Джон Стамп, автор нотных анекдотов

May 03, 2012 15:13

Это случилось вчера, во время болтовни с beavered_again и параллельного сетевого сёрфинга. Сначала я наткнулся на странную партитуру. Потом нашёл, как это исполняют. Заинтригованный, я стал искать информацию об авторе и обнаружил, что единственным и основным источником оной является блог lostinthecloudblog.com, в который пишут некто Elijah и Greg. Второй -- родной племянник автора, потому инфа, можно сказать, из первых рук. Два его поста (от 13 марта 2010 и 20 января 2012) и обеспечили материалом статью под катом. Основной текст -- прямая цитата собственноручно выполненного перевода этих постов, поэтому отсебятину я выделил курсивом, чтоб не путать читателя. Enjoy!


Мой дядя, Джон Артур Стамп, младший брат моего отца, умер 20-го января 2006-го года. Панихида состоялась в монастыре Веданты в Голливуде, где другой мой дядя (известный, как Джнана Чайтанья, но для меня просто дядя Дэйв) ведёт жизнь монаха. Я не был на церемонии, но моя семья принесла со службы некоторые памятные вещи дяди Джона, в том числе большой кусок плотной бумаги с напечатанной на нём партитурой.




Это был листок с нотами произведения под названием "Faerie’s Aire and Death Waltz (from ‘A Tribute to Zdenko G. Fibich’)" (можно перевести как "Судилище Фей и Вальс Смерти") -- Джон, очевидно, создал это как сатирическую пародию, которую невозможно сыграть. Комментарии и примечания в партитуре носят совершенно абсурдный характер, вроде "выпустить пингвинов", "играть, как дирижабль" или "дуэт для гонга". Это был невероятно креативный и, вместе с тем, интеллектуальный и продуманный нонсенс, который полностью согласовался с другими творениями моего дяди. В нашей семье он был знаменит своим остроумием (прислал мне как-то раз на рождество открытку от лица вымышленного профессора), склонностью к нетривиальному искусству и тотальным увлечением музыкой. Большую часть своей жизни, начиная с 1967 года, он проработал в области "музыкальной гравировки", музыку он воспринимал, в основном, с листа, и я помню, с восхищением разглядывал "музыкальную пишущую машинку" в его офисе, устроенном в бабушкином гараже. так что меня не удивило, что дядя Джон создал что-то вроде этого поддельного музыкального произведения.

Что меня удивило, так это то, что этот кусок на самом деле был чем-то вроде музыкальной легенды, но, насколько мне известно, дядя Джон никогда не говорил об этом никому из нашей семьи. Получив копию "Faerie’s Aire", я показал её одному из студентов колледжа, где я работал, у которого музыка была основной специальностью (сейчас он стал талантливым композитором), и тот сказал мне, что видел этот отрывок на стене актового зала, когда учился в средней школе... в Вашингтоне! Я поспрашивал некоторых знакомых музыкантов, и все они сказали, что видели партитуру раньше. Порывшись в интернете, я обнаружил изобилие перекрёстных ссылок, дифирамбов, подражаний, а также вопросы и догадки о таинственном композиторе Джоне Стампе. Мне стало грустно оттого, что не осталось практически никаких сведений о жизни моего дяди Джона, поэтому я решил обнародовать некоторые факты и анекдоты, которые могут послужить источниками информации об этом талантливом и весёлом человеке, который, однако, вёл довольно затворнический образ жизни.



Семья Стампов, 1976-й год. Джон -- в левом нижнем углу

Джон родился в семье Хомера и Милдред Стамп 24-го марта 1944-го года в Канзас-Сити, штат Миссури. Он вырос в городе Лейквуд, штат Калифорния, изучал композицию и оркестровую музыку Городском Колледже Лонг-Бич. Он играл на валторне в оркестре под руководством Аарона Коупленда. Он был большим поклонником современной музыки (The Beach Boys, The Carpenters, Olivia Newton-John, The Go-Go's), и просто-таки ярым фанатом The Beatles. Он даже слал битлам письма с замечаниями и исправлениями по поводу их сборника начала 1980-х "The Compleat Beatles", потому что он знал мельчайшие нюансы этих песен (когда я был ребенком, дядя Джон проводил со мной викторины, типа, кто из группы какую песню написал, в каких песнях Пол играет не на басу и т.д.). Хотя Джон и любил всех битлов вместе, всё же тот, кто носил то же имя, очевидно, был у него в фаворе...



Письмо дяде Джону от личного помощника Пола Маккартни

Единственное известное произведение Джона, которое публично исполнялось, -- трёхактная работа для мужского хора, основанная на поэме Дилана Томаса "И безвластна смерть остаётся" (And Death Shall Have No Dominion). У меня где-то есть кассета с этой записью -- поёт хор общества Веданты в Голливуде. Также дядя написал "Сюиту для четырёх тромбонов и четырёх труб" (A Suite for Four Trombones and Four Trumpets), и ещё, по его словам, поп-песню для Karen Carpenter (он дружил с ней со времён учёбы в Калифорнийском Университете Лонг-Бич), но песню так и не выпустили. Наконец, Джон был крупным... я имею в виду, страдал ожирением, что, возможно, способствовало его застенчивости. Он всячески пытался выражать презрение к обществу и делал вид, что ему плевать на мнение людей, но те, кто его знал, видели, какой он весёлый, остроумный и вдумчивый человек. Жаль, что ему так и не довелось добиться того признания, которое пришло к его произведениям в последние годы... возможно, посмертной легенде, он предпочёл бы пусть и менее значительный успех, но при жизни.



Некролог (газета "Glendale Focus", 13 февраля 2006)

Другие произведения Джона (увеличение по клику):







String Quartet No. 556(b) for Strings In A Minor (Motoring Accident)

***



Prelude and the Last Hope in C and C# minor

В промежутке между первым и вторым постами Грега его дядюшка приобрёл в сети культовый статус. Первый пост за два года насобирал 164,631 просмотров, каждую неделю по пять тысяч человек изъявляли желание узнать о Джоне Стампе побольше. Младший брат Грега создал статью в Педивикии, которую вскоре снесли, мотивировав неподтверждённостью информации. Второй пост появился аккурат в шестую годовщину смерти Джона 20 января -- а сама дата была объявлена Днём Вальса Смерти (Death Waltz Day). Пост содержал кучу разных документов, касающихся Джона.



Свидетельство о смерти

Кто-то может упрекнуть меня в аморальности за то, что я публикую этот документ. Я объяснюсь. Во-первых, нашлись люди, которые высказывали мнение, что Джон -- моя выдумка, и что всё это вымышленная история, так вот этот юридический документ подтверждает факт его существования, и думаю, Джон, с его чувством юмора, оценил бы абсурдность ситуации. Во-вторых, от нескольких журналов и блогов поступили просьбы в предоставлении информации о Джоне и его смерти, так что я просто положу это здесь в рамках публикации личной информации о Джоне. Наконец, я объявил сегодняшний день -- день годовщины его смерти -- Днём Вальса Смерти, поэтому свидетельство о смерти, кажется уместным. Не нужно быть такими брюзгами в отношении конца жизни, друзья мои! (По иронии судьбы, одно из немногих музыкальных произведений Джона, как известно, основано на поэме "И безвластна смерть остаётся", поэтому, думаю, Джон и сам был явно в теме).





Программа панихиды

Песня "Hey Jude" на твоих похоронах -- можно ли представить что-то круче? Жаль, меня там не было, и я даже не могу припомнить причину, по которой я не попал на похороны.

Что имеет конец, имеет и начало. Вот свидетельство о рождении ($64.8o, обрезание за два бакса) и детское фото Джона (2 или 3 года):






А вот его визитка:




Ещё я хочу воспользоваться случаем и прояснить некоторую путаницу по поводу видео на YouTube, которое называется "Death Waltz". Это не совсем то, что написал Джон. Там присутствуют некоторые фрагменты его произведения, но основная часть -- "U.N. Owen was Her" японского композитора Junya Ota (под псевдонимом ZUN), версия для фортепиано (remix by Cool&Create). Это композиция из серии видеоигр Touhou, весьма популярных в Японии. В частности, это фоновая музыка из Touhou 6: Embodiment of the Scarlet Devil. Исключительный случай -- Ота в одиночку создавал концепцию, программировал и писал все саундтреки для игры, в том числе и этот.

По поводу энтузиастов, которые при помощи специального программного обеспечения пропускали якобы партитуру Джона через синтезатор, и тот выдавал музыку -- настоящая, оригинальная партитура не мелодична, это полная какофония и вряд ли способна так ласкать слух.

вот так адаптированную партитуру "Faerie’s Aire" исполняет синтезатор, а вот так -- человеческие руки:

image Click to view

image Click to view



image Click to view



вот так её интерпретировали в 2009-м году члены Ассоциации Музыкальных Педагогов Штата Колорадо
(сначала краткая история произведения, начиная с 3:50 -- собственно исполнение):

image Click to view



см. также:

Faerie’s Aire and Death Waltz composed by John Stump « Faerie Sight -- 30 March 2011

musical aphasia | ElectroLund -- 9 August 2011

Viral Sheet Music: The Creative Notation of John Stump and others « Preston Parish on the internets -- 13 March 2010

Asemic Music? « Lestaret's Blog -- 20 June 2010

Afternoon Delight: A Little Knuckle-Bruising Piano Exercise | Art&Seek | Arts, Music, Culture for North Texas -- 15 February 2011

Faeries Aire and the Death Waltz « Mash Enter Key! -- 26 February 2011

Заг ля день е, Из мышь лень и я, Про исход ит в мир е

Previous post Next post
Up