Немного о том, как человек слушает песню

Jan 30, 2013 21:00

На самом деле эта тема очень большая, требует большого количества справок и лемм, поэтому подробно о ней расскажу как-нибудь в следующий раз.
А пока просто дам пищу для размышлений.

Певица МакSим. В миру Марина Амбросимова. Выпущенный в конце 2007 года диск "Мой Рай". Песня "Научусь летать".

[Открывая этот спойлер, берегите глаза]
  Он носит крылья в рюкзаке,
  Мечтает и грустит о ком-то,
  А на картинке так жесток.
  Живет в пальто коротком чьем-то.
  Он ищет ту, что не прощает,
  Не предает, не отпускает.
  Пока я есть, такой не знаю,
  Но только, только обещаю...

Научусь летать с тобой на небо,
  Там где звезды до рассвета
  Говорят телами о любви.

Там его, конечно, встречу,
  Разревусь и не замечу,
  Как целует губы, руки не мои.

Коротких слов такого счастья
  Не знала просто слова "здрасьте".
  Сегодня я такой же масти,
  Смотри, помада, туфли, платье.
  Мне говорить с тобой не надо,
  Забыть, начать любовь сначала
  И быть невестой карнавала,
  Лишь оттого, что обещала.


За этот альбом певица получила в 2008 году награду "Альбом года", а этой песне достался "Золотой граммофон".
Вряд ли тут стоит говорить о том, что автор этой песни - идиот. По крайней мере у автора есть золотой граммофон, а у меня нет. Я могу долго говорить про связность речи, про образы и их правильность, про тематическую цепочку и композицию. Но даже если я забрызгаю ядом весь свой блог, у певицы "Золотой граммофон" не отберут и мне его не передарят.
Вероятно, автор знает о песнях что-то, чего не знаю я.
(То есть, конечно, я знаю, иначе бы не писал этот пост. Но давайте ради интриги сохраним это в тайне).

Чтобы не казалось, будто это только в двадцать первом веке все внезапно начали слушать чепуху, вот песня, написанная двадцать лет назад. 1988 год, Шатунов Юрий Васильевич, группа "Ласковый май", песня "Белые розы".

[Кстати, Ласковый май больше относится к девяностым, но тем не менее её часто приглашают в дискотеку восьмидесятых]
  Немного теплее за стеклом, но злые морозы.
  Вхожу в эти двеpи, словно в сад июльских цветов.
  Я их так хочу согреть теплом, но белые розы
  У всех на глазах я целовать и гладить готов.

Белые розы, белые розы, беззащитны шипы,
  Что с ними сделал снег и морозы, лед витрин голубых?
  Люди украсят вами свой праздник лишь на несколько дней
  И оставляют вас умирать на белом, холодном окне.

А люди уносят вас с собой и вечеpом поздним
  Пусть праздничный свет наполнит в миг все окна дворов.
  Кто выдумал вас растить зимой, о, белые розы,
  И в миp уводить жестоких вьюг, холодных ветров?


Ровно та же история. Если этот текст написан на экране, то его невозможно читать. А в аудиоверсии она бьёт все рекорды популярности. Из-за чего так? Может, это с людьми что-то не так? Или это всё поздний СССР и Россия, а раньше всё было хорошо?

Ещё двадцать лет назад. 1967 год, Тамара Григорьевна Миансарова, "Летка-шутка".

[Перевод с польского]
  За стеною, у соседки
  Попугай живет в удобной клетке.
  Хорошо, тепло, легко живет он
  И по-своему поет он.

Опекают попугая,
  Вкусно кормят, и он в хорошей форме.
  Потолстел и я не удивляюсь,
  Что поет он вдохновляясь.

Понимаю попугая,
  И признаться, завидую слегка я
  Этой птичьей жизни без волнений,
  Где одна забота - пенье.


Чувствуете закономерность?
Как популярная песня становится популярной, если в ней не всё хорошо? Несмотря на часто неудачный текст песня может получить бешеную популярность. И наоборот, идеально грамотные слова совсем не гарантируют попадания в сердце слушателя. Более того, можно любить песню на незнакомом языке.

Неужели текст для песни не важен?



Вперёд выходит кот-учёный и начинает объяснять

Конечно, важен! Другой вопрос - как именно человек воспринимает слова песни.
Когда мы открываем книгу и читаем стихи, то в нашей голове откладывается текст строчка за строчкой. Они долго и последовательно сохраняются в памяти и постепенно раскрывают нам свой смысл. И понимая этот смысл мы можем для себя решить: хорошее ли стихотворение, плохое ли, стоит ли его вообще дочитывать.
Когда мы слушаем песню, нам никто не даёт время, чтобы разместить в голове все слова друг за другом. Нам сразу вываливают всё, что есть, и мы быстро, по ключевым словам пытаемся определить тему повествования.

Именно за счёт этого эффекта песня вполне может иметь слабосвязный текст. Ведь сознание всё равно не успеет проанализировать его и выдать результат: "проблема с тематической цепочкой". Человек выделит самое важное и отныне для него смысл песни будет заключается именно в этом.

При этом если поэт просто расставит нужные ключевые слова, он получит просто неплохую песню. Если же он умудрится сделать так, чтобы при более глубоком её изучении проглядывал некоторый смысл, он станет известным певцом.
А уж если он сумеет написать песню так, чтобы её можно было не только слушать, но и вполне находить скрытый смысл в сочетаниях слов, то он станет кумиром миллионов. Или как там нынче называют Шевчука?

Таким образом, для песенных текстов можно указать следующее правило: яркие ключевые слова для песни куда важнее, чем связь между отдельными строчками.

Песня

Previous post Next post
Up