Традиционный, уже третий экспресс, теперь - Заполярье. Мурманск - крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Город-герой, колыбель атомного ледокольного флота страны, много воды, много леса, сложный рельеф и невероятное очарование северной природы, где даже мхи и лишайники, укрывающие гранитные скалы, выглядят невероятно фактурно. Еще на подлете, выглянув в окно, захотелось себя ущипнуть, под крылом самолета расстилалась тайга... По небритой щеке скатилась слеза, а в душе ворохнулось робкое - Югра? Мы прилетели домой? Нет, глупая ностальгия, не домой...
Чем ниже спускался самолет, тем больше отличий я находил. Если в Югре тайгу немилосердно кромсают на куски болота, то тут этим заняты скальные основания и каменные останцы. Подумалось еще, что грохнуться на таком рельефе плевое дело, эта мысль полностью подтвердилась в Териберке, когда я совершенно не изящно и абсолютно непечатно поехал со скалы, но об этом в другой раз, а пока - экспресс "Мурманск"...
01 - большие перепады высот (ок. 300 м.) - головная боль строителей и промышленников, но для праздношатающегося туриста в самый раз будет. Забрался повыше и крути головой во все стороны. Со всех сторон слышна иностранная речь - норвежцы (или норвеги?) и финны приезжают сюда пошалить - cheap vodka and good women :-)
02 - представьте себе, гостиница "Полярные зори", полярный же день, начало восьмого утра и в ресторане гостиницы ни души. Сижу, завтракаю свежайшей и прекрасно просоленной семужкой, в дверях появляется холматый мужик и сразу ко мне - Hello, my name is Ludvig! I am from Norway. Do you drink vodka with me? В 7 утра, блин...
03 - этот Людвиг, как призрак коммунизма, еще долго шарахался по гостинице, приставая к постояльцам с предложением выпить, но рассказ совсем не о моральном облике иностранного туриста на отдыхе, хотя, спорить не буду, пьяная норвежская свинья мало отличается от пьяной свиньи отечественного разлива и упаковки...
04 - Мурманск - как город-герой изобилует различными памятниками, монументами, обелисками, но самый крутой, конечно, Мурманский Алеша (вартовчане сейчас напряглись, я думаю :-) - мемориал, посвященный защитникам Заполярья в годы ВОВ. Момериал считается одним из самых крупных в России.
05 - сорок с лишним лет памятник возвышается над сопкой Зеленый мыс, уступая размерами только волгоградской Родине-матери. Местные рассказывают, что мемориал в темное время суток прекрасно подсвечен, но проверить этого не удалось - полярный день не дал мне никаких шансов на вечернюю съемку :-(
06 - увы и ах, но яркими красками может порадовать только природа - город серый. Даже новостройки, по задумке дизайнеров, облицованные яркими панелями выглядят тут инородно, а что говорить про деревянный жилой фонд и "хрущевки"? Знаете как безошибочно узнать иностранца? Он одет ярко!
07 - но любую серость любому городу я готов простить на возможность лицезреть теплоходы, буксиры, сухогрузы, танкеры и бункеровщики. Ветер таскает по берегу такие знакомые запахи дизельного топлива, машинного масла, звуки теплоходных ревунов да мерный стукоток дизеля трудяги-буксира...
08 - если порты Рыбный и Пассажирский в упадке, то Торговый порт - цветет и пахнет. Каменный уголь, рыба на экспорт. Создана мощнейшая торгова-транспортная инфраструктура, благодаря тому, что Мурманск уже несколько лет объявлен свободной экономической зоной, а это - инвестиции, социальные гарантии и рабочие места.
09 - почти половина города покрыта лесом. То тут, то там замечаешь группы людей на отдыхе - шашлычок, коньячок, слышен смех. В некоторых местах, на мой взгляд, не помешали бы ограждения, чтобы ошалевший от красот северной природы и захватывающих видов турист, не свалился со скалы...
10 - при всем наплыве туристов и приличной (300 тыс.) численности населения - малолюдно. Местами хромает сервис, а в заведениях практически не обращают внимания на, скажем там, не совсем тактичное поведение хлебнувших лишку посетителей. Причем, дамы ничуть не уступают кавалерам...
11 - жемчужина города-героя и легенда атомного ледокольного флота страны - пионер среди надводных судов с ядерной силовой установкой! Тридцать лет обслуживал Северный морской путь, помогая проводить суда в условиях сложной ледовой обстановки. Почти 700 тыс. морских миль было пройдено за время эксплуатации...
12 - почти тридцать лет ядерный исполин стоит на вечной стоянке в Мурманске, реакторы давно сняты и утилизированы, а на ледокол теперь водят туристов, где действует музей. На борт, к моему великому сожалению, подняться не удалось - слишком поздно приехали :-(
13 - отсутствие возможности подняться на борт в этот визит, лишь предлог, чтобы вернуться сюда еще раз. Очень круто, что ледокол не пустили под нож, а сделали плавучий музей и памятник, которому практически не страшна коррозия, учитывая толщину корпуса :-)
14 - порт, как водится, закрыт для зевак. Ибо нефиг шарахаться по опасному производству, но телевик позволил рассмотреть, что береговое оборудование - причалы, краны, места хранения - в очень и очень приличном состоянии. Мне можете поверить, видывал я порты, где машинисты кранов работали на честном слове и одном крыле...
15 - рядом с портом, что правильно, крупный железнодорожный узел. Каменный уголь, оборудование для порта и, если заметили, запасные части для судов приезжает сюда по железной дороге, перегружается на суда и уходит на экспорт. Как ни крути, а Октябрьская железная дорога играет большую роль в экономике города...
16 - что не может не радовать, так это геометрия железной дороги. Да, грязненько. Да, запах креозота пропитал любую доступную поверхность. Да, товарные вагоны свежей краски тыщщу лет не видели, но тут или шашечки, или ехать. Колесные пары не разъезжаются? Сцепки держат? Какие еще претензии?
17 - здание ЖД-вокзала порадовало монументальностью и напомнило, и не мне одному, Сочинский морской порт, в несколько раз уменьшенный, но похоже :-) Выходит, что транспортная доступность тут на хорошем уровне - аэропорт Мурмаши, автомобильная дорога на Петербург (1300 км.) и железная дорога, есть из чего выбрать...
Интересный город, что порадовал малолюдностью, изрядным наличием фактуры для фотографии и прекрасным соотношением природы к городской застройке. Если с полярным днем мне все ясно, то теперь интересно было бы посмотреть на полярную ночь...