Да, есть такое дело. Постоянный эпитет потому и называется постоянным, что он него почти никогда нельзя избавиться. Так, если мы попробуем убрать всех "добрых" и "красных", получится что "Молодец спасает Девицу от рук Змея, а та потом оживляет его Водой". Это тоже звучит по-героически, но уже не столь определенно, да и эпичности явно не хватает.
В большинстве случаев такие эпитеты указывали на какое-то важное свойство предмета (как Меч-Кладенец без эпитета потеряет в функциональности), или выделяют предмет из тьмы подобных (доброго коня легко отличить от любого другого).
Ну и есть такие постоянные эпитеты, которые обычно кажется тавтологией. Вроде "Красно Солнышко" или "Лебедь Белая". Но тут определение нужно скорей для эмоциональной окраски. Чтобы слушатель понял, что "Туча" - не просто туча, но "Черная", дождливая, а "Море" - именно "Синее", то есть, спокойное.
Так что такие определения хоть и повторяются из былины в былину и из сказки в сказку, а всё же нужны, не как штампы, а как обязательные элементы повествования, уточняющие и дополняющие сюжетную линию.
К тому же былины писались давно, у них были свои законы построения, созданные главным образом для того чтобы их было проще запоминать. Отсюда частое использование одних и тех же персонажей в разных текстах.
Вообще-то постоянные эпитеты употреблялись и тогда, когда из контекста следует, что в данный момент это не так. Например -- "почернело синее море" или "твоя верная жена тебе вовсе не верна".
Это да. Но это, думаю, дань такому элементу лирики как повторение. В сказках Пушкина он виден особенно хорошо: там если "Витязи Морские" появляются, то в ближайших строчках встретятся ещё раз пять, ровно в такой же форме. Впрочем, такая речевая избыточность в наше время, наверное, будет считаться чем-то неприличным.
Постоянный эпитет потому и называется постоянным, что он него почти никогда нельзя избавиться. Так, если мы попробуем убрать всех "добрых" и "красных", получится что "Молодец спасает Девицу от рук Змея, а та потом оживляет его Водой". Это тоже звучит по-героически, но уже не столь определенно, да и эпичности явно не хватает.
В большинстве случаев такие эпитеты указывали на какое-то важное свойство предмета (как Меч-Кладенец без эпитета потеряет в функциональности), или выделяют предмет из тьмы подобных (доброго коня легко отличить от любого другого).
Ну и есть такие постоянные эпитеты, которые обычно кажется тавтологией. Вроде "Красно Солнышко" или "Лебедь Белая". Но тут определение нужно скорей для эмоциональной окраски. Чтобы слушатель понял, что "Туча" - не просто туча, но "Черная", дождливая, а "Море" - именно "Синее", то есть, спокойное.
Так что такие определения хоть и повторяются из былины в былину и из сказки в сказку, а всё же нужны, не как штампы, а как обязательные элементы повествования, уточняющие и дополняющие сюжетную линию.
К тому же былины писались давно, у них были свои законы построения, созданные главным образом для того чтобы их было проще запоминать. Отсюда частое использование одних и тех же персонажей в разных текстах.
Reply
Reply
Впрочем, такая речевая избыточность в наше время, наверное, будет считаться чем-то неприличным.
Reply
Reply
В подвале клуба любителей тавтологии обнаружен смертельно убитый труп мёртвого покойника?..
Reply
Reply
Reply
Leave a comment