Подписанные с Украиной соглашения не являются строгими в силу обстоятельств, сложившихся в мировой экономике, в экономическом и политическом положении Украины, в атмосфере вакуума власти на Украине, при котором никто там ничего не может и не хочет гарантировать. Это понятно. Ниже ссылка на комментарии к сложившейся ситуации. Леонтьев очень толково освещает этот вопрос, хотя обычно его "анализ" больше похож на бред. Здесь его ангажированность конечно видна - уши не спрячешь, но ситуация с украинскими партнерами настолько анекдотичнее изапущеннее, чем в России, что Леонтьев может себе позволить немного здравого смысла.
Украина будет вести переговоры с Россией о снижении рыночной цены газа в 2010-2011 годах, заявила глава украинского правительства Юлия Тимошенко на брифинге в четверг в Киеве. "Еще два года - 2010 и 2011-й - это вопрос переговорного процесса", - сказала она. "В 2009 году нам дали скидку 20% от формульной цены. Формульная цена будет рассчитана в 2010-м, будем вести переговоры о льготных ценах", - добавила премьер. Таким образом, соглашения подписаны, но их выполнение не гарантировано.
Украина находится на грани экономического и возможно политического краха и нормальная работа ГТС и обеспечение транзита также не гарантированы.
В условиях, когда энергетика единой Европы в последние годы испытала очевидную финляндизацию, то есть критическую зависимость от поставок энергоресурсов из Россиии, домоклов меч над газовой трубой - весьма веский аргумент в мирвой политике.
Кому это выгодно более всего? Очевидно США. И выгода эта в первую очередь политическая, поскольку именно она определяла поведение США при Буше, а теперь будет вынужденно главной темой при Обаме. Буш создал условия, при которых невозможно отыграть назад все то, что выстроила его администрация. Вернее не выстроила, а разворошила осиный рой. Назад отступать не получится, значит максимум, что остается Обаме - маневрировать в довольно широком, но непробиваемом коридоре, созданном Бушем. Неопределенность с Украиной - мощный фактор политического влияния на Европу. Грубо говоря США дают понять Европе, что только стратегический союз с США против Ирана будет считаться нормой. Все остальное будет жестко наказываться методами, подобными зимней газовой войне Украины с Россией (а по сути это не война, а милое выяснение отношений Евросоюза с США).
Итак, максимальная вовлеченность в войну на Ближнем Востоке 2013 г. в интересах и США и России.
Следующий шаг, о котором уже заявляли российские официальные лица - это максимальное содействие расширению американского военного присутствия в Афганистане. Официально это подается как расширение переброски невоенных материалов афганскому контингенту международных сил. Ну и представители России и НАТО хоть чай вместе пить начали - жизнь то налаживается. Военные грузы до последнего времени передрасыались через Пакистан, но учитывая возрастающую напряженность властей Пакистана и США, можно предположить этот путь крайне ненадежным. Тем более, что Обама продолжил бомбардировки приграничных пакистанских территорий - деваться некуда.
Таким образом, Россия, будучи заинтересованной в расширении конфликта в Афганистане, получает контроль над поставками материалов воюющей европейско-американской группировке, не будучи вовлеченной в конфликт формально. Это крайне выгодная позиция.
Однако есть и явные опасности. В условиях буксующих реформ армии и ВПК, в условиях крайне слабой в условиях мирового кризиса экономики, Россия весьма уязвима в международной политической торговле. Мы также зависимы от импорта, поскольку жестко включены в мировой рынок, не обладая преимуществами члена ВТО и при этом ощущаем все негативные следствия этого положения. Попытка решать проблемы экономическими методами приведет к тому, что зависимость только будет увеличиваться.
Это значит, что для того, чтобы перед войной на Ближнем Востоке, максимально развязать себе руки и занять наиболее выигрышные позиции, Россия будет создавать не частную, а максимально забюрократизированную государственно-капиталистическую экономику. Путь крайне затратный из-за высокой коррупционной составляющей, крайне неэффективный, поскольку мощные неповоротливые холдинги - явно не то, что необходимо сейчас в стремительно меняющихся экономических условиях.
Вобщем прогноз явно пессемистический в отношении наших перспектив. Кризис ударит по людям сильнее, чем на Западе, но к этому нам не привыкать. Конечно переживать вторую перестройку очень не хочется,но в конце концов, лищь бы не было войны. А именно Россия, при условии выигрыша в предвоенных политических играх, вступит в войну позже на 1,5-2 года и выиграет от разгрома Ирана и Сирии более всех остальных союзников.