Декамерон

Jun 02, 2013 19:00

В четырнадцатом веке тоже были дамские романы. Выглядели они примерно так же, как и сейчас: мягкая обложка, дешёвые мажущиеся чернила, тонкая серая бумага и витиеватое название. Об одном из них я сегодня и расскажу.

Итак, "Декамерон". Шедевр мировой литературы. Памятник итальянского проторенессанса. Книга, доказавшая, что и семьсот лет назад существовали такие выражения как "любовные утехи", "мужской рог", "возделывать сад", "накачивать насосом", "отмахать две мили",  "приделывать женщине хвост", "ездить верхом" и "загонять дьявола в ад". Откровенные разговоры о монашеской жизни и главный источник вдохновения для франко-итальянской эротической комедии Il decamerone.

По какой-то странной причине считается, что средневековье - это такой кошмарный ужас, где толпами жгли еретиков и учёных, казнили предателей короны направо и налево, а количество возможных способов заниматься возделыванием сада можно было пересчитать по пальцам. И во всём, естественно, виновата церковь.
На самом деле инквизиция зажигала по большей части во время того самого возрождения и эпохи научно-технического прогресса. Да и самые страшные казни происходили только в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Вспомним хотя бы ровесницу Дарвина - гильотину. Средневековье в этом плане более спокойное, миролюбивое и естественное время.

В самом деле, представьте, что средневековый автор пишет про Папу Римского:
"Сколько я понимаю, ваш владыка, а глядя на него, и все прочие, стремятся свести на нет и стереть с лица земли веру христианскую, и делают они это необычайно старательно, необычайно хитроумно и необычайно искусно".
Или что "монахи в большинстве своём люди преглупые, престранного нрава и обычая".
Что бы с таким человеком сделали двести лет назад? В средневековой Италии не сделали ничего. То есть, церковники, конечно,объявили книгу безнравственной, но распространению особенно не препятствовали.

Ну ладно, что я всё об истории и об истории? Давайте поговорим о сюжете.
Хотя, погодите, давайте ещё раз историю и потом сразу сюжет, договорились?
1348 год. Во Флоренции эпидемия чумы. Чтоб вы понимали, эпидемия чумы - это когда за один год вымирает четверть населения Европы. Примерно в такой обстановке Боккаччо начинает свою книгу.

А вот теперь сюжет.
1348 год. Во Флоренции эпидемия чумы. Странно, у меня такое чувство, будто я это кому-то уже рассказывал... Ну неважно. Семь молодых девушек и три молодых человека (простите за неуместный каламбур) собираются вместе в храме и договариваются уйти из заражённого города в пригород, где чисто, свежо и приятно находиться. И наутро, - а чего тянуть-то? - собираются и уезжают в одну из своих многочисленных усадеб.

И вот представьте. Ближняя Подфлоренция, богатая усадьба, доброжелательные слуги, десять юношей и девушек. Не знаю, как бы в данном случае поступили французские подростки. Более того, лишь смутно догадываюсь, что бы сделали русские: сначала бы напились, а потом бы устроили то, что сделали бы французы. А вот средневековые итальянцы решили рассказывать друг другу истории. Не страшные (кстати, я понял, чем будут заниматься французы), а просто истории. Сто штук: десять дней по десять историй, которые герои рассказывают по очереди. Из жизни или воображаемые, но всегда с какой-нибудь моралью.

Впрочем, мораль в тексте не особо напрягает. В четырадцатом веке в Италии мужской литературой считались богословские и научные трактаты, причём как правило на латыни. Для женщин же производились более простые и ненапряжные стишки о любви на итальянском языке. И потому набор простеньких коротеньких новелл считался именно дамской литературой. То же самое говорит и автор, написав для читательниц отдельное вступление и заключение.

Да и сюжеты историй были в основном о любви и хитрости. Я даже статистику собрал. В книге на сто глав приходится десять дюжин рассказов о том, как кто-то загоняет дьявола в ад. Две дюжины упоминаний о том, какие монахи - козлы, и ещё дюжина - о том, что женщины должны подчиняться мужчинам. Полтора десятка человек умирают от несчастной любви. Ещё полсотни не умирают из-за счастливой любви. А потом идут ездить верхом. Есть ещё два десятка историй, в которых плотские утехи вообще не упоминаются, а рассказывается о том, как кто-то хитростью завладел чем-то своим и наоборот - уберёгся от чего-то не своего. Или по глупости что-то потерял. Вроде парня, который решил, что он забеременел и... Впрочем, что-то пост уже совсем длинный. Я вижу вы устали читать, давайте на этом и закончим.

А "Декамерон" - очень хорошая штука. Всем советую. Или вы его уже читали?

Книга, Обзор

Previous post Next post
Up