В
музее «Смоленский лен» заинтересовалась витриной, посвященной свадебным обрядам Смоленщины. Захотелось узнать побольше о народной свадьбе, вот хоть на примере того, как женились/выходили замуж смоляне и смолянки.
Начиналось все, как водится, со сватовства.
Называли его раньше лады или смотрины.
Инициатива всегда исходила от родителей парня, которые засылали сватов к родителям приглянувшейся девушки строго в определенные дни недели, называемые «легкими»: в воскресенье, вторник, четверг или субботу, вечером или даже ночью.
Сватовство имело, в первую очередь, коммерческую направленность: провести переговоры о приданом, о количестве гостей с каждой стороны, о дарах, которыми обменяются родственники во время торжества, о размерах кладки (денежной суммы, которую давали родители жениха на свадебные расходы, о расходах на свадебный пир).
Дальше происходили погляды - родители девушки шли в гости к жениху, чтобы оценить его имущественное положение.
Там у соседа - пир горой,
И гость - солидный, налитой,
Ну а хозяйка - хвост трубой -
Идет к подвалам, -
В замок врезаются ключи,
И вынимаются харчи;
И с тягой ладится в печи,
И с поддувалом.
Если хозяйство жениха не нравилось, говорили: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора», - и это означало отказ в сватовстве. Если оставались осмотром довольны - следовало приглашение на смотрины в дом невесты.
Девушку наряжали и выводили на середину избы, заставляя пройтись перед гостями или повернуться на месте.
Приглашенные подруги хвалили будущую невесту, мол, и умница-то она, и красавица, а уж рукодельница какая! Все приданое сама расшивала-украшала.
В принципе, девушка могла высказать свое недовольство выбором жениха, тогда она молча уходила из избы и возвращалась к гостям переодетая в будничное платье.
Но чаще, конечно, смотрины заканчивались веселым пиром, причем угощение на стол ставили родители невесты, а алкоголь привозила с собой сторона жениха.
Там у соседей мясо в щах -
На всю деревню хруст в хрящах,
И дочь-невеста, вся в прыщах, -
Дозрела, значит.
Смотрины, стало быть, у них -
На сто рублей гостей одних,
И даже тощенький жених
Поет и скачет.
Через несколько дней после сватовства происходил сговор: обряд, во время которого принималось окончательное решение о дне венчания, размерах приданого, кладки, количестве гостей на свадьбе. Переговоры заканчивались ритуальным рукобитьем: отцы просватанных детей становились друг против друга, с размаху били по рукам, обернутым платками, полой кафтана или куском овчины, затем крепко пожимали руки.
После рукобитья мать девушки подводила ее к жениху и говорила ему: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать».
Парень и девушка брались за руки, скрепляя решение родителей своим согласием.
После сговора отказ от вступления в брак был невозможен.
Именно после сговора девушка приобретала статус невесты (сговоренной), а парень - жениха.
Наступала очередь девичника и молодечника.
Молодечник - обряд прощания жениха с холостой жизнью - проходил в последний день перед свадьбой или даже утром в день венчания. В доме жениха в присутствии его родителей, родственников и друзей устраивалось обильное угощение, во время которого женщины пели свадебные песни.
По окончании молодечника жених отправлялся к невесте с подарками.
Девичник - прощальная вечеринка - проходил в доме невесты накануне свадебного дня.
И молодечник и девичник начинались с похода в баню. Во многих деревнях перед баней совершалось расплетание косы невесты, ленточки на косы раздавались подругам - знак того, что они в скором времени выйдут замуж.
Утром в день свадьбы и жениха, и невесту будили матери.
Мать невесты говорила: «Доченька, родная моя кровинушка, последний раз встаешь ты с маменькиной постели. Да благословит тебя Господь Бог на жизнь в мужнином доме».
Мать жениха говорила: «Да проснись ты, сынок мой миленький, не пора ли ехать в путь-дороженьку, в дороженьку дальнюю, за невестою».
От сглазу в подол невесты втыкали булавки или обвязывали тело ниткой с 12 узелками, жениху клали в карман платок, смоченный освященной в церкви водой».
Рано утром в день венчания в доме жениха собирались дружки, крестные родители жениха, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу.
Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и организацией свадебного стола.
В церковь жених и невеста ехали в разных повозках. Во главе свадебного поезда ехали дружка (самый близкий друг жениха) с поддружьями верхом на конях, за ними повозка жениха, далее - невесты.
Родители невесты также на венчании не присутствовали.
Невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо и бросала носовой платок, в котором были собраны все ее горести. Свадебный поезд ехал в церковь быстро, громко звеня колокольчиками, оповещая всех о радостном событии.
И немного о брачной ночи.
Местом проведения брачной ночи всегда служило холодное помещение: подклеть, клеть, горница, чулан, сенник, баня, амбар, при этом использовались постельные принадлежности из приданого невесты.
Брачную ночь так и называли - подклет.
После брачной ночи (а иногда и сразу после венчания или в середине свадебного пира) проводился обряд окручивания молодой. Невеста меняла прическу и головной убор с девичьего на женский.