В сезоне 2023 по разным причинам я не обзавелся своим мотоциклом. Но от печальной участи «пешехода» меня спасли друзья.
Сначала товарищ из Петрозаводска (Серега) дал полтора месяца погонять на его BMW R1100RT , а потом уже питерский друг Женя уступил до конца лета китайскую «четвертушку» которая у него была в качестве второго мото в совокупности с его BMW R1100GS
Поскольку свои впечатления от RT я описывал постом выше, здесь я расскажу своем «китайском» опыте.
Мотоцикл, с которым мне предстояло «подружиться» был 250 кубовым турэндуриком китайского производства под названием WELS ZX250XT
Турэндуриком я называю его просто потому, что как показала практика, он довольно хорошо ведет себя и в лесу, и в песке, и вообще практически везде вне дорог, даже грунтовых (если не прыгать через бревна), и в дальней поездке. Да, я сгонял на нем из Питера в Петрозаводск и обратно, в общей сложности более 1000км и даже не особо устал.
Но обо всем по порядку.
Мотоцикл достался мне вполне исправным, но руки все равно было куда приложить - сразу обратил внимание на довольно проблематичный запуск на холодную и не работающие поворотники.
Пока ехал к себе в гараж , обратил внимание что мотоцикл еле-еле набирает 85-90кмч.
Также не мешало бы перебрать и заново прокачать тормоза.
Если вопрос с поворотниками решился просто - купил реле на wildberries за 250р
то с запуском пришлось немного повозиться.
Вскрытие показало что оригинальное реле со временем от вибрации развалилось внутри
Сначала почитал все, что нашел в интернете, где довольно скоро выяснилось, что мотоцикл этот - близкий родственник популярного у нас IRBIS TTR 250 и клон популярного RACER PANTHER 250.
На мотоцикле стоит 250 кубовый 17-сильный двигатель 170FMM воздушного охлаждения с карбюратором PZ30
Немного поизучал тему и выяснил, что у данных карбюраторов холодный запуск это постоянная проблема. Все дело в слишком маленьком отверстии жиклера холостого хода. Внезапно решение оказалось неожиданным - оказывается в эти карбы отлично подходит один из жиклеров от газовой плиты Gefest (0.46)
В итоге я закупил комплект жиклеров и разобрал мотоцикл с целью перебрать карбюратор и проинспектировать зазоры клапанов.
Насмотревшись и начитавшись разного я заодно несколько сгладил напильником выступы впускного коллектора в головке движка. Уж не знаю, помогло ли конкретно это, но хуже точно не стало.
Отстроил заново клапана (были поджаты, не зря полез), вкрутил новый жиклер в карб и все собрал. Теперь нужно было отстроить холостой ход. Завел мотоцикл, немного прогрел и вдруг обнаружил, что к байпасному винту (который и регулирует в карбе соотношение топливо/воздух) просто не подлезть. Вокруг очень горячие железяки и полюбому рука так или иначе касается какой-то! В итоге намучившись, припаял к латунному болту другой латунный болт, как бы приделав этим ему ручку за которую крутить.
Получилось не идеально, но все равно удобнее. Настроил карбюратор и на этом закончил.
Буквально на следующий день у меня был запланировал выезд с друзьями на залив, пожарить мяса и вот это вот всё, что мы очень любим. Я не просто так возился с карбюратором, хотел успеть сделать и быть на своих колесах.
В назначенный день собираюсь, навьючиваю на «ослика» (это прозвище мне кажется оптимальным для данного мотоцикла) баул со всем своим скарбом - палаткой, спальником, кухней, и выдвигаюсь.
Ехать не особенно далеко, примерно 150км от моего дома.
«Ослик» уверенно бежит , скорость я контролирую по закрепленному на руле телефону, поскольку родной спидометр показывает давление воды в Марианской впадине. 85кмч...90...95....100!!! Оказывается он вполне это может!
Click to view
Довольный мотоциклом и собой я проехал чуть меньше половины пути, притормозил, примеряясь как лучше объехать пробку на КАД и вдруг мотоцикл закашлял и начал глохнуть. Завожу снова. Проезжаю метров 20 - снова глохнет. И так, пока я не понял, что нужно поддерживать более менее средний газ чтобы не заглохнуть посередь КАДа.
Таким образом я доехал до места встречи со своей компанией, где внезапно было обнаружено, что тот самый байпасный болт, который я напаивал, просто ВЫКРУТИЛСЯ от вибрации и ПОТЕРЯЛСЯ(сука!!!) где-то по дороге.
Каких только вариантов ремонта на коленке не было озвучено... но в итоге самым действенным оказалась веточка с какого-то кустарника, вставленная одним концом в отверстие байпаса а другим упертая в двигатель, чтобы не вывалилась! И мотоцикл снова отлично завелся и поехал!
Поездка удалась, хотя на утро были сомнения - «а заведется ли он с этой палкой?». Завелся! И без каких-либо проблем.
Вернулся домой, сразу стал искать что-то на замену древесине, и в итогу на алиэкспрессе был найден удлиненный болт. Сразу и заказал его.
А пока он ехал из Китая - я ездил с поленом. И вполне бодро ездил.
Между тем, не смотря на мой первоначальный скепсис, «ослик» оказался вполне себе бодрым. Его крейсер оказался 90км/ч(по телефону) а разогнать его получалось примерно до 107км/ч. При этом было ощущение, что тяга еще есть, просто ручка газа кончилась.
Но данные характеристики позволяли вполне нормально ездить по двухполосным дорогам Ленобласти и Питера, а на больших трассах типа КАД или Скандинавии просто не вылезать в крайнюю левую полосу, держась в темпе идущих фур и иногда их обгоняя.
Вот по таким дорогам - вообще без напряжения!
Но острых ощущений он мне все-таки подкинул.
Как-то раз, поехали прохватить с товарищем по области. Он на своем Bajaj Boxer 150 от меня даже немного отставал. Покатались по лесам, заехали в разные интересные места, потом на пляж залива - тут я с удовольствием покатался по песку - и двинули обратно
Вечер, стемнело уже. Мы проезжаем Зеленогорск (примерно 56 км до моего дома) и тут у меня на ходу двигатель неожиданно начинает глохнуть. Даю газ - ревет, и все равно, стоит чуть сбросить - глохнет.
Останавливаюсь, пытаюсь завести - даже не схватывает. А на улице реально темно, да и плюс ко всему - я понимаю что это не на 5 минут, а мне завтра на работу очень и очень рано. Точнее, уже часов через 7.
Отталкиваю мотоцикл к ближайшему освещенному месту у какой-то овощебазы под фонарем. Инструмент, благо, с собой есть.
Первое что приходит в голову - карбюратор. Снимаю и тут слышу внутри металлическое перекатывание чего-то маленького. И точно! Я плохо закрутил новый жиклер, от вибрации он выкрутился и просто вывалился на ходу.
Но вот ключа на 10 как назло не оказалось. Хорошо рядом таксисты устроили стоянку и с интересом наблюдали за моими приключениями. Стрельнул ключик у них, затянул, собрал.
Поменялись с товарищем аккумуляторами - свой я высадил в попытках запустить мотор - завелся и поехал. Bajaj кстати, спокойно завелся с кика. Уфф...давно я не копался в карбюраторе при свете уличных фонарей.
По моему последний раз лет 20 с хвостом назад, когда еще на УРАЛе ездил.
После этого я установил в карбюратор новый, уже длинный байпас, предусмотрительно вытянув его пружину, чтобы она не давала ему выкрутиться и на всякий случай привязал тросиком (ну мало ли).
Геройское дерево, которое все это время служило мне верой и правдой, так и лежит где-то в гараже.:))
Также заменил задние светодиодные поворотники, которые было практически не видно, особенно в солнечную погоду, на нормальные ламповые. Реле, кстати, хорошо справилось с обоими.
Стал активно ездить по области на удаление примерно 100-200км по разным красивым местам, частенько забираясь туда, где на большОм мотоцикле наверно намучался бы в песке.
Но меня не отпускало желание проверить на себе, каково это, поехать на таком маленьком аппарате куда-то дальше.
Я много смотрел роликов про путешествия на подобных мотах, читал об этом, но хотелось испытать на себе.
И решил с товарищем сгонять в Петрозаводск, навестить RTху, на которой недавно ездил и её владельца - моего друга Серегу.
Ехали не спеша, 90-100км/ч (я все равно больше не мог) но учитывая этот момент специально выбрали очень красивую дорогу, по которой нестись и не хотелось - такая вокруг была красота!
Кому интересно где это - залив Кирьявалахти на Ладоге
Остановились по пути на одном из многочисленных карельских озер. Перекусили и немного отдохнули, кайфуя от тишины и красоты.
Озеро Сяксьярви
В Петрозаводск прибыли уже довольно поздно. Заехали за пивом и поехали к Сереге в гараж.
Часов 9 вечера.
Обратная дорога тоже не вызвала никаких сложностей. Мотоцикл вел себя предсказуемо, ровненько тянул свои 95-100 при расходе примерно 3 литра. Завернули на то же самое озеро выпить кофе, но встали немного в другом месте.
Подводя итог могу с уверенностью сказать, что зря я раньше, как говорится, воротил нос от китайских «чекушек». Они вполне могут быть востребованы. Даже далеко не самые топовые и вполне себе дешевые.
Да, у них нет каких-то гигантских пробегов, но мой «ослик» на момент возвращения к хозяину показывал на одометре уже 10000 км, и Женя меня уверял, что на самом деле еще больше - просто какое то время он ездил без тросика.
Самый большой недостаток этого мотоцикла - вибрации. И не столько даже на руле, сколько те что передаются на двигатель. Если относиться к этой технике серьезно, но все винтовые соединения, которые не требуют частого использования я бы посадил на синий локтайт, а где возможно - сделал бы сайлент блоки.
Расходы на данный мотоцикл мягко говоря скромные. 12 литровый бак заправляется 92 бензином и расходует примерно 3 литра на 100 км. То есть за один бак можно проехать почти 400км.
Масло меняется раз в 1000км - 1 литр заливается в двигатель. Я лил Роснефть 10W40 и мотор работал тихо и без звона. затраты - в районе 500р за литр.
И если уж говорить о расходах - сумма транспортного налога также будет очень скромная.
Огромный плюс этого мотоцикла - это то, что все запчасти на него можно купить на площадках типа ОЗОН/Wildberries и алиэкспресс. А значит они доступны практически в любой точке за очень символические деньги и довольно быстро.
Что кстати, само по себе, как мне кажется, стимулирует путешествия на нем.
Сама же конструкция - проста настолько, что при правильной сборке и минимальном понимании о том, как это должно быть настроено, никаких проблем владельцу данная техника не создаст. С того момента, как я установил в карбюратор удлинённый винт качества, я больше не лазил в мотоцикл. Только ездил, заливал бензин, масло и смазывал цепь. "Ослик" меня ни разу не подвел.
Что касается дальних поездок - да, вполне возможно ездить и на такой технике.
Все, что нужно - это понимая, что она может а чего НЕ может, приспособиться к темпу движения и тогда путешествие будет приносить только удовольствие. А горизонты, которые открывают небольшие вес и мощность - здорово вырастают, ведь там, где владелец большого и тяжелого мото еще будет раздумывать, сворачивать ли в кажущееся интересным место, но со стрёмной дорогой (узкой, грязной, песчаной - нужное, или все сразу подчеркнуть), пилот китайской "чекушки" просто свернет туда не раздумывая - потому, что он там проедет с вероятностью 99% и даже не заметит какого-то неудобства.
Пожалуй единственное, на мой взгляд, категорическое ограничение - вдвоем на таком мотоцикле будет совсем грустно. Это выбор одиночек.
Больше скажу- я настолько впечатлился возможностями этой техники, что теперь хочу купить подобный мотоцикл как второй, для покатушек по местам, куда я не полезу на "гусе" или просто для иного формата путешествий. По настроению.
Не обязательно именно точно такой, их выбор довольно широк.
Главное, я для себя точно понял, что они могут а чего нет.
Всем добра!:))