На днях мне достался диск с песнями Андрея Ковалёва, который как раз собрался выпускать пластинку своих новых песен, и по этому поводу решил пригласить всех на концерт 28 апреля. Это я уже потом, после того как начал печатать этот пост, узнал
у Луркмора, что группу "Пилигрим" в интернетах обсуждать не принято. Но так как я уже задумал длинный обзор этого диска, то и останавливаться уже как-то глупо.
Сразу скажу, что раньше про группу "Пилигрим" я слышал только случайно, да и про Ковалёва ни разу не читал. Так что подошёл к его творчеству я с чистым и незамутнённым рассудком. И вот что получилось.
Для начала стоит познакомиться.
Это - Андрей Ковалёв. Точнее даже, это - его не самая удачная фотография. В самом деле, посмотрите на длину кисти руки: она в два-три раза больше, чем ширина лица. Так бывает когда фотограф подходит слишком близко к человеку. Человек выглядит более вытянутым, высоким и стройным, однако руки, которые попадают на передний план, растягиваются до невероятных размеров. Впрочем, неудачность этой картинки не мешает ей появляться в любом месте, начиная с
официального сайта исполнителя и заканчивая
обложками дисков. Она же находится на поверхности CD, который лежит сейчас в моём ноутбуке.
Но ладно. Я не художник, поэтому не буду ругать безвкусное оформление. Лучше давайте поговорим о музыке. И для начала я бы предложил посмотреть видеоклип на одну из песен с альбома "Лучшие песни".
Итак, встречайте. "9 месяцев".
Click to view
У внимательного читателя может возникнуть вопрос: "А почему видео? Это же обзор диска?" А всё дело в том, что "публичное использование" музыки с диска запрещено, а вот видео на эти песни есть на YouTube.
Специально для тех, кто не любит смотреть странные видеоклипы, я выписал текст песни. Вот и он:
Нежданно гаснет свет счастливой звезды,
И между нами ночь стеною вражды.
Досада горькая звенит, словно плеть,
И нету сил обиду преодолеть.
Но вот в окно стучится случай-гонец,
И нашим горестям приходит конец,
И новый день сменяет сумрак, печаль,
И снова жизнь светла и радостна даль.
Всегда крылаты и мятежны
Со мной спутники мои:
Все девять месяцев надежды,
Все девять месяцев любви.
И вы опять со мной, как прежде,
Друзья надежные мои:
Все девять месяцев надежды,
Все девять месяцев любви.
Я не боюсь глухой, наветной молвы.
Я перед нею не склоню головы.
Как ни была б моя дорога крута,
Я знаю: где-то впереди высота.
Да разве я устану жить и любить?
А я еще успею крылья сложить.
Крича отчаянно, кружит воронье.
Я не устану верить в счастье свое.
Меня всегда удивляло то, какая у людей бывает замысловатая фантазия.
Начинается дождь. Фёдор Бондарчук сидит на лавочке. Беременная девушка надевает фейспалм и уходит вдаль. Какого-то парня бросают на стойку с мандаринами, а за кадром странно стонет какая-то девушка. Это - только первые кадры клипа.
Каждые десять секунд на экране происходит что-то новое, с предыдущим сюжетом связанное только животом героини. А иногда и вовсе не связанное.
Но главное, конечно, не это. Главное - то, что я долго пытался выяснить, в чём смысл названия. Так и не смог.
Вначале мне показалось, что это - беременность, все дела. Однако текст с этим никак не связан. В тексте высота, крылья, молва, случай-гонец. А беременности нет. Не знаю, откуда взялись эти девять месяцев. Скорее всего, сначала был написан припев, а уже потом, чтобы не петь только эти четыре строчки, автор дописал всю остальную песню.
И эта гипотеза легко подтверждается абсолютным отсутствием хоть какого-то сюжета в остальной песне. Чаще всего такие песни называют, извиняюсь за выражение, "Про всю хуйню". Этим методом написания текстов часто пользуются рэперы. Вспомнить хотя бы стандартный образец текста: я крутой, рифмую строки, вся хуйня. Так и здесь. Автор рассказывает, что он способен сделать, чего он не сделает никогда, что будет совершать несмотря ни на что. При этом смысла в тексте никакого.
Это если в целом. Если же посмотреть на мелочи, то становится ещё страшнее.
Почему досада горькая? И с чего она вдруг звенит? И почему вдруг "как плеть"? Разве плеть звенит? Что это за набор случайных слов? У автора уже в третьей строчке закончилась фантазия, и он решил взяться за словарь?
И откуда берутся крылья? Про них же вообще ни разу в тексте не упоминалось?
И что самое главное - как припев связан с остальным текстом?
Хотя, что я в самом деле... Как друг с другом связаны пары строчек? Ну вот, говорятся про молву, а потом внезапно высота. Сразу после высоты идёт рассказ про крылья, а после крыльев вороньё. Ну и под конец - про девять месяцев любви. Где логика?!
Вообще, я согласен. Текст - штука сложная. Зачем заморачиваться, если его всё равно никто не запомнит? Наверное, именно это правило взял в детстве себе на заметку Андрей Ковалёв, и с тех пор пишет только несвязные песни.
А если вдруг какой-то текст получается хорошим, то на эту песню обязательно снимается такой видеоролик, что итог выглядит одиозно и пугающе. Вот для примера: "Марта"
Click to view
Вроде бы нормальный текст. Более или менее терпимый.
Город мой шальной, я всегда с тобой,
Пьян и вечно простужен.
Модных улиц рой, твой кураж ночной
Мне сегодня не нужен.
У тебя внутри, в омуте витрин,
Ждет, луне улыбаясь,
Та, кого глаза, позабыть нельзя…
Марта не видит черно-белых снов.
Марта летает выше облаков.
Марта читает Байрона в метро.
Марта - создание из других миров.
Сам себе закон - я мешаю ром
С дождевою водою.
Ты меня домой гонишь, город мой,
Каждый вечер с другою.
Но теперь - абзац! Я хочу сказать,
Что нашел отраженье
В искренних глазах - звезды в небесах…
Припев.
Засыпает город. Я не ставлю точку,
Я хочу районам рассказать о ней…
И снова припев.
Разве это - плохой текст? Я бы не сказал.
Конечно, "шальной город" - это ужасно.
Конечно, можно поворчать, что "модные улицы" - это термин, который обозначает торговые кварталы, занятые магазинами каких-либо модных марок одежды. Они есть в Нью-Йорке или Париже. А в России пока нет. И использовать это словосочетание, чтобы сказать про улицы, полные модных людей, нельзя.
И, конечно, можно облить грязью автора за "искренние глаза". Искренним может быть взгляд, да и то - это ужасно банальная фраза, которую лучше нигде не использовать.
Но тем не менее, этот текст - хороший. Его можно было бы напевать. Этим я бы и занимался. Если бы не увидел клип, в котором выяснилось, что Марта - это гламурная дакфейс, которая бродит в наушниках по городу с немытыми волосами и крадёт одежду из супермаркетов. Я, конечно, не отрицаю возможность того, что дакфейсы читают Байрона. Но тем не менее, если автор хотел показать "созданье из других миров", которое не относится к "модным улицам" стоило бы выбрать что-то менее стрёмное и модное.
И я бы мог понять, если бы кроме этих песен всё было хорошо. У каждого бывают ошибки. Но ведь такое творится с каждой песней!
Я мог бы показать видеоролик
"Неба Синь", в котором первые пять секунд показывают чёрный экран, который, видимо, должен привести зрителя к мыслям и жизни, любви и смерти. Потом на две секунды высвечивают два лица, одно из которых говорит другому что-то, что заканчивается на "любишь", а начало фразы обрезал при монтаже звукорежиссёр-неудачник.
Или вот слушаю я песню. Я не специально её выбирал, мне её плеер поставил. И поётся там про то, как "мужчина и женщина любовью повенчаны". Сижу я, слушаю, думаю себе спокойненько: "Вот тоска, стыдно должно быть за такой текст, здесь же каждая строчка банальна...", ничего не происходит. Внезапно посреди скучного и бессмысленного набора фраз возникают "реки любви". Я охреневаю, а Ковалёв продолжает петь что-то бессвязное. На всякий случая проматываю назад и снова слушаю. Да, действительно. Посреди куплета вставлены ни к чему не привязанные "реки любви". После этого я спросил у Яндекса, и он рассказал мне, что есть не меньше десятка авторов, которые пели об этом. Начиная с Би-2 и заканчивая Катей Огонёк. Но я не помню ни одного автора, который бы писал настолько круто, чтобы взять красивую фразу и запихать в строчку, которая совсем с этой фразой не связана.
Кстати. Познавательная минутка. Как определить, что автор пишет плохие тексты?
Это очень просто. Надо послушать, как он читает или поёт своё произведение. Если после строчки "Птицы летят домой" в голове возникает рифма "не со мной", после чего автор её же и озвучивает, то сразу можно понять, как долго придумывался этот текст.
Впрочем, стоит заметить, что некоторые песни вполне можно слушать. Так, допустим, песня "Марта" была бы очень хороша без клипа. Наверное, стоило бы сказать: "Послушайте эти песни, может и наткнётесь на хороший текст". Но это опасно для мозга, так что не советую.
Вот и всё, что я хотел рассказать об Андрее Ковалёве.
А для тех, кому лень залезать под кат и читать всё, что там написано, я вывел краткий итог из всего вышесказанного.
Группа "Пилигрим" дерьмо переживает творческий кризис и позволяет Ковалёву петь не самые лучшие песни.
Спасибо за внимание.