Как и почему прокуратура хочет отнять 34 санатория на КМВ?!

Oct 07, 2022 15:08


Суть проблемы

12 августа Гагаринский районный суд Москвы удовлетворил иск Генеральной прокуратуры к Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и нескольким десяткам приобретателей имущества по изъятию в госсобственность ряда объектов, принадлежащих ФНПР и другим собственникам. Генпрокуратура заявляет, что теперь сотни объектов будут возвращены государству. В ФНПР называют это прямой ложью, поскольку вернуть государству можно только то, чем оно владело, а собственностью, указанной в решении суда, оно никогда не владело.

Что за собственность хотят изъять?

Речь идет о 34 санаториях. Среди них серьезные здравницы, стабильно работающие и развивающиеся на протяжении десятилетий. Это санатории имени Лермонтова, “Лесная поляна”, “Ленинские скалы”, “Пикет”, “Родник”, базовый санаторий “Виктория”, “Москва” и прочие объекты. При этом в списке ответчиков, к которым поданы иски, без малого сотня граждан и компаний. К процессу было подключено больше 160 третьих лиц.



Почему собственность хотят изъять?



Несмотря на действующее 20 лет соглашение о разграничении прав собственности между профсоюзами и правительством России, Генпрокуратура считает, что профсоюзное имущество профсоюзам не принадлежит, а передано им государством в пользование. А значит, профсоюзы не имели права создавать холдинг, управляющий данным имуществом, и совершать с ним какие-либо сделки. Ведомство полагает, что санаторно-курортные объекты Кавминвод у профсоюзов нужно отобрать в госсобственность, а сделки по продаже объектов частным собственникам признать ничтожными, забрав объекты и у них.

Разве санатории не принадлежали государству?

Нет. Они не были государственными даже в советское время: так, Конституция СССР от 1977 года выделяла профсоюзную собственность как отдельный вид социалистической собственности. В современной России в 1992 году ФНПР, как и другие профцентры республик бывшего СССР, зафиксировала принадлежащую ей собственность соглашением с Всеобщей конфедерацией профсоюзов СССР, правопреемником профсоюзов СССР (ВЦСПС). А в 2002 году между правительством РФ и ФНПР было подписано соглашение № 01-160 “О разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных объектов, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод”.

Чего же хочет прокуратура?

С 2019 года прокуратура на региональном уровне пыталась доказать, что профсоюзная собственность профсоюзам не принадлежит. После того как несколько исков завершились фактическим проигрышем, а МВД заявило об отсутствии состава преступления, Генеральная прокуратура подала иск в Москве, причем на основании закона о борьбе с коррупцией, который имеет отношение к государственным и муниципальным служащим, но никак не к профсоюзам. В нем, если коротко, прокуратура требует признать, что профсоюзы и все, кто покупал у них недвижимость, - участники коррупционных схем. Особенно если у имущества сменился профиль использования. Сделки якобы антисоциальные и должны быть признаны ничтожными, а нынешние хозяева объектов обязаны теперь это имущество отдать государству. Причем отдать нужно санатории, в том числе действующие со времен Сталина и до сих пор.

Звучит абсурдно. Что на самом деле происходит?

Осенью 2019 года вопросами купли/продажи профсобственности внезапно заинтересовалась спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. С этого момента разными силовыми и контролирующими ведомствами непрерывно проводятся проверки, поступают иски и запросы на эту тему.

- Это странное дело со всеми признаками заказного. Ни одного юридически значимого доказательства претензий Прокуратуры - одни эмоции и коробки документов стандартной отчетности. Видимо, решение лежит в политической плоскости, поскольку некоторым властным структурам мешает принципиальная позиция ФНПР по многим вопросам в условиях падения реальных доходов работающих и пенсионеров, критика повышения пенсионного возраста, требование прогрессивной шкалы налогообложения и т.д. Удивляют незаконные претензии к добросовестным приобретателям. Если суд пойдет на поводу у Прокуратуры, это будет означать крах правового государства в РФ, - заявлял Михаил Шмаков.

Насколько это имущество ликвидно?

Стоимость активов санаторно-курортного комплекса профсоюзов в Кавминводах за 19 лет выросла на 84%, то есть почти вдвое, и теперь составляет 1,6 млрд рублей. То есть Генпрокуратура хочет отнять у профсоюзов и у всех членов профсоюзов очень недурной кусок собственности, которую профсоюзы прирастили. Кроме того, ряд предпринимателей за эти годы купили у профсоюзов уже ветхие здания, снесли их и построили новые. И теперь эти новые объекты у собственников прокуратура тоже собирается отнять.

Санатории действительно эффективно работают?

Да. Санатории ФНПР ни на день не прекращали работу по оздоровлению россиян. За 2006-2021 годы в них отдохнуло 2,5 млн человек, из них 700 тыс. - по льготным путевкам и 300 тыс. детей. При этом цена путевки в системе профсоюзных здравниц примерно на 15% ниже, чем в среднем по региону.

- Ежегодно почти 37 тысяч льготников и больше 10 тысяч детей становятся гостями наших здравниц. Еще 16 тысяч человек в год приезжают по программе “Профсоюзная путевка”, а это 20-процентная скидка для членов профсоюза и их семей, - говорит Николай Мурашко, генеральный директор ООО “Курортное управление” (холдинг) г. Кисловодск”.

И суд согласился это все отнять?

Да. Гагаринский районный суд принял решение, по которому нужно отнять весь санаторно-курортный комплекс Кавминвод у профсоюзов, а также собственность у всех, кто когда-либо покупал у профсоюзов имущество (к тому же отнимают не только купленные объекты, но и выстроенные рядом новые).

Характерно, что решение было вынесено 12 августа - в день рождения председателя ФНПР Михаила Шмакова, что выглядит достаточно цинично.

Что профсоюзы планируют делать дальше?

Все присутствовавшие в суде ответчики, включая ФНПР и Федерацию профсоюзов Ставропольского края (ФПСК), будут обжаловать это решение. В ФНПР уверены, что иск Генпрокуратуры и соответствующее решение суда «являются прямым нарушением Конституции России, закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», решений высших государственных органов власти России». В профобъединении подчеркивают, что данное решение суда не вступило в законную силу, оно будет обжаловано.

Но что, если прокуратура все же выиграет?

10 тысяч человек могут лишиться работы. Не у дел останутся поставщики и контрагенты. С учетом членов их семей - это социальная катастрофа в регионе Кавминвод. Кроме того, лишение ответчиков, указанных в документе, имущества может привести к банкротству более ста юридических и физических лиц.

Это, в свою очередь, повлечет за собой масштабные сокращения персонала, а также прекращение налоговых поступлений в бюджет. Санаторно-курортному комплексу на Кавминводах грозит не просто конфискация, но и последующая приватизация, переход в частные руки с ликвидацией доступного оздоровления для граждан.

По материалам газеты «Солидарность»

Что по этому поводу говорят владельцы упомянутых санаториев - читайте здесь!

трагедия, бизнес, роль государства, репутация, кризис, туризм, Россия, управление, тенденции, работа руководителя, конфликт, экономика

Previous post Next post
Up