- Пересмотрел несколько видео, где объясняют, что же такое этот ваш
#менторинг. Как всегда, через отличия от других профессий. И уже при описании становится понятно, что товарищи плохо понимают и другие профессии, и сам менторинг. Ибо пользуются штампами, заезженными уже лет двадцать как.
"Коучам экспертиза не нужна, они только вопросы задают". "Консультанты вообще все сделают сами". "Наставники создают программу обучения". А мы - менторы - мы не такие, мы - другие.
Выделяется только понятие отраслевой экспетизы и личного опыта, который у менторов должен быть. Ну-ну. Коучу, консультанту и прочим этого, получается, не нужно? Правда?
Мотив данных определений вполне понятен: сначала надо хоть как-то самоопределиться и занять место на рынке. А про суть мы будем думать потом.
И это, на мой взгляд, главные грабли новой профессии. Потому, что коучи за двадцать лет эту суть так и не надумали. А консультанты как скатились в аутсорсинг, так в нем и прозябают.
В локальном сообществе предпринимателей, где я состою, периодически начинаются холивары про коучинг и его полезность, которые всегда переходят к взаимным обвинениям. После чего включаюсь я и на разные лады задаю один и тот же вопрос. Дескать, о чем спор - о коучинге? Ну так давайте определимся, что такое коучинг: каков *предмет* его работы и каков ожидаемый *результат* приложения оной?
Внятных ответов так и не получил.
Большая часть коучей, консультантов, тренеров и совсем скоро уже и менторов не понимают главного: сути своей профессии. А не понимая сути, вряд ли ты ей научишься по-настоящему.
К счастью, суть эту можно объяснить буквально на пальцах и сразу для всех.
В языке есть глаголы, обозначающие прямое действие: пить, есть, бежать, лежать. И есть глаголы модальные, которые обозначают не само действие, а его возможность, вероятность или отношение к нему: "хочу пить" "должен поесть", "могу бежать", "можно лежать".
То есть, обычные глаголы - это ярлычки, которые мы наклеиваем на действие. А модальные глаголы - это ярлычки, которые мы наклеиваем на обычные глаголы. И этими ярлычками их как-то модифицируем: открываем возможности,сомневаемся, принуждаем и т.п. - к этому конкретному действию.
Точно так же можно представить себе и профессии. Есть профессии прямого действия. В них работа производится над неким материальным или нематериальным объектом.
Плотник работает над древесиной, автомеханик над автомобилем, руководитель над бизнес-процессом.
И есть помогающие профессии, где работа производится над работой другого человека.
В профессии прямого действия результатом являются изменения в некоем конечном объекте: созданное или отремонтированное изделие из древесины, узел в автомобиле, производственный цикл, технология и т.п.
В помогающей профессии результатом являются изменения в работе того человека, который работает с конечным объектом.
Когда психиатр выписывает таблетки, чтобы успокоить проблемную психику, это работа прямого действия. Объект здесь - мозг, таблетки действуют на него непосредственно. Когда психотерапевт помогает клиенту разобраться с причинами пробам и наладить функционирование психики, это помогающая профессия. Здесь клиент сам силится разобраться и исправить, а психотерапевт воздействует на эти его усилия: где-то поддержит, где-то подскажет, где-то направит в нужное русло.
Когда руководитель сам планирует, организует, мотивирует и контролирует, это работа прямого действия. Когда коуч, советник, консультант или ментор сидят рядом и подсказывают, делятся экспертизой, задают вопросы и дают советы - это помогающая профессия. Воздействие здесь идет на *работу* руководителя, на его усилия. Но не на его мозг и не на его предприятие.
Ещё раз: *результатом* помогающей профессии являются изменения в *работе* (т.е., усилиях, решениях, поступках и т.п.) того человека, которому мы помогаем.
Как только коуч, консультант или ментор начал сам работать над проблемой клиента, это работа прямого действия и это уже аутсорс.
Это всё, что нужно знать о сути. Остальное - детали.
Чем отличаются все эти профессии, по моему, не так уж и важно. В большинстве своем это даже не профессии, а содержание конкретной работы. Иногда нужно только задавать вопросы. Иногда выдавать экспертизу. Иногда показать, как ты делаешь это сам. Иногда дать подводящее упражнение и потренировать человека на кошках. Всё зависит от человека, ситуации и того, кто с ним рядом.
Поэтому не важно, как специалист себя называет. Важно как он работает: как помогающий специалист, или как специалист прямого действия. И важно научиться видеть эти различия и удерживать себя в роли помогающего специалиста.
Ведь называться можно как угодно. Но если ты впахиваешь вместо своего подопечного там, где должен ему помогать, плохо будет и ему, и тебе.
Автор
Александр Сорокоумов