Гвишиани Д.М.:
Может быть, то, что я не стремился сделать научную карьеру в области философии, занимался заочно и не думал бросать основную работу, чтобы заняться профессиональной преподавательской деятельностью, позволило мне сохранить известную независимость в выборе темы диссертации и особенности трактовки исследованного материала. Диссертация была принята к защите на Ученом совете философского факультета МГУ, и нельзя не отдать должное членам совета, прежде всего
профессору МГУ Т. И. Ойзерману, ныне академику, которые горячо поддержали правомерность и необходимость актуализации философской проблематики и обращения к таким важным для общества темам, как вопросы управления.
Мне хочется особо сказать здесь несколько добрых и благодарных слов в адрес ставшего впоследствии мне близким другом Теодора Ильича Ойзермана, крупного ученого, обладающего громадной эрудицией, отлично знающего историю философии, который постоянно убеждал меня не разбрасываться, посвятить себя науке и продолжать свою деятельность на этом поприще.
Беседа с Теодором Ильичем Ойзерманом
Опубликовано 25.09.2012
Теодор Ильич Ойзерман - уникальный свидетель событий философской мысли, легенда отечественной науки и философии. По нашей просьбе ученый рассказал о жизни
(Среди аспирантов Т. И. Ойзермана -
М. К. Мамардашвили,
Э. В. Ильенков,
П. П. Гайденко,
Д. М. Гвишиани и другие.)
Тема моей кандидатской диссертации, названной в окончательном варианте «Социология американского менеджмента», неожиданно для меня привлекла внимание не только философов, но и ученых, и специалистов самого разного профиля. В 1961 г. была опубликована моя первая монография «Социология бизнеса», после которой в научный оборот вошли понятия «менеджмент», «бизнес» и некоторые другие, раньше традиционно имеющие в русском языке негативный оттенок.
Вдохновленный положительной реакцией на свои публикации, я в течение 60-х гг. продолжал работу, постепенно смещая акценты. В стране назревала экономическая реформа, одним из главных направлений которой должна была стать перестройка системы управления. Поэтому от критического анализа западных теорий надо было переходить к разработке научной программы наших собственных практических действий. Естественно, возникла необходимость поставить вопрос о решительной децентрализации управления и передаче на уровень предприятий решения главных управленческих вопросов. Однако это не нашло понимания в планирующих организациях, у многих экономистов, политэкономов, долгие годы отстаивавших преимущества социалистического централизованного планового хозяйства. На мне, моих коллегах и единомышленниках повисло обвинение в стремлении внедрить на социалистическом предприятии капиталистическую систему управления, несколько возмущенных писем пришло в ЦК КПСС... Пришлось заняться активной пропагандой и широким разъяснением основ научного подхода к управлению, публикацией статей в газетах и журналах, раскрывающих сущность функции управления и капиталистическую форму ее реализации. Мы особо подчеркивали, что эта проблема нашла глубокое отражение в работах классиков марксизма.
Докторскую диссертацию я озаглавил «Американская теория организационного управления» и защитил ее в 1968 г. в Институте философии АН СССР. Готовясь к защите, я наладил более тесные связи с экономистами, с представителями других научных дисциплин, особенно кибернетики.
На основе докторской диссертации я написал книгу «Организация и управление. Социологический анализ буржуазных теорий», которая вышла в 1970 году. Уже первое ее издание было переведено на иностранные языки и вышло в течение следующих двух лет в Италии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Японии. Относительно небольшой тираж на русском языке - 11 тысяч экземпляров - вскоре разошелся, и издательство «Наука» предложило переиздание. Второе, почти на треть дополненное издание вышло в 1972 г. тиражом в 40 тысяч экземпляров, и было переведено на английский, немецкий (вышло в ГДР и ФРГ), французский, венгерский, болгарский, польский, португальский, словацкий, чешский, японский языки. В сущности, «Организация управления» оказалась первым в советской литературе исследованием, в котором были проанализированы главные направления и школы западной теории организации и управления с начала века до наших дней.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Специалистам из социалистических стран книга была интересна не только тем, что давала возможность познакомиться с западными теориями, но и аргументацией правомочности разработки собственных концепций, в которых они испытывали острую потребность. Советские обозреватели после выхода книги живо обсуждали новые термины и понятия, которые вводились в обиход: «менеджмент», «бюджетирование», «мотивации», «коммуникация в организации» и другие.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">В те годы, работая в Комитете по науке и технике, я все больше и больше убеждался в чрезмерной сложности и нерациональности всей нашей системы принятия решений по вопросам международных связей вообще и научно- технического сотрудничества в частности. Первые годы вся работа жестко планировалась и утверждалась на самом высоком партийном уровне - в Политбюро. Проекты планов на очередной год начинали готовиться весной текущего года, чтобы не позднее осени представить их на рассмотрение директивных органов. Не предусмотренные планом мероприятия подлежали дополнительному утверждению. Предвидеть все конкретные командировки и прием в СССР ученых и специалистов было, конечно, невозможно, и в повестке дня каждого еженедельного заседания Секретариата ЦК постоянно стояли дополнения к годовому плану или новые просьбы, страшно раздражавшие этот столь высокий орган и аппарат многочисленных отделов ЦК. Изменить этот порядок, несмотря на его бессмысленность, не представлялось возможным в течение многих лет, и только огромными усилиями удалось внести в него некоторые упрощения и обеспечить государственным структурам право самостоятельно, но с обязательным соблюдением принципиальных общих, одобренных ЦК директив, принимать какие-то решения.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Бюрократическая волокита несколько отступила, однако право окончательного решения о каждой зарубежной командировке оставалось за
Комиссией по выездам при ЦК КПСС. Командируемый любого уровня до последней минуты не знал, разрешат выезд или нет. Все это, естественно, не облегчало международных контактов, и мы завоевали во всем мире репутацию горе-партнеров, вечно опаздывающих, не соблюдающих договоренностей, не отвечающих на запросы или отвечающих, когда «поезд уже давно ушел». Причем тень, к несчастью, падала на совершенно неповинных людей - ученых и специалистов, попросту подставленных бюрократической системой, что многим нашим западным коллегам было невдомек.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">И все же в рамках складывавшейся системы международных научно-технических связей, при всех ее минусах, с течением времени рушились барьеры между западными и советскими учеными, специалистами, бизнесменами, руководителями предприятий. Не секрет, что зарубежные фирмы, поставляющие оборудование и технику в нашу страну, частенько не имели ни малейшего представления о том, где и как она работает, не могли наладить сотрудничество с реальными пользователями импортного оборудования, обеспечить совместную, взаимовыгодную работу по совершенствованию технологической базы производства. Но при всех существующих ограничениях ситуация в этом отношении стала изменяться к лучшему.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Первой международной организацией, в работе которой мне довелось принять личное участие, был Консультативный комитет по применению науки и технике в целях развития (АКАСТ), созданный в системе ООН в 1964 г.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Уже в начале 60-х гг. в Организации Объединенных Наций, ее спецучреждениях, агентствах и комитетах начало явно усиливаться внимание к вопросам, связанным с ролью науки и техники в международном сотрудничестве, и к результатами, которых можно достигнуть на этой основе в дальнейшем социально-экономическом развитии всех стран мира. Все возрастающий разрыв между индустриально развитыми странами и большинством стран мира и признание недостаточности внимания международных организаций к научно-техническим факторам развития обусловили появление различных новых форм организации международного сотрудничества в этой области.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Одним из конкретных проявлений такой тенденции была попытка создания
научно-исследовательского института ООН в Нью-Йорке - УНИТАР. На раннем этапе развертывания деятельности этого института я был довольно хорошо с ней знаком, будучи членом Попечительского совета института и несколько раз принимая участие в его заседаниях. Вскоре, в связи с занятостью другими делами, я вынужден был просить освободить меня от этих функций.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">На мой взгляд, УНИТАР как научно-исследовательский и учебный институт был задуман интересно, и его деятельность выглядела многообещающей. Однако, к сожалению, по ряду причин хорошее начало не получило должного развития. Может быть, этому не способствовала общая обстановка в ООН и ее спецучреждениях, весьма ограниченное финансирование, кадровое обеспечение и конкуренция со стороны секретариата ООН, к работе которого постоянно привлекались в качестве экспертов компетентные специалисты. Может быть, были и другие объективные и субъективные причины, которые, на мой взгляд, так и не были серьезно проанализированы, но, короче говоря, институту так и не удалось завоевать свое место и добиться впечатляющих результатов.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">В 1963 г. Экономический и социальный совет ООН созвал в Женеве международную конференцию, которая была посвящена вопросам распространения научно-технических достижений в слаборазвитых странах мира. Конференция сыграла важную роль в признании научно-технического прогресса одним из главных условий ускорения социально-экономического развития, подчеркнув необходимость предпринять в рамках ООН настойчивые действия, которые облегчили бы передачу технологий развивающимся странам, помогли бы им преодолеть трудности овладения новым знанием и обеспечить организацию их эффективного применения в целях развития.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Итоги этой конференции были предметом специального рассмотрения Экономическиого и социального совета ООН, который принял решение об учреждении консультативного органа, которым и стал АКАСТ, получивший достаточно широкие полномочия.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">АКАСТ не принимал решений и резолюций, подобно другим организациям ООН. Комитет собирал, изучал и обсуждал информацию по различным вопросам, излагая в отчетах результаты этого обсуждения, формулируя выводы и предложения в такой форме, которая облегчала бы Экономическому и социальному Совету ООН принятие решений. Каждая важная проблема, до ее включения в повестку дня очередного заседания, предварительно анализировалась, готовился отчет и рекомендации, предназначенные для рабочих групп комитета, проводивших дальнейшую детальную разработку этих вопросов с привлечением экспертов и специалистов из многих стран мира. Так достигалось высокое качество анализа проблем при минимальных затратах времени на подготовку вопросов. За первые десять лет своего существования АКАСТ сумел проделать громадную работу.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Важно подчеркнуть еще одну особенность АКАСТ, заключавшуюся в том, что он постепенно превращался в междисциплинарный в методологическом отношении орган. Конечно, в его составе были крупные специалисты в конкретных областях науки, но его деятельность затрагивала слишком широкий круг научных проблем, и невозможно было предположить, что ограниченное число членов комитета сможет быть абсолютно компетентным во всех направлениях науки и техники. Однако, обладая широкой научной эрудицией и привлекая экспертов, члены комитета смогли обеспечить глубокое, интегрированное видение социально-экономической сущности научно- технических процессов.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Первоначально состав АКАСТ был ограничен восемнадцатью членами, которых по принятой процедуре утверждал ЭКОСОС (
Экономический и социальный совет ООН) по представлению Генерального секретаря, согласующего кандидатуры с правительствами государств-членов ООН. Определяющими качествами при отборе кандидатов служили их квалификация, знания и опыт в области применения науки и техники в целях развития.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">В число первых членов вошли министр общественных работ республики Мали, министр научных исследований Египта, видные ученые, инженеры, поровну от развивающихся и развитых стран, среди которых были директор
Международного центра теоретической физики в Триесте Абдус Салам, профессор Массачусетского Технологического института Кэррол Уилсон, секретарь Британской научной ассоциации сэр Норман Райт, профессор Токийского университета Канкуро Канешиге, президент
Вейцманов- ского института Абба Эбан и другие. Социалистические страны были представлены профессором Бухарестского сельскохозяйственного института Николае Чернеску, доктором медицины Карлова университета Праги Йозефом Шарватом. Третьим представителем был назначен я.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Предполагалось, что одобренные правительствами своих стран члены АКАСТ будут работать в комитете не как представители своих правительств, а в своем личном качестве, что обеспечивало некоторую независимость, давало определенную свободу действий и позволило новому комитету избежать постоянной конфронтации, осложнявшей работу многих других учреждений ООН.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Принятая в АКАСТ форма представительства была не очень распространенной в ООН. На заседаниях комитета мы рассаживались под табличками со своими фамилиями, в алфавитном порядке, а не по алфавиту стран. Помню, что я, согласно алфавиту, оказался сидящим между профессором Эбаном (ставшим вскоре министром иностранных дел Израиля) и доктором Хедаятом (советником по науке президента Египта). Как известно, отношения в те годы между Израилем и Египтом были далеко не дружественными, но статус личного участия заставлял представителей этих стран вежливо общаться. Думаю, не только для меня, но и для многих других участие в работе этого комитета оказалось хорошей школой.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Личный неофициальный статус, казалось бы, позволял нам занимать более гибкую позицию. Но было твердо установлено, что советский представитель не может нести отсебятину или выезжать за границу без «руководящих» указаний. Я был утвержден на пост члена АКАСТ решением ЦК КПСС. В то время это был единственный в нашей стране способ принятия каких-либо решений в области внешних связей. И перед каждым заседанием мне вручались утвержденные подробные указания или директивы. Все это не имело практического смысла хотя бы потому, что участие в работе АКАСТ никак не сводилось к читке вслух того или иного доклада, в котором излагалась бы директивно утвержденная позиция. Это были спонтанные выступления, комментарии, реплики, замечания, высказываемые не только на официальных заседаниях, но и в кулуарных дискуссиях, где вырабатывался общий взгляд на ту или иную проблему. Поэтому «руководящие» указания выдавались в общем виде (думаю, что на самом деле они частенько оставались непрочитанными), оставляя свободу для маневра, чтобы не пришлось стыдиться за догматический назидательный тон, присущий многим советским выступлениям в стенах ООН.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Однако расслабляться тоже было нельзя. АКАСТ принимал решения на основе консенсуса, и если они противоречили нашей официальной позиции, надо было добиться возможности заявить, что мнение части членов Комитета не совпадает с мнением большинства, и двигаться дальше без формального голосования.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Помню, как в одном из обсуждаемых документов встретилось понятие «демографический взрыв». Присутствовавший на заседании сотрудник советского Представительства при ООН обратил мое внимание на недопустимость подобного выражения как «отражающего неомальтузианскую позицию западников». Я обратился к председательствующему с вопросом, не слишком ли драматизирует демографический процесс столь сильная характеристика, как «взрыв». Мне взялись отвечать члены комитета от Индии, Пакистана и других стран, наперебой приводя убедительные аргументы, подтверждавшие взрывоопасную тенденцию, отчетливо проявившуюся уже в 60-х гг. Меня их доказательства убедили, а вскоре дальнейшие исследования подтвердили, что это вовсе не происки антимарксистских идеологов, и демографическая проблема в скором времени была осознана как первостепенно важная. Нам предстояло радикально переменить свое легковесное отношение к этому вопросу. Но это случилось только через несколько лет благодаря расширяющимся международным контактам, особенно с развивающимися странами.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Мое многолетнее сотрудничество с членами комитета переросло в дружеские отношения. Некоторые из них приезжали в СССР, как, например, д-р Хедаят, профессор Уилсон, заместитель Генерального секретаря ООН Филипп де Сейн, почти всегда присутствовавший на заседаниях АКАСТ.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Дух и атмосфера работы АКАСТ внушали надежды на развитие такого же рода деятельности в рамках
Европейской экономической комиссии ООН, что могло бы внести свежую струю в организацию эффективного сотрудничества на европейском континенте. Мне приходилось участвовать в ежегодной сессии ЕЭК в качестве члена советской делегации, и некоторое время заниматься вопросами координации участия советских специалистов в различных постоянных комитетах ЕЭК (по статистике, транспорту, угольной промышленности и пр.).
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Каким же резким контрастом с АКАСТ выглядела работа сессий
Комиссии ЕЭК, особенно на фоне начинающегося в 60-70 гг. двустороннего научно-технического сотрудничества между странами Востока и Запада, в котором все большую роль играли не только профессиональные дипломаты, но представители различных областей науки и техники! При рассмотрении большинства вопросов повестки дня, в том числе научно-технических и экономических, доминировал дух политического противостояния официальных делегаций. Обстановка недоверия, конфронтации осложняла даже самые очевидные и взаимовыгодные вопросы многостороннего сотрудничества.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Вспоминаю, как во время одного из заседаний ЕЭК в Женеве с первых минут разгорелась острая политическая стычка в связи с «кубинским кризисом», и главы делегаций многих стран в течение нескольких часов выступали с политическими декларациями. Председательствующий призывал не увлекаться политическими заявлениям и приступить к работе, для которой было созвано заседание, но оказалось, что еще не все социалистические страны получили возможность заявить протест, как это было предусмотрено согласованными между ними директивами.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Именно взаимопонимание доставляло удовлетворение от деятельности АКАСТ. Конечно, восемнадцать его членов не могли во всем соглашаться друг с другом, но мы всегда стремились встать выше предрассудков, предубеждений и в поисках истины с готовностью шли на разумные компромиссы.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Если меня спросят, трудно ли было работать в АКАСТ, я отвечу - и трудно, и легко. Трудно, потому что я был еще молод, не имел опыта, которым обладали мои старшие по возрасту коллеги, не владел языком в таким совершенстве, как другие члены комитета, ощущал себя подконтрольным, имел меньше возможностей просто пообедать с кем-нибудь из работавших в АКАСТ, которые традиционно сидели вместе за столиками кафетерия или ресторана в ООН. Я часто получал приглашения на такие встречи, но всегда вынужден был экономить, позволяя себе тратить только положенные по нашим правилам нормы суточных. Билеты на самолет и расходы на гостиницу оплачивались Секретариатом ООН, а все остальное я, как и другие наши работники за границей, должен был сдавать в Представительство.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Можно без всяких преувеличений сказать, что самые дружественные отношения в АКАСТ у меня сложились с профессором Кэрролом Уилсоном. Во время очередного заседания АКАСТ в Нью-Йорке в середине 60-х гг. руководство знаменитого
Массачусетского Технологического института по рекомендации Уилсона пригласило меня выступить в Бостоне с лекцией. Это был мой первый опыт выступления перед большой американской аудиторией. Оно было назначено на субботу в театральном зале Бостона, где собралось множество преподавателей МТИ с женами, аспирантов и студентов. Лекция была рассчитана на сорок минут, но ответы на многочисленные вопросы заняли еще около часа. Меня поразило, что не было задано ни одного провокационного вопроса, хотя работники посольства и представительства предупреждали, что это почти неизбежно. Аудитория, напротив, была настроена очень доброжелательно, проявляя искренний интерес к нашей стране, ее людям, их образу жизни. После лекции на обеде, устроенном руководством МТИ, я смог встретиться с авторами некоторых книг, которые изучал при подготовке моей кандидатской диссертации. Можно представить, с каким удовольствием мы допоздна обменивались мнениями! Я получил множество приглашений вновь приехать в МТИ и пробыть там подольше. Но, к сожалению, такой возможности больше не представилось. С Уилсоном же мы встречались во время его достаточно частых приездов в Москву.
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">Справка
Массачусетский технологический институт
MIT - Massachusetts Institute of TechnologyМассачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT), основанный в 1861 году, обладает статусом университета и является одним из самых престижных высших учебных заведений мира. Массачусетский технологический институт занимает первое место в технологии и инженерном искусстве и второе - в научных исследованиях (по итогам The Times). Как и Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт находится в Кембридже, штат Массачусетс, США.
Фонд «Сколково» и Массачусетский технологический институт на экономическом форуме в Петербурге подписали соглашение о создании Института науки и технологии Сколково (SIST).
Skolkovo Institute of Science and Technology Фонд «Сколково» и Массачусетский технологический институт создали «
Сколтех» в прошлом году. Он будет фокусироваться не только на образовании, но и на исследованиях, утверждал гендиректор «Сколково» Виктор Вексельберг. Сейчас на бюджетные деньги идет строительство здания института.
26 октября 2011 года Сколтех подписал трехстороннее соглашение с Массачусетским технологическим институтом (МТИ) и Фондом «Сколково» о трехлетнем сотрудничестве с целью создания и реализации программ в области образования, исследований и предпринимательства.
Инициатива Сколтех/MIT Об Инициативе Сколтех/MIT Госкомпании обязали отчислять 1% затрат на инновации в фонд «Сколтеха»
Сколковский институт науки и технологий («Сколтех») планирует создать крупнейший в России фонд с бюджетом только в 2012 г. в 16,5 млрд руб. Деньги дадут крупнейшие российские госкомпании - их обязали отчислять «Сколтеху» 1% от затрат на новые разработки.
http://www.vedomosti.ru/tech/news/1545525/procent_na_innovacii другие темы:
Закрытый сектор Открытый сектор Психотехнологии на службе СЕКты Заговор Коржакова Операция - Преемник ЭТЦ Ельцин The Tragedy of Russia's Reforms Преемник 2.0.