История литературы. Урок 1. Музыка.

Apr 22, 2012 01:13

Напоминалка на телефоне говорит мне, что наступила суббота, а это значит, что пришло время для очередной лекции из цикла "История литературы" или "Как всё было на самом деле".
Сегодняшнее занятие будет посвящено музыке. Мы окунёмся в прошлое, чтобы увидеть зарождение музыки, узнаем, какие перемены произошли с ней за долгое время становления, и выясним, почему школоблоггеры не любят дабстеп.
Впрочем, так как современность - это то, насчёт чего нет и не может быть единого мнения, то после лекции предлагается провести круглый стол и обсудить, что же является отличительными чертами современной музыки, и какие исторические причины повлияли на её развитие.

Итак, рассаживаемся по местам и приступаем к занятиям. Тема сегодняшней лекции:
Современная музыка.

Музыка как один из способов передачи информации был известен достаточно давно. Хитрые петухи первыми додумались до того, что охмурять цыпочек можно не постройкой гнезда или тасканием еды, а напеванием какой-нибудь простенькой мелодии.
Однако со временем появились двуногие, которые решили использовать музыку не только для соблазнения, но и для самовыражения. Конечно, не все используют музыку таким странным способом. И то слава богу.

Так как в песнях сочетаются два одинаково важных фактора, мелодия и текст, то песни значительно менялись вслед за изменениями в моде на то или другое. Христианство на Руси искоренило жанр языческих молитвок. Гитара и фортепиано уничтожили баян и балалайку. Однако самым большим изменением в музыке я бы назвал появление электронной музыки. Синтезаторы и электрогитары подчистую истребили огромный пласт академической музыки, который веками накапливался в Европе. Благо, Россия никогда не имела богатого наследства классических произведений, потому все изменения произошли быстро и безболезненно. А Рахманинов и Шаляпин навечно остались в сердцах тех, кто на момент революции не был крестьянином. Крестьянам же вообще всё было пофиг.

Перемены в музыке, как и любые другие, происходили согласно модели Кюблер-Росс. Элизабет Кюблер-Росс придумала теорию, согласно которой человек для принятия каких-либо изменений должен пройти через пять стадий:
1. Отрицание.
2. Гнев.
3. Торг.
4. Депрессия
5. Принятие.




Список этот известен и чаще всего применяется к неизлечимо больным. Я же как физик позволил себе высказать гипотезу о возможности экстраполировать этот эффект на музыкальные стили. И вот что из этого вышло.

Началом эпохи цифровой музыки обычно считают время изобретения первых электронных музыкальных инструментов. Например, когда был придуман терменвокс . При этом мало кто вспоминает, что в начале двадцатого века никто не занимался чисто электронной музыкой. Тот же терменвокс был только лишь интересной игрушкой. Максимум, что для него смогли придумать - это дуэт со скрипкой. При том, что на скрипке сидел Эйнштейн, а электроникой занялся сам Лев Термен. После того, как он перестал играть, известных терменвоксистов почти не осталось. Разве что его дочка.
Первое время люди вообще в упор не замечали электронные приборы. Известные музыканты отказывались играть перед электронными звукозаписывающими машинками. В кинотеатрах ставили места для целого струнного оркестра, который мог бы играть звуковое сопровождение к фильму. Даже изобретённая в двадцатых годах электрогитара первое время могла лишь имитировать звук акустической. В то время как те звуки, от которых последние полсотни лет тащатся музыканты, считались браком и минимизировались. И более того. До пятидесятых-шестидесятых годов электрогитара нередко использовалась в академической музыке. Это поголовное отрицание электронной музыки привело к тому, что первые разглядевшие её потенциал стали нереально богаты и знамениты.

Переломный момент наступил на стыке пятидесятых-шестидесятых. На сцену вышло олицетворение гнева и злости. Рок-культура. Джимми Хендрикс, который превратился в The Beatles и после перешёл в рафинированную ненависть - Панк. Кровь, убийства, сатана, наркотики и смерть. Одним словом, няши.
С этого момента стала популярна любительская аудиотехника. Не в том смысле, что послушать и порадоваться. Патефоны с пластинками были задолго до этого момента. Как и радиоприёмники. Однако в пятидесятых-шестидесятых становится популярным изобретённый полсотни лет назад магнитофон, который позволил среднестатистическому человеку взять чистую плёнку (или даже уже кем-то использованную) и записать на неё своё творение. Это было открытием сродни Ютубу: вроде и не открытие, а всё же изменило мир.
Люди нашли способ сказать всему миру, что они недовольны. Рок, как культура неприятия, стала популярной во всём мире. Советский союз запрещал пластинки штатовских рокеров, газеты писали разгромные критические статьи про The Beatles, в результате Союз развалился, а рок жив. Хоть и скатился до Андрея Ковалёва.




(Комментарий: Последний парень - певец Daughtry. Получил кучу наград в 2007 и пару в 2008 годах. Себя он позиционирует как музыканта в стиле пост-пранж и даже хард-рок. На самом деле попал на сцену после американской Фабрики Звёзд, гонит конктерную попсуху и считается кем-то вроде Джастина Бибера среди рокеров)

В результате хитрожопые поэты быстро поняли, что на электронной музыке можно неплохо наживиться. Наступила эпоха торговли музой. Новорождённая попса радостно шлёпала глазками и протягивала ручки к шеям новомодных музыкантов. Ещё никто не подозревал, в какое чудовище она вырастет.
Конечно, попсовые песенки пели ещё до электронной музыки. Допустим, иногда выходили пластинки с трешёвыми советскими песенками вроде "За стеною у соседки попугай живёт в удобной клетке". Но из-за относительной дороговизны винила подобные вещи появлялись только у любителей того или иного автора. А с появлением относительно дешёвых плёнок, к тому же перезаписываемых, распространение эпидемии попсы приняло просто ужасающие масштабы.
Впрочем, почему бы и нет? Желающие послушать про любовь да про надежду находились всегда и везде, и идея постричь купоны была самой естественной и логичной. Более того, этот жанр постепенно разросся и дал миру много отличных попсовых певцов. Не спрашивайте каких. Лучше я вообще не буду говорить об этом.

Долго так продолжаться не могло. Людям вскоре надоело слушать про любовь да счастье. Выросло поколение, которое терпеть не могло эти радужные стишки, и начало рассказывать про тоску, смерть и одиночество. К концу восьмидесятых в Штатах зарождается движение "эмо". Они поют про то, как важно чувствовать всё настоящим. В каждой второй песне кто-то погибает от несчастной любви. В остальных - просто погибает. На мир нахлынул депрессняк. В Россию мода на музыку всегда приходила чет через двадцать после рождения, но тем не менее ни разу не было такого, что бы случилось на западе и не произошло бы у нас. Так и эмо-движение пришло на Русь в двухтысячных. Но как и все остальные захватчики, эмо заблудились в бескрайних лесах и пали от медведей. Над ними в России стали издеваться ещё до того, как разобрались, о чём же они поют.
Но в любом случае, следующие двадцать лет запад провёл в скитаниях по долинам тоски и отчаяния. Это то, чем совсем недавно закончили заниматься русские исполнители типа Агаты Кристи или Мёртвых Дельфинов.
В те годы становится также популярен жанр хип-хоп, а вместе с ним и близкий родственник - гангста-рэп. Парни рассказывают всему миру, как им плохо живётся или какие они на самом деле крутые. Эта, казалось бы, полная противоположность эмо-движению, на самом деле ближе к ней, чем все прочие. В конце-концов, не зря про рэперов появляется так же много анекдотов, как про эмо. И все они несмешные.

После всего этого наступила, наконец, фаза согласия. Электронная музыка стала настолько важной частью мира искусства, что практически невозможно представить известного исполнителя, который бы не пользовался электросредствами создания мелодии. Даже классическая мелодия стала цифровой. Как у Жанн Мишель Жарра. Произошло примерно то же самое, что случилось с графикой. На первый план выступил авангард. Давайте посмотрим на него подольше.

Как в начале двадцатого века появлялись и исчезали новомодные течения графики, так и в начале двадцать первого стали зарождаться новые направления музыки. Появляется Шаффл. Становится популярным и тут же исчезает Памп. Как импрессионизм или символизм, новые музыкальные течения ставят перед собой задачу не донести некую мысль, а провести очередной эксперимент над музыкой. Теперь каждый месяц появляется новый программный музыкальный инструмент (настоящий собирать сложно, да и долго). Текст отходит на задний план. Авторы соревнуются друг с другом в том, кто создаст более необычный звук.
Одним из примеров таких необычных способов написания музыки стал дабстеп. Про него уже много написано и на луркморе, и в интернетах, да и сам он достаточно известен, причём не с самой лучшей стороны. Впрочем, негативное отношение к нему выходит из того же источника, что и нелюбовь к абстрактному экспрессионизму. Связано оно прежде всего с тем, что дабстеп - это творчество не текста и не мелодии. Теперь авторы придумывают не рифмы, а жанры. Пытаться же критиковать его с позиции классической музыки, как набор тональных звуков или осмысленный текст так же странно, как искать красоту в комиксах про омскую птицу.
И вообще, дабстеп очень похож на абстрактный экспрессионизм.
Вот как последний описан в википедии:
"... быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением..."

И сравните с этим:


Что же ждёт музыку в дальнейшем?
Как семантик, я могу сказать: музыка не настолько отличается от живописи, чтобы идти другим путём. Если посмотреть на то, что происходило с картинами в последние годы, можно понять, что ждёт музыку.
Например, можно предсказывать огромные пространственные постановки. Конструкции и даже здания, издающие звук. Или мелодии, которые меняются при приближении к источнику и отдалении о него. Или музыку, которая при одинаковом тексте может свободно менять звук по ходу воспроизведения.
Впрочем, кто знает? Может, все мы погрязнем в космической попсе.

Ничего себе, сколько я всего написал!
В следующий раз надо будет добавить побольше картинок.

Вкратце повторим всё, что мы сегодня узнали.
Во-первых, родиной современной музыки можно считать тридцатые годы двадцатого века, когда внезапно стали популярны электронные музыкальные инструменты.
Во-вторых, последние модные направления в современной музыке сильно напоминают авангардистские течения начала прошлого века.
В-третьих, несмотря на развитие новых технологий, чувство вкуса и ненависть к устаревшей чепухе, люди до сих пор слушают попсуху и классику. С этим стоит считаться.

Следующий урок будет посвящён текстам. Драме, стихам и прозе.
В качестве домашнего задания будет особо сложное упражнение. Надо найти какое-нибудь современное стихотворение и постараться прочитать. А о результатах этого прочтения мы поговорим в следующий раз.

Музыка, Как всё было на самом деле

Previous post Next post
Up