По праву памяти...

May 23, 2014 17:31

Я никогда бы не поверила, скажи вы мне, что в нашей некогда самой читающей стране в мире, в стране, всегда по праву гордившейся своей великой русской литературой, наступит время, когда литературное образования окажется необязательным ни в целом, ни для учителя русского языка и литературы, в частности.
      Нам на генетическом уровне передавалось понимание, что художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи, что в поэтических образах художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, что она обогащает эмоции и воспитывает воображение.
      И я никогда бы не поверила, что из-за настойчивых требований «урезать марш» из курса русской литературы ХХ века на филологическом факультете главного педагогического вуза страны постепенно будут выдавливаться «нешкольные», но самые «вкусные» ее тенденции, имена и произведения.Что с парохода современности будут сброшены любимые сердцу Б. Пильняк и Л. Леонов, чудно-чудные А. Аверченко, Саша Черный, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров; как не найдется места и М. Алданову, В. Шишкову и даже В. Набокову, практически полностью будет вычеркнута поэзия второй половины века, из перечня исчезнет драматургия ХХ века и вся современная литература. Сей «длинный выводок» перечислять столь же долго, как и больно. Политика прозрачна: максимально приблизить базовый курс истории русской литературы (университетский курс!) к школьной программе.
       Долго ли, коротко ли дело дошло до того, что из-за недостатка времени и возможности для полета «под нож» пойдет самое трудное, самое строгое и самое трагичное отражение нашей непростой истории - литература Великой Отечественной войны и о войне.
       9 мая волею судьбы, обливаясь слезами буквально и без толики иронии, по загадочному Общественному телевидению в славном городе Ярославле (вот уж точно воля случая: город-воин) смотрели, наверно, самый честный современный фильм «о войне» - «Сочинение ко дню победы» (реж. С. Урсуляк). Так вот, чудесный фильм в эпилоге обращает нас к недалекому будущему, в котором «это все стало историей: на Красной площади парады больше не празднуют, зато выпустили юбилейный диск памяти, который пользуется большой популярностью». Голос ребенка за кадром и одинокая фигурка марширующего ветерана-моряка со знаменем победы в руках. То, что казалось художественной фантазией, оборачивается самой объективной реальностью.
       За последние десятилетия многое переменилось в общественном отношении к той войне. И образ страны-победителя уже давно небезупречен. Белые пятна. Черные пятна. Красные пятна.
      Но мы всегда так гордились нашей памятью. Мы плачем, видя наших ветеранов, и снова и снова не устаем благодарить их за победу, за жизнь, нашу жизнь. И кто бы что не говорил, но именно потому мы так резко, так часто и так остро, далеко не всегда объективно реагируем на события в мире, что еще очень хорошо помним Великую Отечественную. Помним благодаря в первую очередь исключительным по силе воздействия, по чистоте гуманной позиции, по приоритету человеческого духа художественным произведениям о войне.
       Можно ли воспитывать войной? Такой вопрос сегодня звучит все чаще и чаще, особенно от зарубежных коллег. Конечно, для них ответ вполне очевиден, т.к. в их скудоумном западном сознании военная тема не развивает «общечеловеческих ценностей», а только - жестокость. Кстати, под этими самыми «общечеловеческими ценностями» они, как правило, подразумевают только одно - пресловутую толерантность в той извращенной форме, которую она приняла в современном мире.
       Конечно, наша военная литература говорит о другом - о важности человеческой нравственности, незыблемости основных моральных критериев, о силе человеческого духа, о родине, о доме, о семье и, как ни парадоксально, о любви. Это ли не самые настоящие ОБЩЕ-ЧЕ-ЛО-ВЕ-ЧЕ-СКИЕ ценности? Вот о чем через литературу о Великой Отечественной войне кричит миру Россия.
       Литература в России никогда не была только лишь искусством слова, средством только наслаждения и отдыха. Являясь особым способом постижения мира и сущности человека, она всегда играла роль общественной трибуны, «учебника жизни», а писатели по праву носили звание «властителей дум» и духовных наставников.
       Как можно отнять это у нас? Что тогда останется от нас?

много букв, горькое

Previous post Next post
Up