Российских летчиков учат бороться за жизнь в любых условиях - не важно, куда их занесет парашют: в пустыню, тундру или на льдину. Тебе повезло - они готовы поделиться этим опытом.
4 августа 1988 года восьмерка штурмовиков Су-25 советских ВВС наносила бомбово-штурмовой удар по цели, расположенной в районе афганского кишлака Шабохейль. Во время операции самолет ведущего - полковника Александра Руцкого (того самого, который стал первым и последним вице-президентом России в начале 90-х годов прошлого века) был сбит. Катапультировавшийся летчик приземлился в безлюдной труднопроходимой горной местности.
Следующие 5 дней он пробирался к своим, используя навыки выживания, которым тогда учили советских летчиков, а сейчас учат российских. Ему приходилось преодолевать сложнейший горный рельеф под палящим солнцем - за время этих мытарств по прямой он прошел всего 28 км. При этом летчик голодал. Толком отдохнуть ночью у него не получалось из-за холода, в этих краях на высоте даже летом бывают ночные заморозки.
На пятый день полковник наткнулся на отряд моджахедов и принял бой. Несмотря на пережитые в последние дни трудности, он сохранил достаточно сил, чтобы активно защищаться от противника. По словам Руцкого, он попал в плен живым только из-за того, что потерял сознание, когда его контузило попавшим в голову осколком гранаты.
Что может быть хуже, чем отбиваться в одиночку от превосходящих сил противника, да еще и после катапультирования (у летчиков, экстренно покинувших кабину самолета именно этим способом, сотрясение мозга и декомпрессионный перелом позвоночника диагностируют так же часто, как угревую сыпь у подростков)? Например, приземление с парашютом в Северный Ледовитый океан. У военных летчиков такая работа, что их самолеты падают даже во время полетов в местах, где наша страна не воюет, - им дают рискованные задания и в мирное время.
17 июля 1978 года при крайне плохой видимости в воздухе над Баренцевым морем столкнулись два перехватчика Ту-138. Один дотянул до аэродрома, другой почти сразу упал - оба его летчика катапультировались. Приводнившись с парашютом в ледяную воду, командир перехватчика Вячеслав Кириллов сразу выбрался на большую льдину, с которой его и спас прилетевший через 7 часов вертолет ПСС. Штурману Владимиру Ханкишиеву повезло меньше - он провел эти часы, выживая в небольшой спасательной надувной лодке, которую постоянно захлестывало ледяными волнами.
Бороться за жизнь в любых экстремальных условиях (в том числе и в Северном Ледовитом океане) летчиков учат в трех спеццентрах выживания летного состава (из них два - на юге России и один - на Дальнем Востоке). Спецподготовкой в этих центрах руководит полковник Сергей Лебедь, начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной служб Главного командования ВВС РФ. Он знает про выживание все, и мы попросили его поделиться опытом с тобой. Почитай, в жизни бывает всякое.
1. Поешь дома
В НАЗе (носимом аварийном запасе) - единственном источнике пропитания сбитого летчика - обычно лежит одна плитка шоколада и одна банка мясных консервов. Здоровому мужчине этой еды не хватит и на один раз, так что она нужна скорее для психологического комфорта в первые часы после приземления. Обычно летчикам рекомендуют просто забыть про еду до тех пор, пока они не доберутся до своих. Давно установлено: здоровый человек с нормальным весом может без вреда для здоровья прожить без еды (но обязательно с водой) 15-20 дней и при этом перемещаться по пересеченной местности в поисках обжитых мест. При этом ты не тратишь время на приготовление пищи, а также силы - на переноску еды (минимальный двухнедельный запас продуктов на одного человека весит около 15 кг), если она есть, или на поиск и добывание пищи, если путешествуешь налегке.
Если ты не ешь вообще ничего в течение 3-4 дней, то организм переходит на эндогенное питание - начинает расходовать энергию, запасенную в твоем организме в виде жировой клетчатки и мышечного белка. Поверь, ее много. Главное, чтобы голод был полным: даже горсть ягод, которую ты бросишь в рот на пятый день такого поста, спутает твоему организму все карты. Он снова начнет энергетически крайне затратную перенастройку обмена веществ, что может на данном этапе привести к полной потере сил. И еще один важный нюанс: из полной голодовки нужно выходить обязательно под присмотром врача-диетолога. Ни в коем случае не набрасывайся на пищу, особенно твердую, когда доберешься до обжитых мест.
2. Расслабишься тоже дома
В стрессовой ситуации мозг бездействующего человека начинает активно генерировать негативные мысли. Если опасность еще есть, то он преувеличивает ее размеры, если опасности нет, то заставляет тебя чувствовать себя виноватым за то, что ты оказался в критической ситуации. Защити себя от собственного мозга - начни что-нибудь делать, даже если особого смысла в твоей деятельности нет. Летчик Ханкишиев, оказавшись в лодке, которую постоянно захлестывали волны ледяного Баренцевого моря, несколько часов вычерпывал воду из своей утлой посудины резиновой кружкой. Поэтому и выжил. Даже если ты уверен, что тебя скоро спасут, не прекращай занимать себя делом - вдруг спасение по каким-то причинам не заладится, отложится или вообще отменится.
3. Забудь про броски и рывки
Ты оказался в незнакомой безлюдной местности. Сколько ты будешь спасаться, знает только Бог, да и он сомневается. В такой ситуации главное - правильно расходовать силы. Запомни: не стоит пытаться идти до упора, до изнеможения. Твоя задача - сохранить возможность передвигаться максимальное количество дней. Нормальный ночной отдых имеет решающее значение. Поэтому ищи место для ночевки задолго до того, как начнет темнеть. А как нашел - лучше потратить 3 часа на обустройство качественного спального места и 5 часов нормально поспать, чем сразу лечь на жесткую, неудобную, мокрую, холодную, расположенную под наклоном «постель» - и потом проворочаться без сна 8 часов.
4. Выживают веселые
Ты оказался в группе, которая попала в критическое положение - вы на территории противника, вас ищут, есть раненые, а еды, питья и боеприпасов нет. В такой ситуации присмотрись к окружающим. Наш опыт говорит, что больше всего шансов выжить у тех, кто сохраняет присутствие духа и даже продолжает шутить несмотря ни на что. Держись поближе к ним.
5. Люби чистоту, не будь брезглив
Постоянная забота о чистоте тела и одежды - залог выживания в условиях автономного передвижения в безлюдной местности. Если ты чистый, то вероятность заболеть гораздо меньше, а болезнь тебе сейчас нужна меньше всего. Ноги - твоя главная ценность, только на них ты сможешь добраться до обжитых мест. Грязь или опрелости в паховой области и промежутках между пальцами ног - недопустимы, так как способствуют размножению инфекций и снижению местного иммунитета.
Чистая одежда (как верхняя, так и нижняя) защищает от осадков и холода гораздо лучше грязной, поэтому старайся без необходимости ее не пачкать, особенно, если устроить стирку невозможно. Дыры в куртках и штанах надо зашивать сразу, а не ждать, пока они достигнут максимально возможного размера. Но и брезгливость тебе сейчас не помощник. Практика показала, что в условиях мороза летчики, которые снимают одежду с погибших товарищей, чтобы утеплиться, попадают домой гораздо чаще, чем те, кто по каким-то причинам не могут пойти на такой шаг.
Умей пользоваться «вертушкой»
Напоследок держи три совета, как правильно спасаться с помощью вертолета:
1. Дым отечества
Лучший способ обозначить свое место, когда за тобой летит вертолет, - дым. Летом подойдет дым от обычного костра, в который надо бросить зеленые ветки. Зимой на фоне снега белые клубы плохо заметны, поэтому в костер надо бросать резину или пластик.
2. Свой среди чужих
Чтобы не спутать спасательную «вертушку» с агрессором, обрати внимание на то, как она к тебе приближается. Обычно вертолеты двигаются парами. Если, пролетев над тобой, пара разделилась - один из вертолетов развернулся и полетел к тебе, а второй начал кружить в окрестностях, прикрывая спасательную операцию с воздуха, все нормально. Однако если пара пролетела над тобой, развернулась и двигается на тебя с опущенными вниз носами, скорее всего, вместо помощи тебя ждет залп, и пора бежать куда подальше.
3. Мат и электричество
Бывает, что вертолет не может спуститься за тобой на землю. Тогда тебя будут поднимать на лебедке (например, именно так эвакуируют со льдины). Когда «вертушка» зависнет над тобой, борттехник начнет спускать подвесную систему, к которой прикреплен металлический груз. Никогда не хватайся за него руками, пока он не коснется поверхности земли или воды (смотря куда тебя занесло). Этот груз «заземляет» вертолет, чтобы тебя не убило разрядом статического электричества от подвесной системы.
источник:
http://www.mhealth.ru/