По ежегодной традиции, в первый понедельник октября, на самом высоком телевизионном уровне, в ресторане «Седьмое небо» Останкинской телебашни, прошло совместное собрание главных акционеров, руководства канала, директоров и продюсеров дирекций, а так же руководителей структур, аффилированных Первому.
Конечно, руководители телеэфира и вершители общественного мнения рюмкой чая не ограничились, и, в первую очередь обсудили серьезные вопросы касающиеся перехода на цифровое вещание, нехватки финансирования канала, но заострили внимание на самой важной проблеме последних нескольких лет - падение рейтинга телеканала в целом и новостных программ, в частности.
Представителей иноканальной прессы на заседание, естественно, не пустили, мотивируя малой вместимостью помещения, но после мероприятия всем СМИ было разослано коммюнике, которое более или менее отражает суть происходящего. Тем более, обсуждаемые проблемы, в той или иной мере касаются работы всех телеканалов страны.
Началось собрание с обсуждения самого насущного вопроса любого телеканала - рейтингов и финансирования. Мнения собравшихся касались достижения баланса между первым и вторым. Старейшие работники Первого сетовали на раздражение телеаудитории обилием рекламы и для повышения рейтинга предлагали сократить количество и длительность рекламных блоков, повысив стоимость рекламной секунды.
В этом случае, утверждали они, объем телепрограммы станет менее фрагментарным, будет более целостным восприятие программы зрителем. Кроме того, меньшее присутствие в фильмах прокладок, кремов и Шнура позволит легче адаптировать к телеэфиру старые фильмы, столь любимые зрителями. Да и количество новостных и публицистических программ хорошо бы увеличить за счет снижения доли глупых сериалов.
[Читать подробности]Представители бизнеса, наоборот, предлагали объединить усилия с другими телеканалами и пролоббировать изменения в законе «О рекламе». Если в настоящее время совокупная продолжительность любой рекламы в телепрограмме не может превышать 15 процентов времени вещания в течение часа, а длительность рекламного блока не может превышать 4 минут, то бизнес предлагает сделать все наоборот. То есть, длительность фильма или программы ограничить 15-ю процентами общего времени, мотивируя это тем, что те, кто хочет эту программу посмотреть, посмотрят и в таком виде. А желающие посмотреть фильмы без вставки рекламы пусть идут в кинотеатр.
Наконец, третья группа участников обсуждения предложила компромиссный вариант: первую половину всего эфирного времени - с 00:00 до 12:00 полностью отдать под рекламу, а вторую половину - с 12:00 до 24:00 - программам и фильмам. Этот вариант сетки вещания позволит и заработать на рекламодателях и повысить рейтинги программ канала. Однако ни одно из этих предложений не набрало большинства голосов и, как паллиатив, было решено пока оставить все так, как есть.
Вторым вопросом повестки дня было широкое внедрение цифрового телевидения на всей территории России. Но при обсуждении выявились, по меньшей мере, две проблемы. Первая - несоответствие формата изображения при трансляции передач. Далеко не все каналы перешли на формат 16:9, единый для цифры, а устанавливать по всей стране оборудование для трансляции только Первого государство пока не спешит, несмотря на нужную ему - государству - информационную политику канала. Поэтому приходится ждать, пока остальные федеральные телеканалы подтянутся до технического уровня Первого.
Вторая проблема при внедрении цифры - конкуренция со стороны кабельного телевидения. Так, представители Дальнего востока сомневаются в необходимости перехода на цифру в принципе. Там, при содействии японских и китайских спонсоров смогли дотянуть кабель до самых отдаленных населенных пунктов и теперь необходимость эфирного вещания снизилась до 0,1%. В остальных регионах успехи кабельщиков не столь впечатляющие, но и недооценивать их тоже нельзя.
Закончилось обсуждение перехода на цифровое вещание безобразной перепалкой и взаимными обвинениями. В итоге решено было направить в Госдуму законопроект о резком ограничении лицензирования частных кабельных операторов.
Наконец, третьим из основных вопросов, поднятых на собрании, было содержание новостных программ канала. Констатировался факт, что интерес к новостным программам Первого неуклонно снижается. Телеаудитория постепенно, но неуклонно уходит к новостным программам конкурентов: НТВ, РЕН ТВ, ТВЦ и Дождя.
Социологические опросы показали, что людям интереснее то, что происходит где-то далеко, а то, что у них под носом они и так знают. В итоге было принято решение изменить подход к формированию новостного поля. Баланс планируется соблюдать следующий: информация о Москве - 80-85%, новости всей остальной России - 15-20%. Тем более, что в освещении региональных новостей Первому трудно конкурировать с ВГТРК, имеющей мощные региональные подразделения. Россия большая, всех новостей страны не охватить, а столице есть что показать: от коммунальных реформ до криминальной хроники.
Плюсы очевидны - снижение количества командировок репортеров, сокращение региональных корпунктов, удешевление производства новостных продуктов, более точное таргетирование рекламы. И наконец-то у новостей появится возможность показать всей стране: Москва - столица страны, а не резиновая коммуналка, то есть сформировать положительный имидж города в глазах населения России. Это решение было поддержано единогласно.
По итогам собрания был разработано итоговое коммюнике, резюмирующее, как в ближайшее время будет выглядеть главный канал российского телевидения, кто и где будет его смотреть, и что получит от просмотра. Краткие итоги: реклама никуда не исчезнет, скоро она будет транслироваться в потрясающем цифровом качестве, но первыми и последними узнают об этом только москвичи.