Sep 28, 2024 08:40
Вообще, в этой дикой истории с "Wildberries" далеко не все так просто. Как человек, который обитает в аквариуме с акулами с первой половины 90-х, сильно подозреваю, что там все немного не так, как пытается нам показать "семейство Бакальчуков". А точнее совсем не так.
Конечно, это только мои предположения и ничего более, но я их строю на суровом личном понимании, что такое "бизнес по-русски".
Чтобы открыть жизнеспособный интернет-магазин в начале "нулевых" нужен был минимум миллион. Не ₽, а $. Тогда их многие открывали с гораздо меньшим стартовым капиталом, заграницей это дело уже входило в моду, поэтому "продвинутые молодые предприниматели" пытались затеять его и в России. Но наша страна тогда еще до интернет-торговли не доросла ни ментально, ни технически, поскольку тогда сам интернет был развит только в крупных мегаполисах и даже в них был доступен далеко не всем. Не говорю уже о том, что система адресной доставки товаров тогда еще была в России в самом зародыше, а до создания торговыми компаниями собственной многоуровневой логистики и специализированных сетей пунктов выдачи товаров еще было очень далеко. Если остановиться только на одной адресной доставке - то ее услуги стоили тогда столько, что делали практически любую интернет-торговлю нерентабельной в сравнении с классическими способами реализации товаров. Поэтому почти все такие интернет-магазины разорялись в первые же полгода-год. Некоторые, особенно те, которые торговали тогдашними "гаджетами" "ниже рыночных цен", благодаря целевой аудитории, подключенной к "глобальной сети" и оптовым закупкам электроники по "серым схемам", с трудом барахтались на плаву год-два максимум, потом все-таки шли на дно при первом же, даже незначительном экономическом кризисе, а их владельцы продавали авто и недвигу, чтобы хоть как-то закрыть огромные долги. На плаву в течении длительного времени остались только те единичные примеры нелегальных и полулегальных "интернет-магазинов", в которых "толкали нищебродам" откровенные китайские "копии известных брендов" или же продавали "серый товар", ввезенный "мимо таможни". Еще с переменным успехом торговали в "глобальной сети" те, кто уже накопил значительные активы на классической off-line торговле и рассматривали интернет-магазин исключительно как дополнительную опцию к уже существующей традиционной торговой площадке. Или же они существовали благодаря тому, о чем я напишу чуть ниже.
Без очень большого стартового капитала, в миллион $, а еще надежнее - в несколько миллионов $, способного на первых порах "гасить" любые удары от неизбежных больших убытков, "чистый" интернет-магазин, торгующий легальным "ширпотребом", в "нулевых" и даже в "сытых десятых" годах не продержался бы на плаву и пары месяцев. Тем более, что в случае с "Wildberries" начинал он работать в той нише, где ему серьезно приходилось конкурировать не только с "классической" розничной торговлей, а еще с почтовыми службами - продукция "Qwelly" уже официально доставлялась покупателям массой транспортных компаний, в том числе и госпредприятием "Почта России", имевшим тогда хоть и сильно устаревшую, но развитую и доступную логистическую сеть. Покупать же одежду и другие товары широкого спроса на интернет-площадках в России стали активно только в период "пандемии", а до того, их приобретать даже в крупных международных on-line магазинах, а не в торговых центрах, было не очень престижным делом и даже считалось признаком "нищебродства". Для понимания - уже упомянутый "Qwelly", с интернет-торговли по каталогам которого якобы так развился "Wildberries", в конце "нулевых" годов практически "ушел" с российского рынка, получив перед тем на нем огромное количество убытков.
Поэтому в суровых реалиях российского бизнеса "Wildberries" мог существовать только либо как дополнение к существующей и мощной off-line торговой сети, либо неизбежно пошел бы на дно если бы не через несколько месяцев, то в течении первого года. Даже при настойчивой рекламе и сильном маркетинге (которые лично у них я не заметил вообще), его бы точно похоронил кризис 2008 года, когда в нашей стране за несколько месяцев обрушилась почти вся существовавшая коммерческая транспортная логистика и вместе с ней с рынка практически ушла на целую пятилетку "удаленная" торговля, даже такая "старая", как распространение товаров через печатные каталоги и "телемагазины". Но "Wildberries" как то умудрился выжить в то время, что было невозможно без огромных финансовых вливаний извне.
Поэтому вернемся же к истории с созданием "Wildberries". У Бакальчуков "ляма зелени" наверняка не было. Даже не было и половины от "ляма". Откуда ему взяться у семьи обычного IT-специалиста и временно неработающей учительницы? Про продажу какой-то там доли в компании-провайдере сказки мне можно не рассказывать. Тогдашних "провайдеров" было как собак нерезаных и миллион $ никто из них не стоил, даже целиком.
Потому в их бизнес на стартовом этапе кто-то очень сильно вложился. Скорее всего, это были как раз те самые граждане, представители которых сейчас устроили шумную суету в центре Москвы. А семья Бакальчуков там была "управляющими". Точнее муж-Бакальчук вел техническую часть дел, а жена-Бакальчук была "лицом компании". То есть, она там была примерно в той же роли, как известные по 90-м реально существовавший "Вова Довгань" или придуманный американскими маркетологами еще в 50-х "успешный темнокожий официант "Uncle Ben’s". Крышей же и владельцами бизнеса в реальности там были совсем другие товарищи. Я бы даже не исключал того, что "Wildberries" был изначально создан, чтобы играть роль "прачечной", поскольку интернет-торговля тогда была штукой для России абсолютно новой и надзорные и контролирующие органы долгое время не умели с этим направлением в бизнесе работать и полноценно отслеживать обороты в этой сфере. А уже потом, несколько лет назад, "Wildberries" вдруг резко "выстрелил" в своем "официальном статусе", именно как торговая площадка, во многом благодаря навязанной "самоизоляции" граждан и принудительной приостановки off-line торговли из-за "пандемии".
И именно из-за этого "внезапного успеха" владельцы (настоящие, а не номинальные) этой, вдруг неожиданно резко развившейся компании, что-то там не поделили. Итогом стал "семейный раскол" между "типа бизнесменами" Бакальчуками, который вылился в серьезные разборки между смуглыми и шерстистыми "крышами" в центре Москвы со стрельбой и трупами. Все произошло почти точно как случалось в 90-е, откуда, очень похоже, и вырос "Wildberries", который неожиданно стал "слишком заметным" для того, чтобы его использовать в качестве "прикрытия" его "теневой" составляющей, которая, вполне возможно, там была первоначально основной причиной для создания данного предприятия.
Кстати, скорее всего, поэтому после стрельбы в центре Москвы самой семье Бакальчуков и не стали предъявлять серьезные обвинения. Они оба, похоже, там играют примерно ту же роль, какую играли незадачливые ботаники-растиениводы конопли в фильме Гая Ричи "Карты, Деньги, Два ствола". И в этом "бизнесе" все намного серьезнее и закрученнее, чем даже сейчас кажется незадачливым зрителям, не знакомым с "реалиями" возникновения таких вот "успешных" вопреки сложившимся законам российской экономики крупных компаний.
Мой прогноз таков. Скоро этой компании, как единого целого, скорее всего, не будет. Будут, в лучшем случае, какие-то локальные региональные обломки. Не более того. А еще скорее - внезапно продадут этот "Wildberries" "неизвестному инвестору" за "неназванную сумму", после чего компания попросту и без следа исчезнет. После такого публичного скандала настоящие владельцы "Wildberries", скорее всего, этот проект закроют, причем, постараются чтобы исчез и сам бренд, поскольку "серые" схемы бизнеса и "теневые владельцы" не очень любят, когда вокруг них становится слишком много публичной суеты и шума выстрелов.
Помните, кстати, была такая успешная "империя мобильников" - "Связной", которая буквально за полгода внезапно исчезла в 2022 году? Кто о ней сейчас помнит?
Не говорите потом что не предупреждали