Вчера при написании
поста про район Амалиенау я изначально допустила пару ошибок при идентификации вилл, хотя буквально сломала глаза, сверяя детали на своих фото с данными в сети.
Все-таки Интернет не всегда в помощь. Но район мы с Олегом исследовали самостоятельно и достаточно стихийно, поэтому заранее информацией не обзавелись.
К чему это я? Дело в том, что фото одной из вилл, а именно виллу Маковски я по ошибке подписала как «Вилла «Винтер»».
Хорошо, что у меня в друзьях есть такой знаток Кенигсберга, как
гид Валерий Дмитриев.
Он не только поправил неточности, но и поделился интересной информацией как раз про виллу «Винтер», про которую я, в свою очередь, хочу рассказать вам.
Вот она.
В архитектуре здания можно увидеть черты классицизма, который в Кенигсберге не очень прижился, в отличии от горячо мной любимого югендстиля. Парадная лестница, две колонны и угловая башня, украшенная с двух сторон часами - в декоре господствует сдержанность и лаконичность.
Вилла Винтер - самая большая в Амалиенау, но, несмотря на свои масштабы, в принятую концепцию двухэтажной застройки колонии вилл, тем не менее, вписывается.
Архитектором здания стал Иоганн Людвиг Фридрих Ларс, известный по созданному им мемориалу Иммануилу Канту у стены Кафедрального собора.
Построена вилла в 1911-1912 годах для Соломона Винтера, еврейского магната, владельца гороховой мельницы.
В 1924 году Соломон Винтер получил звание «Почетный гражданин города Кенигсберга», а в 1930-м, к сожалению, скончался. Владелицей виллы стала его вдова.
И вот тут начинается другая история, рассказанная мне вчера Валерием. И связана она с событиями Хрустальной ночи, на которых следует остановиться подробнее.
В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, вошедших в историю как Хрустальная ночь. Хрустальную ночь называют еще Ночью разбитых витрин. Нацисты и патриотично настроенные граждане Германии громили синагоги, магазины и дома евреев.
Участь сия не миновала и Кенигсберг, в 1938 году входящий в состав Германии. Его добропорядочные жители, как и весь немецкий народ, приняли в Хрустальной ночи активное участие.
Михаэль Цвик, мать которого была еврейкой, а отец -немцем, один из двух последних уцелевших членов еврейской общины в Кенигсберге, в книге «Закат Кенигсберга. Свидетельство немецкого еврея» пишет: «Согласно Фрицу Гаузе, автору книги «Кенигсберг в Пруссии», меня, собственно, не должно было быть в живых.
Он пишет:
Их (евреев) судьба так же неизвестна, как и цель и подробности депортации. Никто из них не пережил кошмара. Если еще и остались кенигсбергские евреи, то это те, кому посчастливилось эмигрировать перед войной».
Но это про судьбу евреев Кенигсберга в целом. А я пока про Хрустальную ночь. Читаем там же:
«Однажды утром родители были очень взволнованы и озабочены. Они не пустили меня в школу и рассказали, что синагогу, а, следовательно, и нашу школу, разгромили и сожгли. Детей из находящегося поблизости сиротского приюта выгнали ночью в одних пижамах на улицу, а господина Вольгайма, заведующего приютом и младшего кантора, жестоко избили и чуть не бросили в Прегель, на набережной которого приют находился. Множество евреев-мужчин было арестовано и отправлено в тюрьмы гестапо. Рано утром госпожа Винтер, одна из наших знакомых, собрала сирот и взяла к себе домой. Жилищные условия ей это пока позволяли».
Речь идет про вдову Соломона Винтера, владелицу виллы «Винтер».
Дальше рассказ продолжает
Валерий Дмитриев.
Эрик Кох, гауляйтер Восточной Пруссии, «тщеславный человек и патологический антисемит», постоянно подстрекавший в своих выступлениях население Кенигсберга на враждебное отношение к евреям, поставил вдове условие: или мы Вас серьезно накажем по нацистским законам за помощь сиротам, или Вы продаете нам виллу. Вдова продала виллу и уехала вместе с детьми.
В послевоенное время виллу ненароком вообще сожгли. Советский солдат, убив «ничейную» корову, решил пожарить мясо на огне.
Развел костер (паркет был из разных пород дерева), приготовил шашлык из говядины и ушел. Вилла сгорела.
В 50-х виллу полностью отстроили заново, и в ней разместилось Западное речное пароходство.
О недавнем «морском» прошлом здания напоминает только флюгер в виде парусника.
Сейчас в здании располагается Управление ФНС России по Калининградской области. Адрес: Каштановая аллея, 26-28.
Михаэль Цвик (Вик) стал известным музыкантом.