На
сайте, близком к Константинопольской патриархии опубликовано письмо Управляющему делами УПЦ (МП) митрополиту Антонию от 18.12.2018. Русский перевод письма, достаточно точно (по мнению знатоков языка) передающий не только смысл, но и стиль оригинала - можно прочитать
здесь.Письмо составлено в форме ответа на некое письмо митр. Антония - патр.
(
Read more... )
Кроме того, стоит "или -- или" и "экзарх" - на первом месте, а не так, что сначала суд экзарха - не понравилось, можно дальше идти на апелляцию в Константинополь. То есть, если следовать только толкованию Аристена, то нельзя после суда экзарха (у него - патриарха) судиться у Константинопольского патриарха, но либо у первого (на предпочтительность указывает упоминание первым), либо у второго. Толкование Аристена не оставляет шанса Фанару в этом случае, ибо был суд именно патриарха Московского, причем с полным собором.
Reply
Но по логике, если у епископа, обиженного митрополитом суд следующей инстанции - это суд своего или первенствующего Патриарха, то для митрополита, обиженного своим патриархом остается только один вариант...
Reply
Reply
По-моему довольно часто правила толковались расширенно, так сказать, имплицитно. К примеру упомянутое IВС8 на VII Вселенском соборе.
Формально можно рассмотреть митрополита - как частный случай епископа, а патриарха - как частный случай митрополита... Поскольку в правилах речь идет заведомо об апелляции 2-го уровня, то, мне кажется ссылка на толкование Аристена вполне корректна (но на одного лишь Аристена).
Вопрос о апелляции на суды Автокефальных Церквей прямо рассматривается в Вопросоответах 1663. Там логика такая же (со ссылкой на Сардийские правила): жалоба на патриарха подается первенствующему Патриарху. Но оговаривается:
"Если же дадут свое согласие и прочие патриархи (в случае, если дело имеет преиущественную важность) вынесенное решение будет нерушимым."
Reply
Reply
Насколько я понял по контексту - там запрещается не апелляция на патриарший суд, а апелляция на суд митрополита, утвержденный патриархом, т.е. третий уровень апелляции.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
"... никому не да не будет позволено составляти соборы самим по себе, без тех епископов, коим вверены митрополии"
Я все ж полагаю, что бесспорно канонически законными (и подтвержденными Константинополем) были только соборы РПЦ (1992 и 1997).
Reply
"Юстиниан (123 новелла): “Патриарх диоцеза пусть то определяет, что соответствует церковным правилам и законам, когда никакая часть не может противоречить его выбору”. И Лев Мудрый в 1-м титуле его сокращенного изложения законов говорит: “Суждение Патриарха не подлежит апелляции, и не исследуется другим, как принцип церковных [вопросов]. Ведь от него все суждения и в нем разрешаются”.
И Юстиниан снова (книга 3, глава 2 церковного собрания): “Подходящий Патриарх да исследует обращение, не опасаясь апелляции”, и книга 2, титул 4 церковного постановления: “не подлежат апелляции решения Патриархов”, и снова книга 1, титул 4, глава 29: “касательно решений Патриархов было узаконено Царями до нас да не будет апелляции”.
Итак, по мнению этих Царей, которые согласны со священными канонами, решения всех Патриархов не должны подвергаться апелляции, то есть не рассматриваются на суде у другого Патриарха.!
Reply
Помнится, Лурье ссылался на одну из новелл в обоснование возможности одностороннего расторжения брака.
Кроме нельзя игнорировать, то, что факту отцы много раз пользовались правом апелляции к Перенствующему (в основном к Риму). Свв. Афанасий Великий и другие православные, осужденные арианами. Св. Иоанн Златоуст и его сторонники. Преп. Феодор Студит (хотя в его случае обращение к папе уже канонически сомнительно).
А уж Вселенские соборы - регулярно восстанавливали осужденных.
Reply
???
Разве во времена св. Юстиниана была граница между государственным и церковным правом?
Разве св. патриарх Иоанн Схоластик не составил сборник церковных Юстиниановых новелл, которые переписывались из одного номоканона в другой до Фотия и св. Саввы?
Reply
Не было.
Однако такая ситуация, когда государственное и церковное право "пересекались" (причем, конечно, на церковном правовом поле, а не государственном) - не была уникальной. Подобное было и в период Османского владычества и в допетровской Руси и в Российской империи. В какой то мере и в СССР даже.
Я, конечно, не равняю правовые режимы этих государств. Однако, на мой взгляд, в подобных ситуациях важен не только сам факт переплетения государственных и церковных законов, но и его церковная оценка, рецепция. Признавала ли Церковь это нормой или вынужденной необходимостью?
Помните, как Зонара толкует место IVВС17 о том, что "правительственным распоряжениям должен следовать и порядок церковных епархий":
"Отцы говорят почти следующее: так как мы не имеем возможности противиться царской власти, то пусть в этом следует распоряжениям царей и церковный порядок ( ... )
Reply
Leave a comment