. По крайней мере, для типичного русского государственника-империалиста формула 'больше территория - больше ресурсная база', видимо, является аксиомой.
Именно на роль такого объединителя претендует сегодня Владимир Путин. Он проявляет жесткость в подавлении сепаратистского мятежа, вывел процесс объединения с Белоруссией на качественно новый уровень, а к тому же прекрасно уяснил для себя внутреннюю конфликтность механического построения СССР, а затем и России, и собирается эту конфликтность преодолевать.
Напомним, что территориальное деление СССР (а затем и РФ) было произведено по национальному принципу. В соответствии с национальной доктриной Ленина коммунистическое правительство декларировало добровольное участие в федерации, но на деле никогда не собиралось предоставлять субъектам федерации право выхода. Экономически регионы изначально оказывались в неравноправном положении. Доноры финансировали слаборазвитых, а распределение производил бюрократический Центр. Естественно, с явной выгодой для себя.
После ослабления полицейского контроля вся эта система оказалась на грани разрушения. Самое главное, что проявилось наконец несоответствие правового обеспечения структуре единого государства. На практике регионы России имеют национальные правоохранительные органы, национальное судопроизводство, национальные концепции образования и т.д. Доноры добились урегулирования отношений с Центром на основе так называемых двусторонних соглашений. Внутри России появились и президенты. Это уже ни в какие рамки не лезло. То, что произошло в Чечне, стало лишь крайней и вполне просчитываемой формой этого явления. Не удивительно, что государство в лице Путина намеревается предпринять некоторые превентивные шаги, чтобы не допустить рецидивов сепаратизма в дальнейшем.

Но как сделать эти шаги законными? Выступая в понедельник на расширенном заседании коллегии

Минюста РФ, Владимир Путин подчеркнул, что 'мы задыхаемся от отсутствия правовой базы, адекватной складывающейся ситуации'. 'Это не значит, что все нужно выбросить на свалку, но нельзя, чтобы страна жила при правовой базе, созданной при другом государственном строе'. Иными словами, нужно написать новые законы, а потом добиться исполнения этих законов. 'Диктатура закона - единственная разновидность диктатуры, которой мы обязаны подчиниться', - отметил он. При этом и.о. президента подчеркнул, что нельзя всю эту проблему взваливать только на Государственную Думу. Правительство и Министерство юстиции должны занять более 'наступательную позицию', ибо 'продуманной, просчитанной законотворческой политики в России пока нет'.

Напомним, что 20 процентов принятых в последнее время в субъектах федерации законодательных актов противоречат законам РФ, в том числе и ограничивают права человека. По оценке и.о. президента, противоречие законов ряда субъектов федерации российскому федеральному законодательству 'может превратиться в критическую массу, которая способна взорвать единое конституционное поле страны'. И.о. президента РФ считает опасным участившиеся попытки субъектов федерации вторгнуться в такие независимые (хотя бы в теории) от местных властей сферы, как прокуратура и налогообложение. Недвусмысленно Путин поддержал идею о предоставлении Минюсту права обращаться в суд по вопросам отмены регионального законодательства.

О наступлении Центра на права регионов на местах уже знают. В частности, в Татарстане уже поговаривают о возможной отмене института президентства, и Шаймиев не спешит на новые выборы, понимая, что может лишиться всего. Уже несколько месяцев Центр умело играет на противоречиях между региональными лидерами и органами местного самоуправления, выступая в данном случае на стороне первых. Затем, согласно предполагаемым планам Путина, он должен ограничить права вторых. Удастся ли это, неизвестно. Есть версия, что подобные меры, наоборот, могут спровоцировать распад. По крайней мере, политические лидеры национальных образований начинают осторожно предупреждать Путина о том, что единство возможно только на основе многообразия. 'Иначе 'чрезмерное единство' (Аристотель) может привести государство к уничтожению'. Пока что Путин слушает, но ест.
Vesti.ru.
Ural Banner System
Previous post Next post
Up