Архиереи в СССР. 1917-1966 гг.

May 14, 2024 19:13


Статья опубликована в группе Ἀλήθεια | Православное богословие Вк

Автор собрал и обработал сведения об изменениях церковного и гражданского статуса архиереев Русской Церкви, живших и совершавших свое служение на территории СССР в 1917-1966 гг. Разработана электронная база данных. По каждому из 667 архиереев собраны и обработаны сведения об:

  • изменениях «церковного статуса» (хиротония, уход на покой/назначение на кафедру, отпадение в раскол/возвращение в Церковь, переход из юрисдикции возглавляемой свмч. митрополитом Петром, затем митрополитом/патриархом Сергием и патр. Алексием I - к «непоминающим» и обратно;
  • изменениях «гражданского статуса» (рождение, аресты, нахождение в заключении и ссылке, освобождение, эммиграция/иммиграция, нахождение на оккупированной территории, смерть).

Основные результаты статистической обработки представлены в виде графиков и диаграмм на рис. 1-7. На рис.8 графически представлены сведения об изменениях статусов каждого из архиереев поименно (для увеличения масштаба нужно кликнуть мышкой на соответствующий блок).



На рисунках приняты следующие обозначения (подробные пояснение и обоснование принципов отнесения архиереев к той или иной категории в спорных случаях описаны ниже в разделах 1-11):

«ТПСА» -архиереи, принадлежавшие к церковной юрисдикции Православной Российской Церкви в 1917-18 гг., св. патр. Тихона в 1918-25 гг., свмч. Петра (Полянского) в 1925 г., митр./патр. Сергия (Страгородского) в 1925-44 гг. и патр. Алексия I в 1944-66 гг.;

«Непоминающие» - архиереи, отказавшиеся поминать в качестве первенствующего митр. Сергия (Страгородского) (в отдельных случаях и свмч. Петра (Полянского)), ввиду несогласия с его церковно-политической линией, направленной на компромиссы с властями, но не осужденные законной Церковной властью, а также их последователи;

«Отпал от Церкви» - официально объявленный переход архиерея в осужденную еретическую, раскольническую группу, неверие или снятие сана;

«Временно отпали от Церкви» - архиереи, имеющие канонически действительную хиротонию, в указанное время отпавшие от Церкви в раскол или ересь, но в дальнейшем вернувшиеся в Церковь;

«Канонизированы» - архиереи, официально канонизированные в РПЦ;

«За штатом» - архиереи, принадлежащие к юрисдикции ТПСА, официально не назначенные на кафедру, не принявшие назначение, либо фактически устранившиеся от управления кафедрой;

«Занимающиеся церковным управлением» - непоминающие архиереи, фактически управляющие Церковью (приходами, клириками, мирянами) на определенной территории;

«На покое» - непоминающие архиереи, фактически не занимающиеся управлением Церковью;

«Эмиграция» - отъезд архиерея за пределы границ СССР на длительное время, либо такое перемещение границ, при которых его место жительства оказывается вне территории СССР;

«Иммиграция» - приезд архиерея из-за границы в СССР, либо такое перемещение границ, при которых его место жительства оказывается в границах территории СССР;

«На оккупированных территориях» - архиереи, находившиеся в 1941-44 гг. на территориях СССР, временно оккупированных гитлеровской Германией;

«В заключении» - архиереи, подвергнутые лишению свободы (находящиеся в тюрьмах, лагерях или под домашним арестом);

«В ссылке» - ограничение свободы передвижения архиерея, при котором он может жить только в определенном населенном пункте;

«В высылке» - ограничение свободы выбора места жительства архиерея, при котором он не может проживать по месту своего прежнего церковного служения;

«На свободе» - отсутствие ограничений свободы передвижения архиерея, либо высылка, не препятствующая архиерею проживать по месту своего церковного служения;

«На нелегальном положении» - состояние, при котором архиерей скрывает свое место жительства от органов власти;

«Казненные (расстрелянные)» - архиереи, насильственно лишенные жизни по решению советского суда или официальных органов советской власти (государственных или военных);

«Убитые» - архиереи, насильственно лишенные жизни без решения советского суда или официальных органов советской власти (государственных или военных).



Рисунок 1а. Церковный статус архиереев: изменение общей численности архиереев с разным церковным статусом по годам



Рисунок 1б. Церковный статус архиереев: изменение процентного соотношения архиереев с разным церковным статусом по годам



Рисунок 1в Церковный статус архиереев: изменение общей численности архиереев с разным церковным статусом по месяцам (01.01.1937-30.09.1943)



Рисунок 2а. Гражданский статус архиереев: изменение общей численности архиереев с разным гражданским статусом по годам.



Рисунок 2б. Гражданский статус: изменение процентного соотношения архиереев с разным гражданским статусом по годам.



Рисунок 2в. Гражданский статус: изменение общей численности архиереев с разным гражданским статусом по месяцам (01.01.1937-30.09.1943)



Рисунок 3. Процент архиереев, которые в будущем будут канонизированы или окончательно отпадут от Церкви по годам (общие и раздельно по юрисдикциям ТПСА и непоминающих)



Рисунок 4. Процент архиереев, которые в будущем будут казнены или умрут в заключении по годам (общие и раздельно по юрисдикциям ТПСА и непоминающих)



Рисунок 5. Причины изменения числа архиереев по годам: хиротонии, отпадения/возвращения в Церковь, эмиграции/иммиграции, смерти по годам (общие и раздельно по юрисдикциям ТПСА и непоминающих)



Рисунок 6. Аресты, ссылки, освобождения архиереев по годам (общие и раздельно по юрисдикциям ТПСА и непоминающих)



Рисунок 7. Межюрисдикционные переходы архиереев (ТПСА↔Непоминающие)



Рисунок 8. Средний возраст архиереев



Рисунок 9. Средний возраст хиротоний



Рисунок 10а. Статусы архиереев. Обозначения























Рисунок 10б. Изменения статуса архиереев

ПОЯСНЕНИЯ К РИС.1-10

1. Зачем нужна такая обработка?

В исследовании рассматриваются числовые показатели, характеризующие гонения советской власти, расколы и внутрицерковные разделения. Указанные годы в истории Русской Церкви отмечены подвигом новомучеников и исповедников Церкви Русской. Новомученики и исповедники по самому своему именованию были гонимы властью, они же активно противостояли расколам (но при этом многие из них отделялись от митр. Сергия). Для православного христианина важнейшими свидетельством о жизни святых являются их жития. Также имеется множество биографических, исторических исследований, содержащих гораздо больше сведений об архиереях, которым они посвящены, чем в данной работе. Часто из таких исследований вырисовываются живые образы людей, живших и служивших Церкви в то непростое время. Возникает вопрос, чем достаточно абстрактный и обезличенный набор диаграмм и графиков может быть полезнее?

Действительно, сведения, которые представлены в результатах данного исследования - не могут заменить указанные источники, если речь идет о конкретных людях. Однако, жития и подобные исследования не могут дать общей картины. Одним персоналиям и группам посвящено множество исследований, информация о других скупа. В результате часто «за деревьями не видно леса»: частные свидетельства и судьбы неправомерно экстраполируются на общую картину и представления о масштабах гонений на Церковь в разные годы; о доле епископов, отпавших в расколы, вернувшихся из них; прекративших поминать митр. Сергия и восстановивших его поминовение и т.п. оказываются искаженными.

По мнению автора этих строк, полученные им результаты могут быть интересны тем, кто интересуется историей Русской Церкви в указанный период и в частности судьбами новомучеников и исповедников Церкви Русской, церковно-государственными отношениями, историей расколов, противостоянием «сергиан» и «непоминающих».

Одним из актуальных поводов, побудившим автора взяться за этот труд, является наметившаяся в обществе (и, увы, среди некоторых православных) тенденция к оправданию сталинизма, обратной стороной чего является принижение масштаба гонений на Церковь и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Частным образом раздаются уже и голоса, утверждающие, что новомученики и исповедники были канонизированы по политическим причинам (или прямо - по требованиям «Госдепа»), решение об их канонизации было ошибкой и должно быть отменено. Если результаты, опубликованные в данном труде, удержат кого-то от подобных заблуждений - автор может считать, что его время не было потрачено напрасно.

2. Почему именно архиереи?

Правомерно ли судить о масштабах гонений на Церковь, а также о расколах и разделениях по одним архиереям? Не подобен ли такой подход - попытке оценить число и пропорции военных потерь по количеству погибших, раненных и взятых в плен генералов?

На это возражение можно ответить двояко.

Во-первых, если мы говорим о внутрицерковной жизни, то такое сравнение некорректно. Архиереи не командуют своими епархиями из «штабов» - они возглавляют их. Как правило, при смене архиереем юрисдикции (отпадение в раскол/возвращение из раскола, прекращение/восстановление поминовения митр. Сергия) - значительная часть (как правило - большинство или даже все) из подчиненных ему клириков следовала за ним. Происходило это не потому, что клир боялся епископа и не по причине конформизма - просто у клириков того времени, как правило, единственным источником информации о церковной жизни был правящий архиерей. Поэтому статистику, межюрисдикционных переходов архиереев, можно с высокой степенью точности переносит на клир в целом.

Более сложен вопрос о репрезентативности такой выборки в отношении государственных репрессий. Конечно, власти, стремясь «подавить Церковь» [1], прежде всего, подвергали репрессиям ее возглавителей и, по крайней мере, до осени 1937 г., процент репрессированных архиереев существенно превышал процент репрессированных клириков. К концу 1937 г., однако, почти все епископы были уже осуждены (в основном - к «высшей мере социальной защиты» - см. рис. 2 и рис. 4) и в жернова репрессивной машины пошли благочинные, простые священники, диаконы, а к весне 1938 г. значительный процент осужденных по церковным делам составляли церковнослужители или просто люди, жившие при храмах - монахини, церковные сторожа и др. [2].

Тем не менее, в 20-30 гг. по-видимому, можно говорить о заметной корреляции между репрессиями епископов и клириков. Еще сильнее такая корреляция проявлялась в последующие годы, когда власть смирилась с временным (как считала сама власть) существованием Церкви. Автор не проводил корреляционный анализ, но простое сопоставление графиков числа арестов и расстрелов епископов по годам (см. рис. 4) с числом репрессированных «церковников» за эти же годы по данным органов госбезопасности, которые приводятся на рис. 11, показывает, что графики весьма похожи друг на друга.



Рис. 11. Число арестованных/привлеченных к следственным делам/обвиняемых «церковников» по данным органов госбезопасности. Источник: [3]

С другой стороны, возможности получить репрезентативную оценку интенсивности репрессий священнослужителей в целом (за исключением графика рис. 11) нет. Как уже отмечено, к началу 1938 г. подавляющее большинство архиереев, проживавших на территории СССР, было арестовано, а епархиальные управления - закрыты. В этих условиях сведения о судьбах простых клириков и даже их имена по многим епархиям утрачены навсегда (наверное, что-то можно будет узнать после раскрытия архивных данных по следственным делам). По этой причине оценки общего числа православных, подвергавшихся репрессиям за веру, у разных исследователей отличаются до 10 раз, а оценки погрешности этого числа, определенные в работе Н.В.Сомина [4] (по мнению автора этих строк - его оценки математически наиболее корректны) составляют 40-50%.

Ситуация с архиереями - существенно иная. Имеются достаточно полные списки архиереев, в частности - список митр. Мануила (Лемешевского), включающий практически всех архиереев Русской Церкви с 1893 по 1965 гг. [5]. Уточненный вариант этого же списка приводится в монографии В.А. Цыпина [6]. Судьбы архиереев (занимаемые кафедры, поминовение или непоминовение митр. Сергия, аресты, пребывание в ссылках и заключении) за редким исключением можно проследить по нескольким источникам (о них ниже). Это, а также относительно небольшое число архиереев позволяет собрать и обработать данные с приемлемой точностью и при относительно небольших трудозатратах.

3. Аналогичные работы и исследования

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет на протяжении многих лет составляет базу данных «За Христа пострадавшие» [7]. В базе, которая постоянно пополняется, приводятся сведения о приблизительно 36 500 (данные на 2019 г. [4]) священнослужителях и мирянах, которые были репрессированы в СССР в 1918-1956 гг.

Основная часть базы содержит данные в текстовом формате, однако, часть сведений - о рождениях, арестах, осуждениях, а также смертях с разделением по причинам (расстрелы, неестественные смерти, естественные смерти) с разбивкой по сану (миряне, клирики и епископы) и по годам - оцифрована. По ссылке [8] приводятся результаты графической обработки указанных данных.

При огромном объеме информации относительным недостатком базы является неполнота (ввиду упомянутой выше утраты епархиальных архивов в конце 30-х годов в базе содержатся сведения лишь примерно о трети от общего числа пострадавших [4]) и (что гораздо существеннее) - нерепрезентативность выборки. В частности, как показано в [2], данные о репрессиях за 1938 г. по указанным выше причинам представлены в существенно меньшем объеме, чем за 1937-й. Пропорции между интенсивностью репрессий епископов, клириков и мирян также искажены в сторону принижения последних [4]. Н.В.Сомин в [4] попытался получить более репрезентативную выборку базы, за счет сопоставления данных, поступивших в нее из разных источников. Однако проблема вероятной зависимости источников исключает возможность получения вполне репрезентативной выборки.

Обзор других аналогичных работ автор этих строк сделал в предыдущей своей публикации [2]. Ближайшей по содержанию является большая статья Алексея Давыдова, первоначально публиковавшаяся на форуме диакона Андрея Кураева. Обновленный и дополненный вариант статьи выложен на сайте samlib [9]. Подобно данному тексту автор рассматривает судьбы архиереев, собирая и критически анализируя краткие биографические сведения из разных источников. Именно прочтение этой статьи побудило автора этих слов к исследованию, результаты которого представлены здесь. Автор рассматривает его, как продолжение труда А. Давыдова, с представлением примерно тех же результатов в виде инфографики.

Интерес представляют также публикации в ЖЖ Анастасии Рахлис, в частности сведения о числе действующих храмов в СССР по годам [10] и о судьбах архиереев дореволюционного рукоположения [11].

....
Окончание статьи - по ссылке
________________

Примечания

  1. «Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано.» (Сталин И.С. Беседа с первой американской рабочей делегацией 9 сентября 1927 г.).
    Следует отметить, что другие вожди большевизма считали необходимым подавить не только «реакционное», т.е. «тихоновское» духовенство, но другие направления, включая «прогрессивных» обновленцев - см. «Ф. Э. Дзержинский и его отношение к Церкви» - https://vk.com/wall-184478279_76396
  2. Синильщиков В.Б. Статистические данные о гонениях на церковь в СССР в 1918-1953 гг. - https://vk.com/@aletheia-stalin-gonenia
  3. Мозохин О.Б. Репрессии в цифрах и документах. Деятельность органов ВЧК- ОГПУ-НКВД-МГБ (1918-1953 гг.). М. : Вече, 2018. - 480 с.
    Сам график рис. 9 и методика его получения описаны в [2].
  4. Сомин Н.В. Использование репрезентативной выборки оценки числа пострадавших за веру в России в XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История РПЦ. 2019. №87. С. 98-107 https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-reprezentativnoy-vyborki-otsenki-chisla-postradavshih-za-veru-v-rossii-v-xx-v
  5. Митр. Мануил Лемешевский. Русские православные иерархи периода с 1893-1965 гг. В 6-ти томах. Эрланген, 1979-1988. https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravoslavnye-ierarhi-perioda-s-1893-po-1965-gody-chast-1/
  6. Цыпин В.А. История Русской Церкви. - Кн. 9 : 1917-1997. - М. :Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997. - 831 с.
  7. База данных «За Христа пострадавшие». http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
  8. Статистика арестов и смертей по базе данных «За Христа пострадавшие» http://martyrs.pstbi.ru/frames/m/graphView.html
  9. Давыдов Алексей. Мы теперь только и годны на тюрьмы. Участь архиереев в СССР. 1917-1941... и последующие годы. http://samlib.ru/d/dawydow_a_j/arx.shtml
  10. Рахлис Анастасия. 8. Русская православная церковь в XX веке. URL: https://anastasiarahlis.livejournal.com/2593.html
  11. Рахлис Анастасия. 13. Последние архиереи Российской Империи URL: https://anastasiarahlis.livejournal.com/3903.html

История Церкви

Previous post Next post
Up