Логично было ожидать от тринадцатого дня похода чего-нибудь такого - эдакого, и он наши ожидания не подвел.
Впереди у нас оставалось всего два дня похода и сравнительно небольшой километраж, но...
В прочитанных отчетах пешеходников значилось, что перебраться через сель на другую сторону реки не представляется проблематичным, поэтому я была уверена, что так или иначе мы это сделаем. Ну и вышло скорее “иначе”, чем “так”.
Для начала мы помыкались по берегу реки со стороны Кармадона. Мосты смыты, река бурлит и несет камни, дорога упирается в завалы и заканчивается.
Стало ясно, что необходима серьезная предварительная разведка, на которую уходим мы с Димой.
Идем выше по течению до тех пока, река не стихает, разбиваясь на множество более мелких ручьев и частично уходит под сель. Однако сам сель и даже такие ручейки таят в себе опасности. Неизвестна глубина этих ручейков, неизвестно, что находится под селем, можно легко нарваться на какую-нибудь каверну, ведь под камнями все еще находится ледник, который стаивает.
Тут нам опять очень пригождаются треккинговые палки и найденное на берегу бревнышко-шест. Предварительно каждый ручей прощупывается палками, пересекается и место пересечения обозначается турами. Траектория движения представляет собой несколько хаотичные зигзаги из-за выбора более мелких мест перехода.
Пересекаем русло довольно удачно, но дальше нас ожидает засада. Противоположный берег проходим с трудом. Чтобы выбраться на остатки дороги приходится проломиться через густой подлесок, камни, валуны и ямы. С велосипедами это будет тяжкое испытание. Надо обязательно постараться найти другой вариант.
Но увы, наши скитания по противоположному берегу тоже ни к чему не приводят - река глубока, течение выбивает шест из рук и несет камни. Единственный объект соединяющий два берега реки это газовая труба.
И тут Диме приходит в голову гениальная идея использовать ее для переправы. Предложение переправляться по ней самим я сразу отметаю, но использовать ее для переправы вещей и велосипедов, а самим налегке пересечь реку выше... почему бы и нет. Под страхом страшных кар и под димино честное слово, что он не полезет по трубе, чтобы доказать что и человек может по ней переправиться, я отправляюсь в обратный путь. В кроссовках чавкает и хлюпает, вода забивает в обувь мелкие камешки и песок. На противоположном берегу приходится долго вытряхивать обувь, чтобы не растереть ноги.
Группы выдвинутому предложению несколько удивляется, все по очереди переспрашивают - а точно ли мы с Димой все хорошо осмотрели и другого вариант нет и с чувством, что “где-то их кидают” участники начинают перетаскивать вещи к реке. Глядя на скорость преодоления в общем-то небольшого участка селевого завала еще более укрепляюсь в принятом решении.
На другом берегу к моему облегчению обнаруживается Дима - не полез, значит никуда.
Достаем тент. Суммарной длины его оттяжек аккурат хватило на организацию переправы.
Первый баул переправляли с замиранием сердца - веревка динамила и прыгала по трубе,
раскачивая ценный груз. Убедившись в благополучной доставке баула на тот берег и пронаблюдав как Дима чертыхаясь пытается его снять с веревки, отправляюсь с Белым на тот берег.
Всего за несколько часов вода в ручейках поднялась и если бы не турики, не всегда можно было по внешнему виду угадать то место, где я уже дважды переходила через реку. Вывев Белого на финишную прямую, отправляю его к Диме, а сама возвращаюсь к остальным. И как раз застаю самый душещипательный момент, заставляющий нервно биться сердце каждого велосипедиста - время транспортировки велосипедов.
Перекрестившись несколько раз, поплевав и постучав, первым отправляем лешин шикарный Куб.
А после, под шутки "вот ведь ушлые украинцы, всегда найдут где к российскому газу прикопаться", по трубе переправляются и остальные велосипеды.
Теперь уже все вместе переходим на другой берег по промаркированной тропе. После совершения этого путешествия налегке, вопрос “а может можно было бы обойтись без переправы” больше ни у кого не возникал.
Ближе к пяти вечера начинаем подъем на Суаргомский перевал. И плевать, что поздно, что дорога в гору и погода опять начала портиться. Ведь можно ехать!
Дима надо мной подшучивает : “Даааа, Анна Дмитриевна, умеете вы довести группу до состояния - ура, на перевал ! на перевал!” Прямо как в анекдоте про кота - “добровольно и с песней”.
Поднимаемся во все сгущающемся тумане. На самом перевале уже на расстоянии пары метров друзья видятся лишь смутными неясными силуэтами. Скорее спешим вниз в поисках поляны для ночлега. Дорога идет спускается частым серпантином и только приглушенное эхо голосов дает мне понять, что я не одна в этой пелене.
На одном из поворотов обнаруживаем грунтовку на обширные закрытые поляны, вот оно место нашего последнего ночлега на Кавказе - трава по колено, цветы, но до чего же мокро.
[
Вступление] [
День 1] [
День 2(1)] [
День 2(2)] [
День 3] [
День 4] [
День 5] [
День 6] [
День 7] [
День 8] [
День 9] [
День 10] [
День 11] [
День 12] [День 13] [
День 14] [
Кавказ P.S.]