Гештальт в литературе. Часть третья. Информационный фон

Mar 17, 2013 22:30

Классическое искусство обращалось к человеческому разуму. Творчество периода романтизма - к его чувствам. Модернизм работает на уровне подсознания. Налицо прямая эволюция от человека к обезьяне.
Скажем спасибо Борису Раушенбаху за такую замечательную цитату.

Воскресный вечер, самое лучшее время, чтобы узнать ещё что-нибудь интересное о гештальтах. В прошлый раз мы говорили о том, как опираясь на ключевые слова человек внутри себя создаёт целостную картину. Однако стоит помнить, что этот образ - не реальность, а лишь изображение, которое рассеется при первой же возможности.
Чтобы удержать образ в голове читателя, помочь ему, необходимо сделать так, чтобы человек как можно дольше времени провёл под нужным впечатлением.


Гештальт оперирует тремя терминами. Это фон, это форма и это объект. Способы работы с объектом, то есть читателем, можно разделить на четыре группы.

Первая - самая простая. Назовём её блогеры-новички. Вроде меня, да. Этим достаточно выбрать одного читателя и писать исключительно для него.



Меня интересуют только няши, их стоимость и где приобрести
Этот метод имеет огромное число плюсов. Во-первых, он простой. Во-вторых, заранее известно, что любит и что не любит читатель. Понятно, чего от него можно ожидать. В-третьих, читателя найти очень легко: схватил за руку и рассказывай, пока не вырвался. Но если читателей больше одного, если они разные, такой подход не годится. Понятно, почему.

Вторая - актуализация на теме. Назовём её политическими лириками. Вроде Быкова. Это уже более сложный подход.



Говорю тебе, это точно про Путина
Автору необходимо выдумать свою основную тематику и работать в этом направлении. Через некоторое время у автора появится аура этой темы, образованная большим количеством текстов. С этого момента читатели, которых эта тема интересует будут сами собираться вокруг автора и просить рассказать им ещё. Более того, для этих читателей теперь все произведения данного автора, независимо от его желания, будут восприниматься в свете выбранной им темы. Если политический лирик начнёт писать о любви, читатель всё равно будет искать в этом тексте политику. Ожидание авторской темы - это и есть гештальт.

Третья - работа с культурным фоном. Назовём её героями нашего времени. Вроде Макаревича. Это более сложная штука, которая требует, во-первых, внимательности к деталям современности, во-вторых, умения правильно их подать.



Слон кроется в деталях
Так как поэта и читателя окружает один и тот же мир, то основанные на нынешних явлениях тексты и читатель и писатель будут понимать однозначно. У Чебябинска и Омска не так много смысловых оттенков. Если мы - не жители этих городов, то в большинстве случаев знаем о них только пару фактов и один-два мема. Таким образом, если читатель видит в тексте "Челябинск", то он в большинстве случаев начнёт ожидать суровости и метеоритов. Здесь и появляется гештальт.

При том, что через несколько лет все уже забудут, что это означало и в чём был прикол, в настоящее время работа с культурным кодом - один из самых мощных инструментов создания нужного набора образов.

Наконец, четвёртая группа - работа с единичным текстом. Назовём её Пушкиными. Не в том смысле, что таким - один на миллион, да и тот - бабник. А в том, что Пушкин этим занимался чаще нас всех вместе взятых. Ну вы же понимаете, о чём я?



- Скажи-ка Пушкин? Ведь не даром?
- А почему бы и не даром?
Естественно, что если мы не хотим остаться в заложниках у одной-единственной темы, то нам надо для каждого произведения создавать своё настроение, которым будет руководствоваться читатель при осознавании текста.

Скажу честно. Кем бы вы ни были, как бы здорово ни писали, какую тему бы ни выбирали, в большинстве случаев каждый читатель прочитает ваше стихотворение ровно один раз. Очень редко кто-то возвращается к уже прочитанному тексту, если автор, конечно, не гений вроде Бродского или Гомера. Когда-нибудь я расскажу об этом поподробнее, а пока просто поверьте.

Так как у нас есть всего один шанс представить стихотворение читателю, необходимо как можно раньше заставить его поверить в то, что он читает. Заставить сочувствовать, сопереживать, понять и ощутить всё, что необходимо. Если читатель не понимает, чего от него хотят, он уйдёт не дождавшись эпичного конца. Настроение нужно создавать сразу. Прямо с названия.

Именно поэтому важно давать стихам подходящие названия. Текст, который называется "случайно ночью написалось" или "не бейте сильно, это мой первый раз" никто не прочитает дальше первой строчки.

Более того. Чтобы заранее дать читателю нужное настроение используются эпиграфы, которые представляют из себя готовый афоризм, который имеет однозначное настроение.

И более того. Можно выбрать для себя такой псевдоним, что читатель только увидев текст уже поймёт, чего от него ожидать. Это и называется гештальт.

Итак.
Информационный фон - это довольно важная вещь, которая может даже не участвуя в написании стихотворения помочь читателю изучить его с правильным настроением и согласиться с автором. А веь именно этого мы и добиваемся!
Чтобы разобраться, насколько я хорошо всё объяснил, вот следующее домашнее задание.
Напишите такое стихотворение (можно четверостишие), которое при изменении названия (или эпиграфа) меняло бы свой смысл. Интересно, что же получится?

А в спойлере - разбор лучших на мой взгляд домашних заданий с прошлого семинара, посвящённого ключевым словам.
[Кто как написал своё четверостишие о том, как ему нравится весна?]

В первую очередь, четверостишие - супермалая форма текста - не требует особенно большого количества ключевых слов. Это как с головами: одна хорошо, две неплохо, четыреста пятьдесят не могут сделать ничего. Таким образом, всё заключается в выборе наиболее ярких терминов, которые бы олицетворяли положительные эмоции.

Так, стихотворение пользователя etaru хорошо тем, что в нём есть противопоставление одного-единственного слова (отдых) другим, которые однозначно негативным образом определяют уже другие объекты (метель и зной).

сбежав от метели,
  в предчувствии зноя,
  я трачу недели
  на отдых с весною

Также, очень хороший способ использовал пользователь bortans, который указал на положительные стороны терминами, определяющими настроение. Настроение - это не физическая величина и нам сложно точно его измерить, но читатель, который видит картинку с хорошим настроением, автоматически начнёт думать в том же настрое. И это выльется в положительное отношение к весне.

Вылезаю из берлоги,
  Ели машут: "Здравствуй, друг!"
  Снова ждут меня дороги,
  Нет сомнений, нет тревоги.
  Ах, как здорово вокруг!

Наконец, третий способ - апелляция к давно знакомым ключам, которую использовал пользователь lrlay777. Знакомые фразы перетягивают всё внимание на себя, заинтересовывают и поднимают настроение. Одновременно с этим части, на которые внимания уделялось не так много, проглядываются вполглаза и воспринимаются скорей на уровне подсознания. Этой же хитростью пользуются умные студенты на экзамене, которые из трёх вопросов подробно рассказывают только один, который знают лучше всего, а остальные пробегают по верхам, пока преподаватель находится под впечатлением.

Люблю весну!
  Меня в ней нету.
  А хорошо-
  Там где нас нет.



Гештальт

Previous post Next post
Up