Три поэта. Выпуск третий. Петровский-Петровых-Петрова
Oct 14, 2012 23:14
Заканчивается воскресенье, все нормальные люди уже готовятся отдыхать и знать ничего не желают о том, что я собираюсь рассказывать. А это значит, что пришло самое время для очередной лекции из цикла "Три поэта".
Сегодня у нас в гостях один из нахлебников Дмитрий Петровский, девушка, которую читала Ахматова - Мария Петровых, а также создатель одного-единственного хита Зоя Петрова.
Когда-то в стародавние времена, когда "Левый фронт искусств" (или ЛЕФ) ещё гнездился в головах Маяковского, а Хлебников, которого родители по ошибке назвали Велемиром, ещё не совсем умер, жил на свете паренёк, которого звали Дмитрием Петровским. В далёком 1916 году он познакомился с Хлебниковым, и настолько тот ему понравился, что Петровский больше ничего не писал без эдаких футуристических штучек. Фотографии Петровского я не нашёл, потому посмотрите на котяток, они очень милые:
Особенно вот этот рыженький!
Вскоре после знакомства Хлебников умер. Пневмония, все дела. Чтобы не болтаться без дела, Петровский примкнул к ЛЕФу. Вскоре после примыкания ЛЕФ распался. Ну что за невезуха? Петровский тем не менее продолжал писать, всё более совершенствуясь в области футуризма. Вскоре после описанных событий футуризм вышел из моды. Кто бы мог подумать? Петровский погоревал-погоревал, и к 1955 году помер. Вот такие дела. Чтобы примерно понять, почему произошли все эти печальные вещи, можно попытаться прочитать и проанализировать его стихотворения. Например, вот это:
Еще над городом бродяжье утро, Зевают зябнущие парки: осень. И памятник, бессонно бронзой перемучась, Почти на голову свой плед набросил.
Он выгорел, он порыжел от изморози, И челюстей свести не может долго, Раскашлявшись в рассвет, - седой от сырости Сжигавший рукописи сада Гоголь.
Мы вместе черные черновики читали: Ломали целыми деревьями страницы, Не признаваясь в том еще, что дале Они черней чернил, ночей черницы.
...Как будто все... За что-ж еще страданье, - Сидеть, косясь на Знаменку, на Реввоенсовет И вздрагивать мишенью на подрамнике, Пока в Арбат прогромыхнет стрелец.
Его знобит. Он кутается вороном И вдруг, взмахнув, взлетит черно закаркав И чудится проснувшемуся городу, - Нет больше носа Гоголя над парком.
Он 20 лет сидел по дням, ночами-ж Быть может в плащ укутавшись летал он, Добившись сходства с вороном печали, Туда в свою Диканьку и Полтаву.
Сегодня в ночь за черный почерк веток, Выдерживающих сезонное изданье, Горстями медно-золотых монеток, Просыпан гонорар на пьедестале.
Доставлен уличным посыльным - ветром (Листом оплачен мертвый день с листа-ли?) Он в кулаке зажатом прячет за жилет - Монету пущенную в ход садами.
Но рядом на скамье - (над городом еще бродяжье утро), - Иззяб скелетом, а не бронзой, нищий Грозит - ему-ль (редактору-ль) - кому-то, На сон о золоте - (обман осенний) разозлившись.
Тяга Петровского к формализму так и не прошла. Его ругали за отсутствие простоты, за слабую художественность, за импрессионистичность. Как бы то ни было, супер-текстов у него не получилось. Зато он прожил 63 года - роскошь, доступная не всякому поэту.
В то же время (то есть, имеется в виду начало того же времени. Или даже точнее чуть меньше чем середина, но чуть больше, чем... Ай, неважно, просто запомните: 1908 год) в небольшом посёлке близ Ярославля в семье Петровых родилась девочка Маша. Вот она, в википедии, с ямочкой на подбородке.
Думаю, это всё причёска: она её старит.
У Маши было сразу два дяди-великомученика. Неплохо для её возраста, учитывая что у многих из нас до сих пор нет ни одного. Правда, в том далёком 1908 никто из них ещё ни о чём не догадывался. Девочка Маша стихи начала писать с раннего детства. В четырнадцать - когда я, например, рифмовал любовь и кровь, она уже посещала собрания союза поэтов. К семнадцати она простилась со своими родителями и дядями-великомучениками и отправилась в Москву, где решила посещать Высшие государственные литературные курсы (как звучит!). Примерно в этом время Дмитрий Петровский посещал ЛЕФ, и потому они не пересеклись. Ну и слава богу. Вскоре она окончила эти курсы, поступила в МГУ, завела дружбу со многими литераторами, в том числе Мандельштаом и Ахматовой. Да и Тарковский, с которым она вместе училась, ценил её лирику. И в-принципе было за что:
Немого учат говорить. Он видит чьих-то губ движенье И хочет слово повторить В беззвучных муках униженья.
Ты замолчишь - он замычит, Пугающие звуки грубы, Но счастлив он, что не молчит, Когда чужие сжаты губы.
А что ему в мычанье том! То заревет, то смолкнет снова. С нечеловеческим трудом Он хочет выговорить слово.
Он мучится не день, не год, За звук живой - костьми поляжет. Он речь не скоро обретет, Но он свое когда-то скажет.
(И пусть хоть кто-нибудь мне скажет, что это - не про поэтов!)
Ещё Мария Петровых была очень неплохой переводчицей. За переводы армянских стихов в 1970 ей присудили звание "Заслуженного деятеля культуры Армении", а в 1979 дали премию союза писателей Армении. Кстати, в тот же год она умерла. Грустно.
Третий автор родился позже всех, в тем не менее далёком 1921 году. Зое Петровой очень сильно повезло: хоть с её именем и фамилией очень сложно отыскать её фотографию в яндексе, однако стихотворение её без малого полсотни лет крутили по телевизору. В результате никто не знает, что такая Зоя Петрова, однако то, что она написала, наизусть помнит каждый житель этой и, возможно, нескольких других стран. Песню "Спят усталые игрушки" Зоя написала в середине пятидесятых. Её друг - композитор Аркадий Островский тут же написал музыкально сопровождение, и через пару лет на всех телевизорах страны (а их тогда было не так много) появилась новая заставка к телепередаче "Спокойной ночи малыши".
Хрюша и Степашка представляют свой бессмертный хит.
Однако, что грустно, Зоя Петрова так и осталась автором одной песни. Больше ни одно её стихотворение не сумело даже на капельку приблизиться к "Спят усталые игрушки". Хотя у неё были и неплохие песни.
Ты такая красивая, как бывает лишь сон, И в глаза твои синие даже месяц влюблён. Отвернувшись с досадою от выси голубой, Каждый вечер у сада он ждёт свиданья с тобой.
Только зря ожидание, нежный свет ни к чему, Ты идёшь на свидание, но совсем не к нему. Каждый день, неприметная, жду тебя в этот час, И пленея от ревности месяц смотрит на нас.
И задумчиво смотрит он, исчезает в дали, Чтобы к счастью дороги мы отыскать не могли глупый месяц зря мечется, не грозит нам беда, Ярче солнца и месяца светит счастье всегда.
Что, впрочем, не помешало ей прожить долгую и счастливую жизнь.