Я очень давно ничего не писала, и даже не знаю, кто из вас, мои дорогие друзья, меня еще читает. Сейчас в Москве противный дождь со снегом, он совершенно разрушил мои утренние планы. Раз уж я пока вынуждена сидеть дома, дай-ка, думаю, расскажу вам о своих успехах.
После своей достаточно продолжительной работы в пиаре русской моды, я решилась сама выпустить коллекцию одежды. На самом деле, с того момента прошел уже год, и за плечами уже три коллекции, но обо всем по порядку.
Кристиан Диор в своей чудесной автобиографии "Диор о Dior" рассказывает, как судьба три подводила его к тому, чтобы стать модельером, а он никак не мог распознать эти знаки. В ту пору он работал простым рисовальщиком в Домах Piguet, Balmain, Lelong, и из уважения к этим большим именам, как он пишет, ни разу не осмелился до конца додумать мысль, чтобы самому начать создавать платья.
Позволю себе сравнить собственную ситуацию с диоровской. Я работала с такими талантливыми людьми, что мне бы и в голову не пришло соревноваться с ними по части того, что касается вкуса и стиля. Кроме того, я не умела ни конструировать, ни шить, ни кроить - мне казалось. что для желающего стать модельером это непременные навыки, и их отсуствие ставит, как говорится, жирный крест на всех подобных мечтаниях. Реальность оказалась интереснее.
Как и многие девушки, я часто сталкивалась в своей жизни с ситуацией, когда необходимо купить какое-то особое платье, или, например, пальто, но ничего не подходит. В таких случаях приходилось прибегать к услугам портных. Дело это, конечно, ненадежное, и тут уж как повезет - или ты получишь идеально сидящую вещь мечты, или, потратив немало времени и денег, увезешь из ателье какую-нибудь жалкую говняшку, потому что не все в этом процессе зависит от тебя и твоего чудесного вкуса. У меня бывало и так, и этак.
Как-то прошлой осенью я показала своей хорошей подруге, дизайнеру и хозяйке магазина Mode et Cafe Марине Ример один из нарядов, который заказала в мастерской у моего другого хорошего друга Патрика Скорцени. На фото я в узкой коричневой шелковой юбке с высоким поясом, и в белой блузке с рукавами-фонариками. Марина меня похвалила, и вдруг, то ли серьезно, то ли в шутку спросила: "Катя, может вам самой начать делать платья?".
Эта идея меня сразила. "Как так? Я сама? Шить? Придумывать? А как же образование?". Мне было страшно даже подумать о том, как отнесутся к этой новости мои друзья и знакомые, как будут мило перемывать мне кости, говорить: "О, вот еще одна! Тоже мне - дизайнер!". Кроме того, у меня почти не было денег, а платья же шьются не из воздуха. С другой стороны, я вдруг поняла, что никто моего шанса у меня не отнимет, что трудности преодолимы, разговоры за моей спиной несущественны, что можно обо всем договориться, и что главное - просто принять это решение.
И я его приняла. С деньгами на ткани мне помогли родители. Дали они совсем небольшую сумму - это же был чистый эксперимент. Пошив платьев Марина Ример взяла на себя (в качестве благодарности и беззастенчивой рекламы могу сказать, что так, как шьют в ее ателье, в Москве не шьет почти никто). Когда я заговорила о деньгах за пошив, Марина отмахнулась: "Отдашь с продаж". То есть, уже тогда она в меня верила!
Потом я стала думать о том, как все это предприятие назвать. Имя и фамилия - как это принято в большинстве случаев, казались мне ужасно пресными. Кроме того, сейчас появилось столько молодых дизайнеров, которые почему-то считают, что их имя и фамилия на логотипе кому-то интересны. Становиться в этот унылый ряд Федоровых-Петровых-Сидоровых мне совсем не хотелось. И тогда мы с моей лучшей подругой Галой Борзовой стали крутить мою змеиность. В итоге у нас появилась SERPENTINA и прорисовалась история - "Одежда для городских принцесс". Как минимум, на 50% это заслуга Галы.
Теперь надо бы рассказать о том, как вообще создается коллекция. Сначала ты придумываешь концепцию и стиль (лично меня всегда вдохновляют старые фотографии элегантно одетых женщин). Потом рисуешь эскизы. Потом советуешься с технологом, и он говорит, какие ткани подходят для этих моделей, будут ли они держать форму и все в этом роде. Дальше работает конструктор. Его задача, создать лекала - выкройки, по которым будет кроиться ткань. Обычная практика - пошив чернового платья из грубого белого полотна, называемого еще макетной тканью. Этот образец закалывается прямо на модели, а потом по нему делаются отметки - где что убрать, присборить, ушить и подшить. Некоторые конструкторы предпочитают драпировать платья прямо на манекене. Это называется методом наколки, и считается делом очень непростым, требующим особого умения. Марина таким образом создала для меня две красивейшие пышные юбки из шелка. Чтобы добиться того эффекта, как мне хотелось, пришлось потратить уйму времени: мы по-разному закладывали складки, взбивали юбку, крутили ее. В результате получилась объемная и довольно легкая конструкция (учитывая, что ткани на юбку уходит 6 метров), не требующая нижних юбок.
Потом я долго подбирала ткани, чтобы финальный результат собрался в коллекцию, закупала их по всяким секретным адресам, отвозила в ателье. Марина выделила мне конструктора Юру, очень педантичного человека, который постоянно критиковал мои идеи и относился ко мне с серьезным подозрением. По мере работы, правда, его подозрительность немного рассеялась, но поначалу я себе казалась каким-то несчастным червяком под его суровым взглядом. Надо сказать, конструктором он оказался отменным, и все мои идеи отточил до идеала. Дальше - понятно: раскрой ткани и пошив платьев. Дальше - многочисленные примерки, чтобы исправить последние недочеты и несовершенства. И вот - коллекция готова.
Я сделала ее небольшой, из десяти предметов: черный плащ, три платья, три юбки и три блузы (все из шелка). Поскольку я не показываю ничего на подиуме, мне не было нужды создавать сразу 30-40 луков, да и денег моих бы на это не хватило. Казалось бы, вот все готово. Иди и продавай (у Марины же в ее магазине). Но нет.
Моя подруга Гала - один из лучших фэшн-стилистов в этом городе. Конечно же я не могла этим не воспользоваться. Мы затеяли съемку моей рекламной кампании. Было выбрано место - ресторан "Турандот". Был выбран фотограф - Филипп Ндзана. Визажистом была Марина Рой. Эти люди работают для лучших журналов, для Вога и Таттлера, и я понимаю, что бесплатно поработать они согласились не со мной, а с Галой. Все равно, я очень им благодарна. С моделью я определилась еще раньше - я хотела снимать ТОЛЬКО Лейлу Эрдман. Мне казалось (и до сих пор кажется), что ее лицо - это идеальное воплощение Серпентины. Каким-то чудом, у нас с ней нашелся общий друг, и она согласилась сниматься тоже бесплатно. Наверное, во мне аккумулировалась вся моя еврейская натура, если мне разом удалось провернуть все это! Да, забыла упомянуть, "Турандот" тоже не взял с нас положенные 15 000 за разрешение на съемку. Ну это уж спасибо моему папочке - договорился.
Нас приняли очень любезно, отдали нам целый зал, повытаскивали из закромов настоящее столовое серебро. Из соседней кондитерской "Пушкин" принесли пирожные (я заранее заказала их по списку и попросила доставить, тк в самом "Турандоте" десерты не такие красивые). У родителей моего друга Пети я одолжила антикварную скрипку, а водитель доставил мне из дома моего кота Теодорыча (Теодорыч истошно вопил, а потом лапой изнутри открыл свою переноску и побежал по ресторану, умиляя редких утренних посетителей).
Гала очень быстро и ловко подобрала Лейле аксессуары - жемчуга и бусы Die_Blonde, подмешала к ним немного винтажных Chanel и Lanvin. Я пару раз пыталась вмешаться, но скоро поняла: то, что происходит на площадке - совсем не мое дело. Я свою работу уже выполнила, придумав платья и собрав всех членов команды вместе, и теперь мне просто надо поудобнее сесть и не мешать людям делать свою работу.
Так появилась наша первая съемка. Она получилась настолько красивая, что ее разместил у себя даже официальный сайт vogue.it. Вещи из коллекции разлетелись очень быстро, и пришлось еще несколько раз дошивать. Несколько платьев купили мои подруги (за что им отдельное спасибо, а потом пошли настоящие клиенты - женщины, которые примеряли мои платья, уносили их домой, ходили в них на свидания, встречали будущих мужей. Ну, это уж я фантазирую, но здорово бы. Вот так я и стала дизайнером.