О банальностях - два

Oct 25, 2012 16:25


"Роза - это вам не мимоза!
О розу можно легко уколоться!
От розы, знаете ли, угроза,
Когда о кожу шипчик скребётся..."
Анастасия Ася Жумагелдиева
Когда я начинаю бояться, что поэт из меня никудышный, и никакого таланта к стихотворчеству у меня нет, я открываю сайт стихи.ру и понимаю, какой я всё-таки классный.
Всё-таки этот портал - настоящая энциклопедия того, как не стоит писать. Можно за пять минут, вбив в поиске нужное словосочетание, написать большой критический обзор. Что я сегодня и сделаю.
Итак, сегодня мы поговорим о банальных рифмушечках.

"Губы искусаны в кровь
Странная между нами любовь
Не могу я больше жить без тебя
Нежные руки обнимают меня..."
Лиза Зенкина

Короткая историческая справка. Давным-давно люди осознали, что некоторые слова оканчиваются похожим образом. Солдат-бородат, бурка-каурка, палка-селёдка. Некоторые поэты додумались поставить такие пары слов в концах строчек и назвали это рифмой. Вт те древнегреческие времена рифма была рассчитана только на слух, потому что читать никто не умел. Вероятно, это была первая и последняя эпоха, в которой можно было беззастенчиво рифмовать "слёзы" и "грёзы". Позднее люди научились писать, и повторяющиеся слова на концах строчек стали слишком бросаться в глаза. В период классицизма все ещё терпели подобное мракобесие из любви к точности, но к концу девятнадцатого века терпение кончилось.

"...Но не дари усталые мимозы,
И не дари охапку алых роз,
И не дари один цветок - все слезы,
И не хватает больше этих слез…"
Маркова Наталия Федоровна
В двадцать первом веке у автора появилось много способов придумать банальную рифму. Помочь ему в этом готовы сотни разных сайтов, начиная с банальных "стихи.ру" и заканчивая необъятными "dic.academic". Они выполняют громадную работу, собирая по всему интернету все возможные рифмы. Поэту остаётся только открыть результаты поиска и выбрать самую подходящую. При этом можно не сомневаться в правильности выбора, ведь ту же рифму до нас уже использовали миллионы других поэтов! В самом деле, как правило поисковики выбирают лишь часто употребляемые рифмы. Редкие они отбрасывают как несущественные (или малорелевантные). А популярное оригинальным не бывает, недаром оно называется пошлым.
Итак, первый признак банальной рифмы - это её частое применение.

"Есть у дома палисад, 
В палисаде стоит сад.
В том саду растут цветы необъятой красоты.
Среди них растет Пион, всех цветов стройнее он.
Он высокий - великан, рядом с ним растет Тюльпан,
Чуть подальше Астры, Розы, Гладиолусы, Мимозы.
Глянешь, сердце запоет, тут же и Полынь растет..."
Танечка Попова Каргополь
Но если вдруг религия запрещает пользоваться словарями, а кровавый режим отключил интернет за неуплату, не стоит расстраиваться, ведь есть ещё один способ найти рифму буквально к любому слову! Этот способ основан на таких явлениях как суффикс и окончание. Окончаний в русском языке не так уж и много, поэтому если добавить нужную частицу в конце слова, можно будет легко подобрать отличную рифму. Букварь-словарь, водичка-сестричка, эллипсоид-параболоид.
Итак, второй признак банальной рифмы - это рифмование одинаковых суффиксов и окончаний.

"Растет за горами черная роза
Ей не соседи тюльпан и мимоза
Черная роза - тонкая штучка
Ядом пропитаны розы колючки..."
Сигизмунд Штангенциркуль
Кстати, важный и потому очень интересный частный случай - это глагольная рифма. Как известно, в русском языке всего два спряжения глаголов и для каждого из них есть свой набор окончаний. Таким образом, правильно выбрав спряжение можно рифмовать свой глагол почти с каждым вторым! Только стоит помнить про исключения: они плохо рифмуются с остальными глаголами, но друг с другом запросто! Так, очень удачные рифмы: брить-стелить, видеть-ненавидеть, смотреть-вертеть.
Итак, второй с половиной признак банальной рифмы - это сочетание глаголов. Или прилагательных.

"...Ещё мечтала о мимозах,
И под окном о дивных розах,
Враз шум моторов заглушить…
А может, прав машин лишить?.."
Елена Лободанова
Но это ещё не всё. Ведь настоящему поэту мало просто зарифмовать две строчки. Ему важно, чтобы там был глубокий СМЫСЛ. Поэтому подойдёт далеко не всякая рифма!
Обычно стихотворение исполненное смысла выглядит так:
 "Хорошая строчка
  Просто суперотличная строчка
  Рифма к первой строчке.
  Средненькая строчечка, зато хорошо рифмуется со второй."
Эта структура уже показала себя в действии и ею пользуются такие гуру поэзии как...Эммм... Нууу... Имя "Максим" кому-нибудь что-нибудь говорит? Ну и неважно. В-общем, так как вокруг третьей строчки уже много текста, её вряд ли кто-нибудь заметит. Так что смысл добавлять необязательно, а значит можно вставлять первую попавшуюся рифму.
Иногда встречаются вариации. Так, в длинных стихах четвёртую строчку тоже можно оставлять без смысла. Но в любом случае, если рифма совершенно не относится к тому, о чём идёт речь в четверостишии, всё равно никто этого не заметит, потому что всем пофиг всем важнее смысл, заключённый в первых двух строчках.
Итак, третий признак банальной рифмы - это её бессмысленность и оторванность от основной идеи.
"Встретились снег и роза,
Роза она-не мимоза!
Встретились снег и роза,
Вмиг подобрев для мороза!
Таял снег, не стесняясь,
Розе в любви признаваясь,
Роза слегка постарела,
Так она вдруг подобрела..."
Арташечка Золотых-Сибирская
Двадцать первый век открыл удивительные возможности для поэтов! Если раньше приходилось брать банальные рифмы из головы, часами сидеть над средневековым компьютером (не нашёл в словаре, как он тогда назывался, может кто подскажет?) и выдумывать слова, то сейчас можно зайти в яндекс, и все библиотеки мира раскроются перед нами, готовые делиться своими знаниями.

Из всего этого можно сделать краткий вывод.
Есть много способов придумать банальную рифму. Можно посмотреть в списке наиболее часто используемых слов. Можно срифмовать одинаковые окончания и суффикы, можно даже заканчивать строчки глаголами!
Но что бы вы ни делали, внимательно следите за тем, чтобы рифма не оказалась привязана к основной идее и не выражала основную мысль. Не для этого она создавалась. Для основной идеи у нас есть первые две строчки в четверостишии, а рифма нужна только для того, чтобы всё красиво звучало.
Иначе мы не сможем назвать это всё штампом.

Как не надо писать, Немного об анальном

Previous post Next post
Up