О костылях

Dec 17, 2012 20:00

Есть такие моменты в жизни, когда фантазия работает лучше терпения.
Муза маячит перед глазами, и в голове толпятся строчки, каждая из которых если не гениальная, то хотя бы достойна быть отлитой в граните. Руки печатают медленно, и мысли теряются, забываются, уступают место новым и постепенно развиваются до ужасающих масштабов.

Первая строчка в четверостишии получается идеально. Вторая - под стать ей. Они блистают и красуются перед читателем. Третья с горем пополам находится, а вот последняя - ну никак. Рифмы нет, ритм не тот, смысла не хватает.
А строчки-то в голове всё теснятся. Не ровен час - и потеряются. А они же такие вкусные - все до одной! Как поступить? Проклятая рифма всё не идёт, работа стоит, котелок выкипает, варианты всё хуже и хуже...
В результате получается примерно такая конструкция:




Что обычно делает автор в такой ситуации? 
Чтобы не тратить особенно много времени, он вставляет первую попавшуюся строчку, которая вроде и в рифму, и особо не противоречит уже написанному. И даёт себе обещание в следующий раз придумать на это место что-нибудь более подходящее.
Как правило, вставленная строчка не отличается особенной художественной ценностью, слабо связана с основным сюжетом, рифма в ней не самая точная, да и выглядит это, скажем прямо, не ахти. Но тут уж не до жиру: ставь что есть. Иначе через полчаса раздумий из головы уйдёт последняя светлая мысль, и заканчивать стихотворение будет нечем.

В итоге готовое стихотворение чем-то напоминает инвалида, стоящего на костыле. При этом автор клятвенно заверяет его, что устранит костыль при первой же возможности.




Часто так бывает, что чем интереснее высказываются мысли в стихах, тем заметнее их костыли. Часто тексты напоминают красавца-бизнесмена, который ехал на своей Lamborghini на торжественный fourchette, но врезался в КамАЗ и теперь ходит во фраке, но с гипсом. Вроде и красив, умён, богат и влиятелен, но с гипсом. Нет, конечно он до сих пор способен кого-нибудь соблазнить, но тем не менее товарный вид существенно снизился.

И ладно бы костыль - это ещё полбеды. В конце-концов, со всеми бывает.
Но главная-то проблема в том, что автор ни за что к старому тексту не вернётся и костыль ни за что не уберёт. Сегодня у него вдохновения нет, завтра "ощущение уже не то", через месяц он и вовсе об этом забывает, а костыль так и остаётся на самом видном месте: в конце четверостишия.




Чтобы не заставлять свои стихи влачить жалкую жизнь инвалида, к ним следует периодически возвращаться.
Узнали новые правила правописания? Исправьте ошибки.
Обнаружили лексическое нарушение? Сели, переписали.
Придумали отличную рифму? Переделали неудачную строчку.

Это всё гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Надо просто сесть и заняться этим.
"Глаза боятся, а ноги бегают". Или как там было?

Вкратце повторю основную мысль.
Да, часто так бывает, что в порыве вдохновения нет времени на придумывание подходящей рифмы.
Но не стоит оставлять работу над стихотворением только из-за того, что вдохновение закончилось. Костыли у беспомощных калек можно отбирать и без вдохновения.

Граммар

Previous post Next post
Up