В последние несколько лет ландшафт российской бизнес-среды сильно преобразился. В дополнение к корпорациям, крупному, среднему и малому бизнесу, в стране появились миллионы микробизнесменов, микропредпринимателей и фрилансеров, которые, тем не менее, крайне важны не только самим себе, но и десяткам миллионов клиентов…
О том, где и как им учиться строить успешные бизнес-модели, я побеседовал с Марией Губиной из Санкт-Петербурга, основателем популярного информационно-консалтингового проекта для микробизнеса!
Мария Губина - курсы онлайн для микробизнеса и фрилансеров
Вместо классического маркетинга - системная пошаговая помощь!
- Мария, Вы давно и успешно ведете сразу несколько шикарных курсов для предпринимателей, для опытных фриласеров, для экспертов. Многие из них приходят к Вам за полезной информацией уже не первый год. Подскажите, какие вопросы сейчас наиболее актуальны для них? Чем задачи делового сезона 2022 отличаются от прежних лет и на чем сейчас сконцентрировано внимание людей из малого и микро-бизнеса?
- Я работаю больше с микробизнесом - фрилансерами и частными специалистами. Поэтому в моей работе очень остро ощущается сейчас человеческий фактор. Малый бизнес, по моим ощущениям, скорее просто старается выжить любой ценой (а для кого-то, наоборот, появились новые возможности). Мои же микро-клиенты в последние полгода приходят скорее не за фундаментальными и прикладными знаниями маркетинга, и не за срочными антикризисными решениями по продажам и продвижению, а за помощью в том, чтобы пошагово выстроить новую систему продвижения в новой реальности с учётом (!) личного ресурса или в условиях его отсутствия.
Это, например, такие вопросы:
- Как переехать в непривычные социальные сети, не потеряв собранный годами социальный капитал в привычных?
- Какой контент публиковать, учитывая искрящую атмосферу соцсетей?
- Как переупаковать продукт (услугу), если резко изменился спрос и/или рынок?
- Как перестроить продающие воронки, которые вдруг перестали работать?
Но почти к каждому запросу добавляется: “и чтобы не выгореть в процессе” или “и если очень мало сил и ресурса”.
Также я замечаю, что многие сейчас меняют или корректируют нишу, в которой работают. Кто-то по необходимости (например, резко упал спрос в привычной нише), а кто-то просто по велению сердца: когда, если не сейчас? Поэтому за сменой позиционирования тоже приходят...
Далее читайте
здесь!