С каждым годом само слово «санаторий» у нас в России становится все более популярным. В Сочи и по другим курортам растет число хороших санаториев. Все больше наших сограждан выбирают для своего отдыха не отель в Турции или в Тунисе, а санаторий в Адлере, Анапе. в Крыму либо в Кисловодске...
Но санатории активно развивались и в других странах! Сегодня постараемся погрузиться в мир французских здравниц и узнаем о них много чего интересного.
Первый санаторий во Франции в Берк-сюр-Мер
«Франция - родина бактериологии и бактерий»
Долгое время во Франции туберкулез был настоящим бедствием. К началу прошлого века эта инфекционная болезнь, вызываемая палочкой Коха, ежегодно уносила жизни более 100 000 человек. Пока ученые искали методы лечения, в начале прошлого века для борьбы с эпидемией запустили программу строительства санаториев. В отличие от советских лечебно-профилактических учреждений широкого профиля, французские санатории существовали исключительно как места для лечения туберкулеза.
Если об истории самой болезни написано множество исследований, то об учреждениях, в которых ее лечили, известно не так уж и много. Долгие годы ученых интересовало лишь их медицинское предназначение. Но в последнее время санатории привлекли внимание и с точки зрения их исторической и архитектурной ценности, а также как объекты культурного наследия.
Во Франции история санаториев восходит к середине XIX века, и связана она с северным регионом Па-де-Кале. С 1856 года овдовевшая местная жительница Мари-Анн Дюамель начала принимать у себя осиротевших и больных детей, которых к ней отправляла парижская больница. За это она получала небольшое вознаграждение. Со временем Мари-Анн, получившая прозвище «мамаша Дюамель», обнаружила, что морской воздух и вода благоприятно сказывались на здоровье детей, страдавших от скрофулеза (устаревшее название наружного туберкулеза). Врачи подтвердили эффективность гидротерапии, и вскоре количество отправляемых сюда детей начало возрастать. Чтобы их принимать, в 1861 было решено построить в городе Берк-сюр-Мер морскую лечебницу.
Со временем родились и другие инициативы строительства подобных лечебных учреждений. Когда у лионского инженера и промышленника Феликса Манжини, занимавшегося строительством железных дорог, умерла от туберкулеза дочь, он вместе с известным врачом из Отвиля Фредериком Дюмаре, а также семьей Шнайдер, которая владела производством паровых локомотивов, построил и открыл в 1900 году на юго-востоке Франции санаторий для больных туберкулезом. Поскольку тогда еще не существовало медицинской страховки, пациенты платили шесть франков за день пребывания в учреждении.
Позже, в годы Первой мировой войны, в стране появились специальные санитарные центры, в которых от туберкулеза лечили солдат. Многие из них потом превратились в санатории. В 1916 году в Бургундии местные власти департамента Сона и Луара выступили с инициативой создания лечебницы для больных туберкулезом. Вскоре и другие регионы Франции последовали их примеру.
Впрочем, толчком для массового строительства санаториев стала критика со стороны США. 14 июля 1917 года газета Chicago Tribune сообщила, что из-за туберкулеза Франция эвакуировала с фронта 150 000 солдат. В своей статье американское издание с сарказмом заключило: «Франция - родина бактериологии и бактерий». В Париже серьезно восприняли критику союзников. Оказавшись под давлением, политики выступили с законодательной инициативой для борьбы с туберкулезом. 13 марта 1917 года депутат Вернан Мерлен предложил законопроект из пяти статей о создании во Франции сети санаториев. По неизвестным причинам принятие парламентом закона затянулось, и окончательно уже дополненный текст был принят только через два года.
За несколько лет по всей стране появились десятки учреждений, где в основном лечились от туберкулеза военные, но постепенно они становились доступными и для других слоев населения: железнодорожников, шахтеров, металлургов. Помимо государственных, создавались частные, а также общественные санатории.
В 1918 году Союз железнодорожников Франции построил на территории бывшей католической школы в городе Рис-Оранжис первый в стране корпоративный санаторий. В окруженном четырьмя гектарами леса учреждении одновременно могли лечиться 300 пациентов. Проект обошелся союзу в 314 500 франков.
Бум санаториев, война и вакцина
Пик строительства санаториев пришелся на начало 1930-х годов, когда правительство разработало национальный план, в рамках которого всего за три года было построено дополнительно более 50 санаториев. Хотя нужды на реализацию плана оценивались в несколько миллиардов франков, государство выделило на него всего 170 миллионов. К этому времени количество мест в санаториях по всей стране достигло почти 40 000, в то время как после Первой мировой войны их было всего чуть больше 3000.
Санатории строили, как правило, вдали от городов, в горах или на берегу моря. Самыми благоприятными регионами Франции считались предгория Вогезов и Юры, альпийский массив, Пиренеи. Примечательно, что в начале прошлого столетия основную роль в строительстве санаториев играли врачи, однако после принятия закона 1919 года на первый план вышли архитекторы. Они работали в тесном сотрудничестве с медиками. Как пишет в своем научном исследовании об архитектуре французских санаториев историк Филипп Грандвуанне, любое излишество, оправданное эстетическим подходом, считалось контрпродуктивным. По этой причине от архитекторов требовали в первую очередь строить строго функциональные здания.
С началом Второй мировой войны все проекты строительства были остановлены. В действующих санаториях лечили раненых. Мест на всех не хватало, и к некоторым зданиям пристроили временные казармы. За четыре года оккупации, массового перемещения населения, а также депортации заболеваемость туберкулезом резко возросла. Однако о создании новых санаториев речи не шло, власти распорядились расширить и модернизировать старые, а также завершить прерванные войной проекты. В октябре 1945 года во Франции провели реформу противотуберкулезного законодательства, в рамках которой была усовершенствована работа санаториев.
Открытие в 1947 году противотуберкулезного антибиотика стало одним из самых значительных медицинских достижений прошлого столетия. Несмотря на это революционное изобретение, санатории страны по-прежнему были заполнены. Пациенты могли оставаться в этих учреждениях до девяти месяцев. В 1950 году вакцинация от туберкулеза (вакцина БЦЖ создана французским микробиологом Альбером Кальметом и ветеринаром Камилем Гереном) стала обязательной, а в середине 60-х годов было изобретено новое поколение антибиотиков против туберкулеза.
С тех пор санатории постепенно начали пустеть. 10 мая 1968 года власти приняли закон, разрешающий лечить в санаториях пациентов с другими легочными патологиями. Однако это не помогло приходящим в упадок учреждениям. Некоторые были перепрофилированы в больницы, реабилитационные центры или гостиницы. Но десятки были разрушены или остались заброшенными. Теперь по всей стране можно увидеть эти здания-призраки.
Санаторий Отвиля: от туберкулеза до коронавируса
Когда в связи с пандемией коронавируса во Франции объявили карантин, врачи вспомнили о санаториях, где в свое время месяцами лечили больных туберкулезом. Некоторые медики даже предложили восстановить эти лечебные учреждения, пришедшие в негодность после победы над инфекционным заболеванием, которое долгие годы было первой причиной смертности во Франции. В первую половину прошлого столетия по всей территории страны были построены 350 туберкулезных санаториев. Сегодня ни один из них не работает по первоначальному профилю.
Некоторые санатории перестроили в больницы или реабилитационных центры. Так сложилась судьба санатория Отвиля. Это учреждение на востоке Франции было построено на частные деньги в 1900 году. Несколько десятков лет спустя оно перешло во владение департамента, а в 70-е годы прошлого столетия превратилось в реабилитационный центр. Весной этого года в стенах бывшего санатория оперативно было создано специальное отделение, которое уже во время карантина начало принимать десятки переболевших коронавирусом. Пациенты в течение почти месяца проходят интенсивный курс терапии для восстановления после тяжелой болезни.
Санаторий, где лечился и творил Стравинский
Относительно удачно сложилась судьба санаториев во Французских Альпах, в регионе, который с точки зрения климата считался одним из самых благоприятных для больных туберкулезом. Многие из здешних учреждений признаны историческими памятниками, которые регулярно посещают туристы. Некоторые перестроили в гостиницы, а один из самых прославленных - санаторий Санселлемоз - превратился в реабилитационный центр.
Санаторий был основан в 1931 году известным врачом Франсуа Тобе. Он одновременно мог принимать 280 пациентов. В стенах этого семиэтажного здания проходили лечение многие знаменитости, в частности Мария Кюри, которая страдала от неизвестной тогда науке болезни. Она умерла в Санселлемозе в возрасте 67 лет. Впоследствии стало известно, что причиной ее смерти была лейкемия.
С 1935 года санаторий посещал Игорь Стравинский, где от туберкулеза лечилась его жена Катерина и трое детей. Через четыре года он потерял жену, мать и старшую дочь Людмилу. В 1937 году ему самому был поставлен диагноз туберкулез, и лечился он также в санатории Санселлемоз. Именно здесь он начал работу над созданием Симфонии in С.
Спортивная база для Олимпийских игр
Так успешно сложилась судьба далеко не всех санаториев. За последние несколько десятилетий некоторые из этих пустующих зданий были выставлены на продажу. В прошлом году объединение государственных больниц Парижа и столичного региона AP-HP, во владении которого находится бывший санаторий в Анжикуре, в департаменте Валь-д'Уаз, решило выставить его на продажу.
Санаторий закрылся в 1997 году и с тех пор оставался заброшенным. От этого величественного комплекса зданий площадью 25 000 кв. м остался лишь один фасад из красного кирпича. За последние двадцать лет помещения были разграблены. Стены усыпаны граффити, окна - разбиты. Недавно там произошел крупный пожар. Полтора года назад объект был помещен под охрану и стал для владельца тяжелым финансовым бременем. Для обеспечения его безопасности необходимо ежегодно тратить 500 000 евро. Заброшенным зданием уже заинтересовались местные власти. Они не исключают, что на этой территории может быть создана спортивная база в свете проведения во Франции Олимпийских игр 2024 года.
Роскошный жилой комплекс
Еще один заброшенный санаторий парижского региона в Энкуре, расположенный в том же департаменте Валь-д'Уаз, был выставлен на продажу. Правда, он уже нашел своего покупателя. Им стала риэлторская компания, которая планирует к 2023 году построить на месте бывшего санатория роскошный жилой комплекс.
Санаторий в Энкуре был построен в 1930-е годы и стал одним из самых крупных во Франции. В годы Второй мировой войны пациентов эвакуировали в основном в Бретань, а сам санаторий превратился в лагерь для интернированных лиц. За годы войны через этот лагерь прошли 1500 человек, многие были расстреляны и отправлены в концентрационные лагеря, о чем напоминает построенная в 1994 году мемориальная стела.
После окончания войны санаторий возобновил работу. Здесь был построен новый операционный блок, а в окрестностях разбит японский сад. В 1987 году санаторий Энкура закрылся. С тех пор пустующее здание, которое было признано историческим памятником, многократно становилось съемочной площадкой фильмов и музыкальных клипов. А в 2009 году было принято решение о его продаже.
Окутанный тайнами санаторий за 1 евро
Беспризорные и пустующие здания окутаны легендами и неразгаданными тайнами. Одна из них стала известна совсем недавно благодаря Жану Ботвинику. Этот любитель местной истории и член Общества друзей музея города Дрё, расположенного в департаменте Эр и Луар, выяснил, что в построенном здесь 30-е годы санатории не только лечили больных туберкулезом, но и спасали евреев в годы Второй мировой войны. Об этом Жан Ботвиник рассказал местной
газете l’Echo républicain, основываясь на архивных документах и свидетельствах потомков спасшихся.
Бывший директор этого санатория Габриэль Рош впервые попал в санаторий Дрё как пациент. Он был студентом медицинского факультета. Тогда, по словам Жана Ботвиника, примерно 20% студентов-медиков болели туберкулезом. В должность директора санатория в городе Дрё Габриель Рош вступил в 1941 году. Через несколько месяцев после введения антиеврейских законов он начал подделывать медицинские справки евреям, чтобы те оставались в санатории, куда нацисты не заходили, боясь заразиться.
Так Габриель Рош подделал результаты анализов доктора Альбера Эбнера, свидетельствуя о том, что тот все еще болен и нуждается в продолжении лечения в санатории. Альбер Эбнер заразился туберкулезом во время свой лечебной практики в Лаоне. Его жену отправили в Освенцим, но двоих детей Эбнера удалось спасти благодаря Габриелю Рошу, который долгое время скрывал их в профилактории, а затем организовал в стенах учреждения церемонию крещения. Свидетельство о крещении и смена имен помогли им избежать худшего.
Сегодня на территории санатория, который город Дрё купил в 1999 году за символическую сумму 1 евро, ничто не напоминает о трагедии и героизме прошлых лет...
Источник!