Мысли о том, что что-то идет не так начали посещать меня с того момента, как я поняла, что избежать кучи жениховой родни мне не удастся. Ощущение это окрепло после первой встречи с тамадой. Я поняла: традиционной свадьбы не избежать по причинам отсутствия у меня организаторских талантов, друзей с таковыми талантами и готовностью взвалить на свои плечи мою свадьбу, а также наличие отсутствия папы-олигарха тоже сыграло свою немалую роль. Но таки внести свою долю разнообразия в унылое торжество я хотела. Что получилось в результате, решать не мне. Но на мой взгляд, все было не так ужасно, как я боялась.
Однако, чувство оплеванности не прошло. Я стала копаться в себе, и пришла вот к каким выводам: во всем виноваты традиции.
Что такое традиционная свадьба на данный момент? Это белое платье а-ля баба на чайник, обязательно фата, толстая тетка в загсе со стандартной речью и без проблеска улыбки, каравай, битье бокалов, танец молодоженов под какого-нибудь Иглесиаса или Орейро, тамада, много-много выпивки и кривляющиеся рожи на фотографиях. Ах да, ещё стандартный маршрут и одинаковые фото, как у сотни невест до и после тебя. Этого ждет родня, этого боятся друзья. Чтобы внести хоть толику разнообразия приходится выдерживать целый бой с родителями и тамадой. О том, как важно говорить НЕТ, я не буду повторяться.
Дело в другом. Традиции - это нечто древнее, доставшееся нам от предков, когда-то имевшее огромное значение, а ныне просто красивая обязательность. Но почему же у нас так любят все опошлить? Белое платье и фата - это символ невинности, символ того, что девушка выходит замуж впервые и что была целомудренна до брака. Нет, я не сторонница хранения невинности до свадьбы, более того, считаю глупым портить себе праздник болью и кровью, а будущую семейную жизнь - возможной сексуальной несовместимостью. Но зачем же натягивать белое платье на девятимесячное пузо? Или если изрядная часть гостей уже успела отгулять на двух твоих предыдущих свадьбах? Неужели мало других красивых цветов? Розовый, голубой, кофе с молоком, шампань… Все же хочется белого? Одень не платье, а костюм, шляпу с вуалью. И выглядеть будешь эффектно, и никто не будет смеяться над торчащим из-под корсета животом.
Тетка в загсе - это особый персонаж в свадебном торжестве. Посмотрите на европейские или американские фильмы: арка с цветами, подружки невесты в одинаковых платьях отец ведет к алтарю, строгий священник спрашивает: «Согласны ли вы быть вместе в болезни и здравии?..», «Если в зале есть несогласный, пусть скажет сейчас или молчит вечно…» Не знаю, так ли у них это проходит на самом деле, но на экране выглядит красиво. У нас таинство венчания от века было глупым, но хотя бы торжественным, короны там, свечи… А нынче оно вообще большинством (и мной в том числе из идеологических соображений) игнорируется, и остается только по-советски суровая тетка со словами (вот он расцвет бюрократии!): «Является ли ваше решение добровольным?..». И никаких тебе клятв и прочей возвышенности.
За всеми манипуляциями советского служащего застенчиво следили двое молодых людей - мужчина и девица. Мужчина в суконном, на вате, пиджаке был совершенно подавлен служебной обстановкой, запахом ализариновых чернил, часами, которые часто и тяжело дышали, а в особенности, строгим плакатом: «Сделал свое дело - и уходи». Хотя дела своего мужчина в пиджаке еще и не начинал, но уйти ему уже хотелось. Ему казалось, что дело, по которому он пришел, настолько незначительно, что из-за него совестно беспокоить такого видного седого гражданина, каким был Ипполит Матвеевич. Ипполит Матвеевич и сам понимал, что у пришедшего дело маленькое, что оно терпит, а потому, раскрыв скоросшиватель № 2 и дернув щечкой, углубился в бумаги. Девица в длинном жакете, обшитом блестящей черной тесьмой, пошепталась с мужчиной и, потея от стыда, стала медленно подвигаться к Ипполиту Матвеевичу.
- Товарищ, - сказала она, - где тут…
Мужчина в пиджаке радостно вздохнул и, неожиданно для самого себя, гаркнул:
- Сочетаться!
Ипполит Матвеевич внимательно поглядел на перильца, за которыми стояла чета.
- Рождение? Смерть?
- Сочетаться, - повторил мужчина в пиджаке и растерянно оглянулся по сторонам.
Девица прыснула. Дело было на мази. Ипполит Матвеевич с ловкостью фокусника принялся за работу. Записал старушечьим почерком имена новобрачных в толстые книги, строго допросил свидетелей, за которыми невеста сбегала во двор, долго и нежно дышал на квадратные штампы и, привстав, оттискивал их на потрепанных паспортах. Приняв от молодоженов два рубля и выдавая квитанцию, Ипполит Матвеевич сказал, усмехнувшись: «За совершение таинства» - и поднялся во весь свой прекрасный рост, по привычке выкатив грудь (в свое время он нашивал корсет). Толстые желтые лучи солнца лежали на его плечах, как эполеты. Вид у него был несколько смешной, но необыкновенно торжественный. Двояковогнутые стекла пенсне пучились белым прожекторным светом. Молодые стояли, как барашки.
- Молодые люди, - заявил Ипполит Матвеевич выспренно, - позвольте вас поздравить, как говаривалось раньше, с законным браком. Очень, оч-чень приятно видеть таких молодых людей, как вы, которые, держась за руки, идут к достижению вечных идеалов. Очень, оч-чень приятно.
Произнесши эту тираду, Ипполит Матвеевич пожал новобрачным руки, сел и, весьма довольный собою, продолжал чтение бумаг из скоросшивателя № 2.
За соседним столом служащие хрюкали в чернильницы.
Примерно так же, смешно и пафосно. А я, может, хотела клясться в любви и верности! Но нет, демократия у нас, главное, чтоб все добровольно… И вообще все эти вопросы являются профанацией, потому что штамп в паспорта ставят до регистрации, и свидетельство о браке печатают тоже до.
Хотя, возможно, некоторый сакральный смысл в этом есть. Если учесть, что 80% браков распадаются в течение трех-пяти лет, то клятвы в вечной любви тут, конечно, неуместны, а добровольное вступление в брак снимает ответственность и с тетки, которая потом с тем же каменным лицом примет ваше заявление о разводе, и с молодоженов.
Да, за слово «брачующиеся», я бы расстреливала. А лучше растворяла в кислоте наручниками прикованным к Фурсенко.
Каравай - это раньше был символ богатства, гостеприимности, а теперь это пошлое развлечение «кто больше откусит». Зачем? Для смешных фоток?
Танец - это вообще зависит от фантазии каждой конкретной пары. У большинства ее, фантазии, нет в принципе, и они с помощью хореографа ваяют нечто похожее на вальс или менуэт под что-то сладкое и липкое. Некоторые хотят выпендриться и танцуют хип-хоп, брейк или тектоник. Представляете, баба на чайник, «выгнавшая пчелку рукой из домика»?
Букет и подвязка, которую надо снимать зубами… Букет ещё куда ни шло, но задирать символ чистоты перед толпой и кидать левым мужикам то, что должен видеть только муж? Почему не трусы сразу, а?
Возможно, я ханжа, но меня сильно напрягла даже необходимость целоваться перед толпой и по требованию. Мне уже не 16 лет, я как-то выросла из прилюдной демонстрации своей любви. Я отворачиваюсь, когда при мне целуются на улице, и не люблю сцен с поцелуями в кино. Наверно, я безнадежно устарела.
Печально это все, товарищи. Мы не только не чтим традиции (соблюдаем, а не чтим), но и опошляем то немногое, что осталось у нас от предков после вмешательства коммунистов. Чтобы быть оригинальным не обязательно эпатировать, достаточно просто не быть пошлым. Если б я могла вернуться назад во времени, я бы, конечно, все сделала по-другому, вылезла бы из шкурки, но организовала все, как хочу Я, а не кто-то. А сейчас мне остается только редактировать воспоминания, рассказывая то немногое, что мне понравилось, и старательно вымарывая то, за что я самой себе противна.