Пару раз в году память особенно услужливо подбрасывает мне картинки из моего прошлого. Каких-то 12-15 лет назад я был здоров, мог спать по 4 часа в сутки и пахать как ломовая лошадь на благо Отечества и Российского флота, пусть речного, но флота... Навигация, весенний судоремонт, выморозка - совсем не пустые слова для меня... Романтика профессии? Да, безусловно, она есть, вот только предаваться умилению не очень удобно, сидя в машинном отделении или размахивая пешней, готовя выморозку. Труд речника - это пот, кровь и постоянный запах дизельного топлива, будто ты взасос с трактором целовался...
Забот у речника изрядно в начале навигации. А у ленивого речника их вдвойне. Ленивый речник оставляет наведение порядка на теплоходе на весну, правильный речник - все делает осенью. Например, генеральная уборка в жилых каютах и на камбузе. Из всех возможных мест сливается вода, рассоединяются трубопроводы, большинство механизмов на палубе демонтируется и причется в трюм, потому что воруют с теплоходов все что плохо лежит или хреново закреплено.
01 - обычно на весенний судоремонт уходит месяц-полтора, если не капиталить ДВС и гребной вал с редуктором. Подкрасить, подварить, заполнить все нужные емкости необходимымы жидкостями, навести лоск и можно предъявлять теплоход судовому регистру, который и принимает решение о допуске теплохода к работе.
02 - судовой регистр по весне - царь и бог. Где-то недосмотрел, а он обязательно заметит и сунет нос под самую дальнюю и неудобную слань. И шкуркой потрет, и маслицем капнет, и прибор к корпусу приложит, что меряет толщину металла.
03 - сдать теплоход регистру - не машину на учет поставить, когда заглянули под капот, сверили номер и все готово. Проверяется абсолютно все - от световой сигнализации до работы пожарных насосов, электрика, радиосвязь, палубные механизмы, а про замеры толщины металла корпуса я уже говорил выше...
04 - получил добро от регистра на работу теплохода? Молодец! Теперь еще докажи, что сам готов к работе - обязательная медицинская комиссия (где гастроэнтеролог вынет из тебя всю душу и вывернет кишки наизнанку), проверка знаний, получение и оформление судового журнала и свежих лоций...
05 - попутно успевай обустроить быт до выхода в работу - запасы продуктов, папирос и чая. Благо тому, кто подсуетился и установил генератор на 220, тогда и морозильник для рыбы можно поставить и стиральную машинку. Жаль, что не каждый теплоход может обеспечить место для всего этого хозяйства, а на сублиматах долго не протянешь...
06 - опять же, успех навигации зависит от работы, что подвернется - уволочь дальним рейсом пару барж буксиром или толканием - благо, застрять на переправе - жопа. Если переправа, то хоть какое-то плечо, хоть 10 верст, но плечо... С берега на берег мыкаться - жопа...
07 - вот в дальнем рейсе раскрывается романтика профессии - чайки орут, теплоход идет, всегда можно встретить мишку или лосика, набить уток или взять изрядно рыбы, про грибы и ягоды даже говорить не буду. Ведром черпай в глухих местах...
08 - но в рейсе редко можно найти какой-нибудь левак, чтобы срубить легких денег. А на переправе таких возможностей - пруд пруди. То рыбаков-охотников закинуть на дальнюю стежку, то в свободную смену левый транспорт повозить за крепкую денежку, солярка опять же всегда ходовой товар...
09 - интересная работу, спору нет, но тяжелая, не каждый сдюжит даже одну навигацию. 5 месяцев в очень небольшом коллективе - тяжело, бывают и ссоры, и обиды... Гораздо хуже, когда посреди навигации сбегает моторист, а ты остаток судоходного периода пашешь и за себя и за того парня...
10 - фухх! Прямо на душе полегчало, высказался да взор потешил видами могучей реки и трудяг-теплоходов. Ниже пойдут только карточки с номерами, потому что о реке я могу вещать долго и утомить разбором непонятных слов и нудными подробностями работы теплохода в навигацию...
-=11=-
-=12=-
-=13=-
-=14=-
-=15=-
-=16=-
-=17=-
-=18=-
-=19=-
-=20=-