Обращение к руководству страны

Jun 10, 2010 21:02



Уважаемый читатель!

Данный текст - не столько обращение к конкретному человеку, находящемуся на руководящем посту, сколько попытка сформулировать мысль.

Сегодня наша страна стоит перед очень большим количеством проблем, причем их подавляющее большинство актуально уже столетия. Весьма трудно ранжировать их по важности, поэтому можно считать, что порядок случайный.

1. Произвол представителей власти по отношению к тем, кто таковыми не является.

2. Отсутствие ощущения социальной защищенности у населения. В том числе у представителей власти перед высшими инстанциями.

3. Проблемы с дорогами и другими средствами коммуникаций.

4. Отсутствие продовольственной и производственной самодостаточности.

5. Структурный дисбаланс в экономике.

6. Умирание науки по причине слишком большого разрыва в возрасте между теми, кто еще может передать знания и теми, кто готов и хочет их получать.

7. Ухудшение ситуации в сфере образования.

8. Коррупция.

9. Отсутствие понимания у народа, "куда плывем", и кто наша власть.

10. Воспитание.

11. "Генетические оружия".

12. Демография.

Развернутый комментарий по каждому пункту.

1. Эта проблема существует по меньшей мере с Петровских времен, когда по нескольким причинам началась гонка за богатством. Не могу винить Петра, поскольку он во многом поступал правильно, однако патриархальные отношения помещика с крестьянином были разрушены. Помещик, представитель власти, стал душить крестьянина.
Времена феодального строя прошли в силу многих причин (это можно пояснить при желании, однако не буду утруждать читателя лишним текстом). Сегодня безграничную власть чиновника необходимо ликвидировать. Стране не нужны сотни тысяч диктаторов разных уровней (от милиционера до губернатора), стране нужны десятки тысяч качественных управленцев. А для этого необходимо создать эффективную систему оценки их работы. Причем основополагающий принцип должен быть не "не пойман - не вор", а "не выполнил задачу - нарушитель". Любое же создание дополнительных надзорных органов, проверок и прочих мероприятий бессмысленно, поскольку приведет лишь к развитию кумовства и коррупции. Я не пытаюсь утверждать, что честных людей нет (иначе я просто не писал бы это письмо), однако наша задача - построить эффективную систему, а не уповать на благородство отдельных людей.
С другой стороны, очевидно, что однобокими мерами ситуацию полностью не исправить, поскольку эта проблема неразрывно связана с коррупцией, воспитание, ощущением беззащитности народа перед представителями власти. В частности, тот же милиционер с одной стороны испытывает ощущение частичной или полной безнаказанности по отношению к народу, с другой - ничем не отличается от последнего перед своим начальством, что лишь усиляет его психическое неравновесие.

2. Демократия (власть народа) - очевидно ложное понятие, поскольку народ управлять не умеет. И не его это дело. Тот же крестьянин должен пахать, ученый - считать, строитель - копать. Однако власть должна быть ДЛЯ народа. Государство - не самоцель, оно в той же степени призвано обеспечивать нормальную жизнь своим людям, в которой они обязаны служить своему государству. Из всех своих обязательств сегодня в полной мере государство выполняет только одно - обеспечение защиты от внешнего врага (хотя необходимо отметить, что за последние 10 лет есть заметные  сдвиги и по другим пунктам). А потому, каждый представитель власти должен отвечать перед народом. Не перед "народным судом" времен СССР и не перед толпой на площади, которая в зависимости от своего настроения и красноречия управленца или разорвет или понесет на руках. Ответственность должна осуществляться по принципу "не справился с задачей - преступник", ведь именно это подразумевается основополагающим принципом "чем шире полномочия, тем больше ответственность". Тогда и в управленцы пойдут лишь те, кто чувствует себя профессионально и морально готовым к ответственности.
Другой стороной названной проблемы является неуверенность в завтрашнем дне. То есть в медицинском обеспечении, пенсионном, личной безопасности. Снижение инфляции, выполнение всех обязательств без задержек и время - то, что необходимо для постепенного роста уверенности в завтрашнем дне. Что же касается личной безопасности, то для этого необходимо поступательно решать все перечисленные проблемы. Начнет снижаться преступная деятельность, экстремистская, будет повышаться качество работы правоохранительных органов.

3. Дороги надо строить, где их нет, и ремонтировать, где они в плохом состоянии. Аналогично и с другими средствами коммуникаций (телефон, телевещание, интернет). С одной стороны, информационная и транспортная доступность любого региона значительно ускорит его развитие. С другой стороны, любой гражданин РФ должен иметь возможность добраться до своего районного, областного, регионального, федерального центра, звонить родственникам, получать информацию о событиях в стране, за рубежом.

Сегодня существует идея частно-государственного сотрудничества в области строительства дорог. Для чего необходимо передавать инфраструктурные объекты хотя бы частично в частные руки? Достаточно, опять же, назначить ответственных чиновников с конкретной материальной и уголовной ответственностью за качество исполнения своих обязанностей, как на этапе строительства, так и во время эксплуатации.

4-5. Эти два пункта связаны очень прочно. Если говорить не о ширпотребе для развлечения, а о стратегически важных товарах, то эта часть экономики должна быть плановой. В данном контексте очень полезен опыт СССР: достаточно вспомнить и  пятнадцатилетний довоенный индустриальный бум, и обеспеченность всех ключевых предприятий плановыми заказами, что позволяло им работать без сбоя. Рассчитывать на частное предпринимательство в условиях, когда фондовый рынок в разы прибыльнее, а уверенности в 10-20летнем будущем нет, по крайней мере, наивно. Речь не идет о принудительном труде на стройках (хотя сегодняшнее количество заключенных в России и позволяет это осуществить), сегодня, в отличие от послереволюционной России (СССР) деньги на оплату труда строителям есть.

6. Решать проблемы науки должны те, кто их понимает. К сожалению, сегодня действия, предпринимаемые нашим руководством, говорят о том, что оно плохо понимает суть проблемы или не хочет ее решать. Основной проблемой науки является не ее бесплодность в плане научных трудов или внедрений (хотя и это является важным моментом), а потеря ключевых кадров и учителей (естественная смертность) в условиях отсутствия нормального прироста молодых кадров. Показать рекламный ролик по центральному телевидению с банальным лозунгом "Быть ученым - престижно!", поднять оклады всем научным сотрудникам до конкурентно-способного уровня, а только после это требовать от институтов конкретных результатов. В этом случае у школьника/студента есть мотивация идти в науку, а уже институт загружает его и знаниями и полезной работой.

Если же мы просто требуем инноваций и выдаем под них деньги, происходит другой процесс. Научные руководители сами пытаются урвать себе студента, неважно, насколько он "сильный", изо всех сил пытаются помочь ему с публикациями, чтобы выбить финансирование, а самые способные ребята уходят в финансы. Передачи знаний по-хорошему не происходит, а фундаментальная наука вообще умирает (требовать от нее срочных конкретных внедрений наивно).

7. Основными проблемами в сфере образования являются: отсутствие мотивации у школьников/студентов получать знания, неравномерность распределения качества школьного образования по России, отсутствие нормального понимания у народа, что есть высшее образование, что есть профессиональное образование. Последние 20 лет Россия занимается в основном продажей, что неудивительно: накоплено много, а условиях 2х-3х-значной инфляции и отсутствия зарплат в гос. секторе, все остальное представляется рискованной затеей (важно отметить, что успешному менеджеру по продажам даже среднее образование не обязательно). Сегодня ситуация поменялась, а настрой умов - нет. Необходима мощная государственная пропаганда необходимости хорошего школьного образования.

Вместо того, чтобы уравнивать шансы выпускников путем поднятия уровня отстающих школ, мы опускаем уровень ведущих ВУЗов и школ путем введения ЕГЭ. Более того, никем не доказано, что тестовая система проверки знаний эффективнее своих предшественников, а ведь школы, беспокоясь об уровне своих выпускников, начинают натаскивать на тестах своих учеников с третьего класса(!). Видимо, специалисты, принимающие решения в сфере образования, в основном специалисты по копированию опыта западных соседей, а в реальных проблемах разбираются слабо.

Выпускников ВУЗов слишком много, а их реальный уровень, в большинстве своем, слишком низкий, тем временем выпускников ПТУ - недостаточно. Почему? Потому что не престижно. Лучше работать менеджером по продажам с интеллектом гусеницы, чем иметь качественное школьное образование и быть профессиональным фрезеровщиком. Ситуацию надо исправлять и пропагандой и лишением гос. аккредитации самых "мусорных" вузов.

8. Коррупция - детище некачественного законодательства, плохого воспитания, излишней бюрократизации, неуверенности в будущем, отсутствия нормальной обратной связи с народом. Понятно, что полностью ее изжить невозможно, равно как и любой другой вид преступности, однако сегодня взятка - норма. Неотвратимость наказания за совершенное преступление - вот чего так не хватает сегодня России.

9. Стабильность нашего государства ниже нормы по многим  причинам. Во многом виновато засилие проплачиваемых иностранными консульствами правозащитников, которые так популярны, поскольку государство глухо к проблемам рядового гражданина, и только эти деятели слетаются на очередного недовольного, продвигая политические цели иностранного государства, хотя сам гражданин вполне может являться не диссидентом, а просто столкнувшимся с незаконными действиями чиновника, милиционера, судьи и последующим равнодушием вышестоящих инстанций.  Также играет свою роль и развитие коммуникаций, в частности, интернета, когда наболевшие проблемы замалчивать уже не удается, и многие имеют возможность обсудить поведение властей в той или иной ситуации. В связи с этим, государству необходимо обеспечить нормальный канал двусторонней связи, где и граждане будут иметь реальную возможность достучаться до руководства (не до высшего, но до того, которое может решить проблему), и государство снабдит граждан подробной информацией о своих планах, пояснениями текущих действий. Человека нужно убеждать сотрудничать с государством, а не принуждать, разъясняя экономические и социальные перспективы, причины тех или иных инициатив. В такой ситуации граждане едва ли не впервые почувствуют себя частью страны (такое бывало в военные периоды, в некоторые моменты времен СССР), государство станет менее инертным при реализации инициатив (ввиду содействия и понимания народных масс), а врагов народа окажется крайне мало. В противном случае, в дальнейшем развитии мы получим или разгул либерализма времен Николая Второго, Ельцина, или советское «закручивание гаек» с последующим застоем (в отсутствие ответственности перед народом, правящая партия перестает работать на общее благо).

10. Разгул преступности среди несовершеннолетних, наркомания, пьянство, нежелание работать, учиться, распространение гомосексуализма, различных психических заболеваний - все это во многом является следствием изъянов воспитания. С одной стороны это проблема родителей, мало занимающихся воспитанием ребенка или даже уродующих его. С другой - проблема СМИ. Вместо неприкрытой эротики в фильмах и рекламе, вместе ежедневных сериалов про убийства измены и воровство, окон, больших стирок, жестоких и уродливых мультфильмов, можно было бы начать оказывать благоприятное воздействие и на детей, и на родителей. Однако, для этого нужна мощная политическая воля.

11. Наркотики, алкоголь, табак, компьютерные и азартные игры - это факторы, оказывающие разрушительное и зачастую необратимое действие на общество в долгосрочном периоде. Запретительные меры даже по отношению к наркотикам крайне неэффективны (порядка 2,5 млн героиновых наркоманов), а что касается алкоголя, табака и пр., так они и вовсе дадут обратный эффект. Образование, создание центров досуга, воспитание ненавязанной национальной идеи, строгий контроль за реализацией продукций помогут снизить зависимость населения от этих пристрастий, однако и алкоголь, и табак, и игры многих кормят, видимо поэтому решение этой проблемы не сдвигается с мертвой точки.

12. Проблема демографии прочно связана с проблемой воспитания, вопреки расхожему мнению (подтверждается статистикой), слабо зависит от материального обеспечения, хотя забывать о нем тоже нельзя. Важно отслеживать как общую численность населения РФ, так и отдельных национальностей.

Подводя итог, хочется сказать следующее. Принимая решение, каждый руководитель должен задумываться, какие проблемы частично или полностью рассматриваемое нововведение решает, а какие - усугубляет. И если оно не решает никаких проблем, то такое решение принимать не нужно. Управлять страной, руководствуясь навязанными или возникшими «идеями-фикс», крайне опасно - есть большой риск превратиться в догматиков, которые во второй половине двадцатого века развалили страну.

В погоне за цифрами есть очень большой риск не решить ни одной проблемы, более того, даже качественного примера страны, которая «на цифрах» добилась успеха, в мировой истории нет.

Экономическое «чудо» США - это следствие положения мирового кредитора после второй мировой войны, географического положения, провала правителей СССР второй половины 20ого века. Экономическое чудо Германии - невероятная способность к труду немцев, а также давление со стороны стран-победителей по поводу выплаты контрибуций в натуральном виде (с СССР она в частности расплачивалась станками). Экономическое «чудо» Великобритании - контроль нефтяного и наркотрафика по всему миру, а также привлечении даже потенциально непогашаемых кредитов. Экономическое чудо Китая - производство «всего я вся» при крайне дешевой рабочей силе.

У каждой страны есть фундаментальные причины, определяющие ее состояние, и именно они заслуживают подробнейшего внимания, а не красивые цифры статистики, даже если последние подсчитаны честно.

Next post
Up