Александр Яковлев - "архитектор" горбачевской Перестройки, Евгений Примаков - ветеран российской Политики, Председатель Правительства России в 1998-1999 гг., Игорь Иванов - глава МИД в 1998-2004 гг., затем секретарь Совета Безопасности, Борис Федоров и Максим Бойко (Шамберг) - бывшие вице-премьеры в постсоветских правительствах РФ, Сергей Шумилин - министр промышленности в переходном правительстве И. Силаева, Владимир Лопухин - министр топлива и энергетики в правительстве Е. Гайдара, Валентин Федоров - первый избранный губернатор Сахалина и Владимир Лукин - один из лидеров партии "Яблоко", Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Александр Дынкин - экономический советник Председателя Правительства России в 1998-1999 гг., Виктор Шейнис, Евгений Амбарцумов (впоследствии посол России в Мексике) , Алексей Арбатов, Алексей Подберезкин и Наталья Нарочницкая - бывшие и действующие депутаты Государственной Думы, ныне покойный Сергей Благоволин - бывший генеральный директор Общественного Российского Телевидения (теперь 1-й канал), Игорь Бунин, Андраник Мигранян, Марк Урнов и Виктор Кувалдин - известные политологи, Рафаиль Шакиров - главный редактор "Известий" и Владимир Соловьев - популярный тележурналист…
Арзуманян Анушаван Агафонович
Этот перечень можно дополнить именами успешных менеджеров и предпринимателей, среди которых Александр Медведев - генеральный директор Газэкспорта, член правления Газпрома, Райер Симонян - управляющий директор, президент по российским операциям американского инвестиционного банка Морган Стенли, банкиры Александр Нечипорук, Андрей Кудрявцев и Андрей Червяков…
Что объединяет этих разных людей, кроме очевидной принадлежности к российской политической и деловой Элите?
Объединяет их одно. Все они - выходцы из Института мировой экономики и международных отношений АН СССР (ныне ИМЭМО РАН), работавшие в нём в разное время. Одни начинали там с аспирантуры или в качестве "эмэнэсов" (младших научных сотрудников), другие занимали руководящие посты - от заведующего сектором до директора Института.
С должности научно-технического сотрудника ИМЭМО в середине 60-х годов начиналась удивительная карьера нынешнего президента Центра Никсона (США) Дмитрия Саймса, авторитетного американского политолога, эксперта по проблемам современной России.
Дмитрий Константинович Симис, Цимес; родился в 1947 г., Москва
Сын правоведа Константина Симиса и адвоката Дины Каминской.
Окончил исторический факультет МГУ.
В 1967-1973 годах научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), руководил комсомольской организацией.
В 1973 году эмигрировал в США. Работал советником президента Никсона по вопросам внешней политики. Руководил Центром по российским и евроазиатским программам в Фонде Карнеги, был профессором при Университете Джона Хопкинса.
С 1994 года президент Никсоновского центра. Является издателем и владельцем журнала «The National Interest».
Женат на дочке Дмитрия Рюрикова Анастасии
В связи с этим можно упомянуть и малоизвестный факт из биографии Кондолизы Райс. Во второй половине 80-х годов будущий советник по Национальной Безопасности президента США Дж. Буша-младшего проходила научную стажировку в ИМЭМО. В течение трех с половиной лет в ИМЭМО работал будущий министр иностранных дел суверенного Узбекистана Абдулазиз Камилов…
Кондоли́за Райс (англ. Condoleezza Rice; род. 14 ноября 1954, Бирмингем, Алабама) - 66-й Государственный секретарь США (с 26 января 2005 по 20 января 2009), сменила на этом посту Колина Пауэлла. Райс - первая афроамериканка и вторая женщина, после Мадлен Олбрайт, на этом посту. Во время первого срока президентства Джорджа Буша (младшего) (2001-2005) Райс исполняла обязанности советника президента по национальной безопасности. До прихода в команду Буша, с 1993 по 1999 год, - проректор Стэнфордского университета, профессор, доктор политологии.
При администрации Джорджа Буша (старшего), во время распада СССР и объединения Германии - советник президента по вопросам СССР и Восточной Европы.
Созданный в 1956 г. на волне хрущевской "Оттепели", ИМЭМО очень быстро превратился в ведущий советский "мозговой центр" по изучению мирохозяйственных и международно-политических проблем современного мира. Со временем из него выделился целый "куст" проблемно-региональных научно-Исследовательских институтов - международного рабочего движения (ИМРД), США и Канады (ИСКАН), Африки и др.
В течение трех с лишним десятилетий Институт выполнял просветительскую функцию в том, что касалось формирования более реалистических представлений о внешнем мире не только у "низов", но и у "верхов". А это была весьма нелегкая задача, учитывая, что и те, и другие десятилетиями пребывали "во тьме невежества" относительно того, что в действительности происходило по ту сторону "железного занавеса", как и чем живет остальной мир.
Со времени установления в России советского строя, существовавшего в закрытом режиме, в Национальное общественное сознание настойчиво вбивались шаблоны мировосприятия, основанного на концепции классовой борьбы как главной движущей силы мирового развития, а также на революционном мессианстве, провозглашавшем авангардную роль СССР в обеспечении Победы коммунизма во всемирном масштабе. Вплоть до Смерти Сталина в 1953 г. советские руководители вполне искренне ожидали повторения Великого кризиса 1929-1933 гг., способного подорвать силы "исторически обреченного" Капитализма. А сам диктатор всерьез рассматривал возможность третьей мировой войны с применением ядерного оружия, когда ненавистный империализм наконец-то будет похоронен.
Советская правящая Элита в значительной степени оказалась заложницей собственной пропаганды, уверовав в декларируемые постулаты и не имея адекватных представлений об окружающем мире. В этом смысле Смерть Сталина застала её врасплох, побудив начать переосмысление реального экономического и политического положения в стране и её взаимодействия с внешним миром. Это был поистине мучительный процесс, связанный с необходимостью расчистки тяжелых наслоений Cталинизма в области идеологии, экономики, внутренней и внешней Политики, Культуры.
Одним из шагов в этом направлении стало создание в Системе Академии Наук СССР Института мировой экономики и международных отношений. Правительственное Постановление об организации Института предусматривало, что ИМЭМО обязан "информировать директивные органы (т.е. Политбюро ЦК КПСС и Совет Министров СССР. - П.Ч.) о новых процессах в экономике и Политике капиталистических стран".
Николай Николаевич Иноземцев
Как известно, после 1953 г. сталинский внешнеполитический курс на жесткую конфронтацию с Западом уступил место "ленинской Политике мирного сосуществования". Но оказалось, что в Москве имеют весьма слабое представление о тех, с кем теперь намеревались "мирно сосуществовать" и даже сотрудничать. Помочь новому советскому руководству правильно ориентироваться в современном мире - такова была основная задача вновь образованного научно-Исследовательского института. Со временем ИМЭМО перешел от простого информирования "директивных органов" о новейших тенденциях в мировой экономике и международных отношениях к Анализу и прогнозированию развития этих тенденций. В "инстанции" пошли соответствующие научные разработки и рекомендации, которые могли учитываться в процессе принятия политических решений, причем не только во внешней, внешнеэкономической и оборонной Политике, но и в решении внутриэкономических задач.
Руководство и научный коллектив ИМЭМО никогда не считали достойным занятием разоблачение "извечных пороков Капитализма", искусственно подгоняя, как это делала советская пропаганда и официальная экономическая Наука, оценки "основоположников" и "классиков", относящиеся к ХIХ веку, к Капитализму второй половины века ХХ, хотя, разумеется, в открытых публикациях ИМЭМО и отдавалась некая обязательная дань идеологическим установкам. Но даже это делалось так, что подготовленный читатель получал богатую пищу для собственных размышлений.
Главную же свою миссию ученые ИМЭМО видели в том, чтобы всесторонне Исследовать реальные процессы, протекающие в современном, а не в описанном Марксом или Лениным Капитализме. Из передового опыта наиболее развитых стран Запада экономисты ИМЭМО пытались извлечь все то полезное, что может быть применено в советской экономике с целью обеспечения её эффективности. На эту тему писалось множество аналитических разработок и рекомендаций, адресованных "наверх" - туда, где принимались политические решения. Целый ряд новых идей в оценке современной рыночной экономики и западного общества "имэмовцам" удалось отразить и в своих открытых работах. В этом смысле ИМЭМО всегда стоял на передовых научных и Гражданских, подлинно патриотических позициях, вопреки тем нападкам и обвинениям, которым он подвергался со стороны реакционно-консервативных кругов партноменклатуры, остававшихся в плену изживших себя догм и представлений сталинских времен.
Можно с полной уверенностью утверждать, что в Советском Союзе не было ни одной практической организации или научного учреждения, где лучше и глубже знали бы механизмы функционирования рыночной ("капиталистической") экономики и западной политической Системы. Кстати говоря, этим и объясняется тот факт, что из ИМЭМО на рубеже 80-90-х годов вышел столь внушительный отряд экономистов-реформаторов, предпринимателей и Политиков нового поколения, закладывающих основы России XXI века.
Но начиналось все, как я уже сказал, с расчистки наслоений сталинского "идейного" наследия в области экономической Науки, определявшего мировоззрение правящей Элиты и общества в целом.
Развернутые в ИМЭМО конкретные Исследования по широкому спектру вопросов послевоенного экономического развития передовых стран Запада, позволили уже к началу 60-х годов убедительно опровергнуть целый ряд догматов официальной сталинской политэкономии: о капиталистическом воспроизводстве "на суженной базе", о неизменном характере экономических циклов и кризисов при Капитализме, об абсолютном обнищании рабочего класса в "мире капитала", о буржуазном Государстве, как "прислужнике монополий", о т.н. законе преимущественного развития средств производства, о неизбежности войн между империалистическими державами и др.
Из работ, подготовленных в ИМЭМО, со всей очевидностью вытекало, что пропагандистские утверждения о предстоящем в скором времени неминуемом крахе мирового Капитализма по меньшей мере несерьезны. Из этих работ следовало, что Капитализм со времен Маркса и Ленина значительно изменился. При всех присущих ему внутренних противоречиях он постоянно развивался и в целом умело приспосабливался к вызовам времени, чего, увы, нельзя было сказать о "развитом Социализме".
Изучая современный реальный Капитализм, ученые ИМЭМО выявляли и анализировали новейшие тенденции и перспективы его развития. Они своевременно и верно оценили объективный характер начавшегося в 50-е годы в Западной Европе интеграционного процесса, увенчавшегося впоследствии созданием Европейского союза. Столь же внимательно в ИМЭМО следили за становлением других "центров силы" в мировой экономической Системе, в частности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Под пристальным вниманием экономистов и политологов ИМЭМО находился комплекс вопросов, связанных с бурным развитием научно-технической революции (НТР) и теми качественными изменениями, которые она вносила в западную экономическую и политическую Систему.
Исследования, проводившиеся в ИМЭМО, никак нельзя было отнести к разряду отвлеченно-познавательных или только сугубо академических. Они были нацелены на оказание практической помощи в решении конкретных задач, стоявших перед советской экономикой. Показывая, как те или иные проблемы экономического развития решаются в наиболее развитых странах Запада, ученые ИМЭМО стремились убедить высшее политическое руководство СССР в необходимости использования имеющегося опыта.
Нодари Александрович Симония
Критическое сопоставление двух моделей экономического развития - экстенсивного, характерного для СССР, и интенсивного, присущего наиболее развитым странам Запада; пути и средства скорейшего освоения последних достижений НТР; конкретные рекомендации по обеспечению эффективности советской экономики; научно обоснованные попытки добиться пересмотра утвердившегося со времен первых пятилеток порядка планирования, при котором развитие тяжелой промышленности всегда обеспечивалось в ущерб легкой промышленности и сферы услуг - таковы лишь некоторые "прикладные" направления Исследований, проводившихся в ИМЭМО с целью содействия ускорению экономического и Научно-технического прогресса в СССР.
А наиболее смелые предложения, исходившие из ИМЭМО, посягали на святая святых - на монополию внешней торговли и "незыблемо твердый" рубль. Монополию предлагалось отменить, предоставив внешнеэкономическую самостоятельность конкурентоспособным предприятиям, а рубль в перспективе предлагалось сделать конвертируемым. Все эти и другие предложения имели целью содействовать полноценному включению СССР в Систему мирохозяйственных связей.
Именно в ИМЭМО с середины 50-х годов занимались научным обоснованием Политики мирного сосуществования, отвергавшей философию Холодной войны. Именно здесь с конца 60-х готовилась идейная почва для Политики Разрядки. Политологи ИМЭМО сыграли определяющую роль в переосмыслении прежнего, негативного отношения к социал-демократии, что, в частности, сделало возможным диалог с СДПГ и заключение в августе 1970 г. Московского договора между СССР и ФРГ. Как известно, этот договор стал отправной точкой в процессе оздоровления всей обстановки в Европе.
Рекомендации ИМЭМО, наряду с разработками ИСКАНа, сыграли важную роль в повороте советской внешней Политики от конфронтации к Разрядке в отношениях с США. Эксперты из ИМЭМО участвовали в выработке позиций советской стороны на переговорах по ограничению стратегических вооружений (ОСВ), Венских переговоров о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, а также на всех этапах Совещания по Безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Практически ни одна важная встреча или переговоры представителей высшего советского руководства с лидерами Запада в 70-80-е годы не обходились без невидимого участия аналитиков ИМЭМО (в форме заранее представленных в "директивные инстанции" информационно-аналитических разработок и рекомендаций). Впрочем, нередко в этих встречах непосредственно было задействовано и само руководство Института: в 70-е годы академик Н.Н. Иноземцев, а впоследствии академики А.Н. Яковлев и Е.М. Примаков. Наиболее эффективным каналом воздействия на процесс принятия "наверху" важных политических решений было непосредственное рабочее общение руководителей ИМЭМО - Иноземцева, Яковлева и Примакова - с "первыми лицами" Брежневым и Горбачёвым.
Евгений Максимович Примаков
см.
Закрытый сектор: Дартмут - п. 1 ч. 32 Закрытый сектор: Дартмут (дополнение) - п. 2 ч. 32 Конечно, было бы неправомерным искусственно завышать "коэффициент полезного действия" разработок и рекомендаций, исходивших из ИМЭМО, преувеличивать их реальное воздействие на процесс принятия политических решений, особенно в 60-70-е годы. Дело в том, что окостеневшая советская бюрократическая Система оказалась неспособна к модернизации и развитию, что в конечном счете и определило её крушение на рубеже 80-90-х годов. В наибольшей степени невосприимчивость Системы к вызовам времени проявилась в сфере экономики, в меньшей - в области внешней и оборонной Политики.
Что же касается научного коллектива ИМЭМО, то он всегда честно и достойно выполнял свой профессиональный и Гражданский долг, и не его вина, что "наверху" часто не желали (или были не в состоянии) воспринимать разумные рекомендации по совершенствованию механизма "реального Социализма". Если же ретроспективно оценить направленность всей научной деятельности ИМЭМО на протяжении 35 лет его "советской" истории (1956-1991), то нельзя не признать обоснованности тезиса академика Е.М. Примакова о "внутрисистемном Диссидентстве", характерном для Института, как, впрочем, и для некоторых других академических НИИ.
В отличие от "внесистемных" Диссидентов-антикоммунистов, в принципе отвергавших существовавший в СССР режим, Диссиденты "системные" искренне надеялись на возможность модернизации и "очеловечивания" существующего строя. Не случайно, среди последних были популярны идеи Конвергенции - соединения воедино лучшего из того, что было присуще двум Системам - Социализму и Капитализму. Ученые ИМЭМО, изучавшие современную рыночную экономику, видели, что на Западе успешно заимствовали некоторые принципы социалистического хозяйствования (элементы планирования, государственного регулирования и др.). Так что же мешает, полагали они, взять на вооружение те элементы рыночной экономики, которые могут быть адаптированы в плановой Системе и способны значительно повысить её эффективность?
Сущность теории конвергенции, по словам одного из членов Исполкома Римского клуба Хуго Тиманна, озвученных им в Каннах в ноябре 1968 года на Международной конференции по научному управлению, заключалась в следующем:
«В мире - и «у нас», и «у них» - постепенно начинали осознавать, что масштабы современной созидательной человеческой деятельности, независимо от различий в социально-экономическом устройстве государств, требуют рационального управления, сталкиваясь с новыми проблемами, порожденными НТР, а их решение требует разумного сочетания централизации и децентрализации».
Идеи «конвергенции», проникнутые, на первый взгляд, гуманистическим пафосом и чувством ответственности за судьбы всего человечества, разрабатывались, однако, не только и не столько учеными-энтузиастами («ботаниками»), сколько предельно прагматичными и циничными аналитиками.
Финансирование указанной деятельности осуществляли такие филантропические организации как фонды Форда, Карнеги,
Сороса и т.д.
http://zlobnig-v-2.livejournal.com/75402.html Увы, этому в решающей степени мешало косное мышление верхушки правящей советской Элиты, дважды - в середине 60-х и в конце 70-х годов - похоронившей даже собственные робкие попытки реформировать безнадежно устаревшую Систему Управления экономикой. Где уж тут внедрять западный опыт!
Click to view
http://zlobnig-v-2.livejournal.com/199083.html Об этом опасно было даже говорить. Поэтому экономистам ИМЭМО и приходилось изъясняться с властью на эзоповом языке, выискивая нужные цитаты из В.И. Ленина. В этом смысле нельзя не признать определенной ограниченности результатов просветительской деятельности ИМЭМО в верхнем эшелоне советской правящей Элиты брежневской эпохи. Более восприимчивым к новым идеям оказалось горбачевское руководство, но и ему, в силу разных причин, не удалось реализовать эти идеи и предложения.
Потрясения 90-х годов, значительно обескровившие отечественную Науку, поставили многие академические институты буквально на грань выживания. Существенно ослаб (если не пропал вообще) интерес власти к Науке, резко сократилось её финансирование, следствием чего стал массовый "исход" талантливой научной молодежи в другие сферы деятельности. ИМЭМО за эти годы также понес тяжелые кадровые потери. Почти вдвое, главным образом за счёт молодежи, сократилось в Институте число научных сотрудников - с 700 человек в 1991 г. до 400 - в 2003 г. По данным на январь 2003 г., в штате ИМЭМО состояли 88 докторов и 198 кандидатов Наук.
К середине 2004 г. в Институте работают три действительных члена РАН - Нодари Александрович Симония (директор ИМЭМО), Владлен Аркадьевич Мартынов и Револьд Михайлович Энтов1 ; семь членов-корреспондентов РАН - Владимир Сергеевич Автономов, Алексей Георгиевич Арбатов, Владимир Георгиевич Барановский, Олег Николаевич Быков, Александр Александрович Дынкин, Иван Сергеевич Королёв, Геннадий Илларионович Чуфрин.
----------------------
1 Всего же в разные годы в ИМЭМО работали 14 действительных членов АН СССР (и РАН): Е.С. Варга, И.А. Трахтенберг, Л.Н. Иванов, А.А. Арзуманян, Н.Н. Иноземцев, Г.А. Арбатов, Е.М. Примаков, А.Н. Яковлев, А.Г. Милейковский, В.А. Мартынов, Н.А. Симония, Р.М. Энтов, В.А. Виноградов, И.Д. Иванов.
продолжение
другие темы:
Закрытый сектор Открытый сектор Экстремальная политика Операция - Преемник 2.0. Психотехнологии на службе СЕКты Заговор Коржакова Операция - Преемник материалы по ЭТЦ Ельцинизм The Tragedy of Russia's Reforms