Реплика про игру Стимпанк

Oct 16, 2017 17:35


Так как со времени игры прошло два года, уже можно говорить, что я испытал от этой игры некоторое расстройство, которое тогда едва мог сформулировать, а сейчас, с некоторым трудом, все-таки сумел. Прошу не рассматривать это как рецензию, это просто моя попытка разъяснить некоторым друзьям свой эмоциональный и интеллектуальный опыт, но никак не ( Read more... )

Leave a comment

zoosad October 23 2017, 14:49:34 UTC
Я не очень понимаю, почему в игре про обсуждение человеческой этики обязательно должен быть Гегель. Но озвучу другое. Лео меня когда попросил провести разбор игры, тщательно и старательно мне объяснил, что игра была про границы. И про человеческий выбор, идти за ту или иную границу.
Так что сужение поля дискусси про этику в их головах до игры было в этой плоскости. На игре получилось иначе, но это другой вопрос.

P.S. Хотя, возможно, я и самому себе не очень понятно говорю.

Reply

antiphoton October 24 2017, 08:25:45 UTC
Ели говорить про границы, и выход за них (о чем без Гегеля еще ок, но вот без Ницше никак нельзя!), то совсем непонятно, к чему был нужен поворот с нефелим.
Тут как раз получается история про то, что нет никакого выбора.

Reply

zoosad October 24 2017, 11:15:55 UTC
Тут как раз очевидно. Нефилим - основные создатели границ. Максимы - границы. Красная ртуть - граница. Направления исследований - граница.

И я продолжаю не понимать, почему обязательны Гегель, Кант или там Бердичевский. Мы сами не можем создать сложное умное обсуждение?

Только одно могу предположить. Для задания единого контекста, т.е. вот в Гегеля и Вольтера вы должны верить, а в Анаксимена и Анаксимандра не верить.

Reply

antiphoton October 24 2017, 11:59:22 UTC
>Тут как раз очевидно. Нефилим - основные создатели границ. Максимы - границы. Красная ртуть - граница. Направления исследований - граница.

Ооокей. Ну, вот чтобы не затевать целую игру ради таких линейных метафор, и нужны Гегель с Кантом)
В смысле, это как делать сай-фай игру про развитие биотехнологии, но игнорировать, там, генетику с теорией эволюции. В вопросах философии, морали, этики, эстетики точно так же недостаточно опираться на бытовые знания, чтобы "создать сложное умное обсуждение". За нашими спинами стоят гиганты, сложнее и умнее нас, а мы пытаемся подпрыгнуть выше, даже не изучив их опыт?

Reply

zoosad October 24 2017, 13:28:06 UTC
Ты сейчас говоришь, как верящий в наличие предмета у науки "философия" :-)))

Я думаю, что метафора не очень корректна. От того, что Павлов когда-то очень много думал или Дарвин очень много думал, у нас есть совершенно конкретные направления развития и современные, применимые на практике, навыки. И если в сай-фай есть наука, то в ней должны быть и Винер, и Лобачевский, и Павлов с Дарвиным.

А от того, что Гегель очень много думал, у нас есть только история его размышлений и его умные мысли. Мы можем их использовать. Но они не являются краеугольным камнем ничего.

Кстати, вот пример умных мыслей про природу человеческого сообщества, которые вылились в очень серьёзные изменения в мире. Вебер "Теория праздного класса". Книга о человеке и обществе (правда, без Бога, но вроде не все философы про бога), а стала основой институциональной экономики, с помощью которой, бывают, принимаются крупнейшие решения на планете.

Reply

antiphoton October 24 2017, 13:58:38 UTC
Во-первых, конкретно за Гегеля такой базар еще каких-то 30 лет назад можно было и не вывезти :) А сто лет назад кое-где тоже предпринимались кое-какие крупнейшие решения, если помнишь ( ... )

Reply

zoosad October 25 2017, 12:01:56 UTC
Про Гегеля и СССР не уверен, только что прочёл про него в БСЭ и там его не сказать, чтобы особо превозносят. "Критически переработанная с материалистических позиций философия Г. является одним из теоретических источников марксистско-ленинской философии - диалектического материализма" - главная мысль.

Я согласен, что каждое открытие в металлургии или генетике используется впоследствии. Но не уверен, что так же с Гегелем или Фомой Аквинским.

Стороннее рассуждение. Очевидно, Вова предлагает встраивать философию не в какую-то модель, а в саму ткань игры. А тут нам зачем та же диалектика?

Reply

antiphoton October 25 2017, 12:26:54 UTC
>Я согласен, что каждое открытие в металлургии или генетике используется впоследствии.

Ну, кстати, далеко не каждое. Многое устаревает, из многого берутся только кусочки, но мы что-то отдалились :)
Вова однажды определил философию как "науку о жизни". Это кажется мне верным в том ключе, что по всем абстрактным жизненным вопросам уже были однажды сделаны высказывания, умозаключения, логические построения и сворачивание дискурса с переходом на новый уровень обсуждения (то, что ты где-то в комментах называешь производными). Повторять снова эти высказывания на низших уровнях - толочь из пустого в порожнее. То есть, на самом деле, в этом нет ничего такого уж плохого, просто это не очень интересно для определенного круга людей. Очевидно, Вова и игра друг в друга не попали. Я вот, извините за внезапное белое пальто, заранее понял, что рассуждать об этических максимах и познании на Стимпанке мне будет скучно, и не поехал.

Reply

donna_cusa October 24 2017, 18:25:14 UTC
И я продолжаю не понимать, почему обязательны Гегель, Кант или там Бердичевский. Мы сами не можем создать сложное умное обсуждение?

Сами не можем - получается не сложно и не умно ))
А если сложно и умно, так, значит, на основе Гегеля и Канта.

Reply

zoosad October 25 2017, 11:29:40 UTC
Смотря что мы обсуждаем. Если человеческую этику и мировоззрение, то можем. Если системы мировоззрений, их взаимодействие и т.п. - то тоже можем. А если третью производную (мировоззрение системы мировоззрения) - то уже не можем. Или там четвёртую и другую подобную заумь, которая я не вполне понимаю, для чего нужна, кроме самого факта обсуждения.

Вот хороший пример про "человека без органов". Это как раз производная и одновременно метафора. Но мы можем без этой метафоры и без производных обсуждать, может ли человек как существо быть по-настоящему свободным, или наличие у него самого какой-то функции и даже у его элементов функций - обязательное свойство человека?

Кстати, у нас был на первом, и возможно втором, уровнях спор со Змейсом прямо на игре. На мою дальнейшую деятельность этот спор повлиял.

Reply

bouzyges October 24 2017, 21:26:44 UTC
Фактурный неприятный ответ про Гегеля, Канта и пр. такой: это в масштабе коммента в ЖЖ не объясняется, потому что структура мысли там такова, что требуются месяцы-годы, чтоб ее понять. И да, такая вещь, как структура мысли существует, она не произвольна. И да, требуется деятельное стремление ее понять, а иначе ничего не будет. И нет, ни ряд мастеров Стимпанка, ни ряд комментаторов этого поста просто не понимают и мало шансов, что поймут, о чем вообще речь, потому что не хотят. И нет, это сказано не затем, чтоб их принизить.

Печаль, в общем.

Reply

r_ray October 24 2017, 21:58:54 UTC
Хотела сделать вид, что вовсе не подписалась на комменты, но тут прямо очень интересно стало.

Допустим, структура мысли очень важна, и без Гегеля вообще нельзя ни в пизду, ни в красную армию. ОК. Но при чем тут пусть и очень неплохая для своего класса, но все же большая ролевая игра? Не артхаусная, не заявленная как особо интеллектуальная игра - ОБЧРы, корсетики, геймисткие модели всякие там. Ты же когда приключенческий роман для янг адалт в руки берешь, ты же не морщишься, что что-то не по Гегелю тут. А большинство игр и до средней руки авантюрного романа не дотягивают. То есть я не против, чтоб игры делали по Гегелю и по Зурзмансору, но нету такого же, откуда ожидания?

Reply

bouzyges October 25 2017, 05:56:33 UTC
Игра многократно заявлена как серьезная, вот и все, собственно. От Лео Царева кровопролитиев ожидали, а он чижика съел. (Янг адалты, большинства и прочие - тут, разумеется, не аргументы)

Reply

zoosad October 25 2017, 11:20:31 UTC
Просто железобетонный аргумент : "Там всё настолько умно, что сложно понять и невозможно объяснить".

Какое-то: "Если ты думаешь, что познал Дао и можешь объяснить, значит ты познал неверно"

Даже если неожиданно Вы правы, то это гвоздь в гроб Гегеля на ролевой игре. Игре нормального размера не нужно то, что требуется годами очень старательно прицельно изучать, чтобы иметь возможность применить на минимальном уровне.

Reply

bouzyges October 25 2017, 11:57:35 UTC
Да. Такой вот гвоздь. :(

Reply

zmeisss October 27 2017, 18:19:57 UTC
Это, Ваня, неправда. Игре нормального размера по 19 веку с такой проблематикой нужно прочитать "Феноменологию духа" и "Философию истории", чтобы иметь представление. Можно только краткие пересказы и критику.

Если это сделано не было, то игра получится, вероятно, хорошей, но фокус ее сместится. И будет это игра про веселье или комиксы, что тоже вполне ок.

Reply


Leave a comment

Up