Живопись Средней Азии

Oct 21, 2009 19:00

Книга Орхана Памука «Меня зовут красный» подтолкнула меня немного разобраться в вопросе, давно меня интересовавшем, - изображение живого существа в исламе и мусульманское изобразительное искусство.

Широко распространено мнение, что ислам запрещает изображение живых существ, это неверно. Собственно в Коране есть категорический запрет приписывать себе возможность творить. Также запрещено любое изображение Бога и использование таких изображений для поклонения. Т.е. изображение живого существа в принципе возможно, но художник не может уподобляться творцу, он не смеет отражать реальность. Но в то же время, в некоторых хадисах, составляющих Сунну (жизненный путь пророка с того момента как он стал пророком), говорится, что Мухаммад порицал художников, например: “Воистину, наихудшее наказание в Судный День ожидает художников [изображавших людей или животных]”. Но любое изречение можно толковать по-разному. По этой ссылке http://www.umma.ru/fetva/588/ можно посмотреть «оправдание» художников. В целом, положение мастеров изобразительного искусства в мусульманском мире было достаточно зыбким на грани разрешенного и во многом зависело от главенствующего в данный момент в этом месте направления ислама и правителя.

Из-за сложного отношения к живописи на первое место выдвигается слово. Не изображение, а художественно оформленное слово в виде надписи или графического символа имело смысл и значение для мусульманина. Каллиграфия - древняя отрасль прикладной графики, эстетическое оформление рукописного шрифта. Мусульманская каллиграфия - область декоративного художественного искусства, как самостоятельного, так и прикладного характера, важный культовый и культурный атрибут ислама, вобравший в себя элементы доисламского наследия. Арабские каллиграфы выходили далеко за рамки привычного для нас «красивого письма» превращая надписи в волшебные произведения искусства.









Одно из самых развитых направлений изобразительного искусства арабского мира - оформление рукописной книги. Рукописные книги ценились как святыни и были плодом совместных усилий каллиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и переплетчика. Самым замечательным украшением средневековой рукописной книги являлись миниатюры, иллюстрировавшие текст. Условность в изображении места действия и персонажей в миниатюрах сочетается с мастерским владением линией и цветом, множеством занимательных подробностей. Наиболее популярные изображения - сцены царских приемов, пиров, охот, сражений, а так же жанровые сценки, иллюстрирующие популярные литературные памятники. Книги были очень дорогими, их создание трудозатратным и требовало большого количества людей, поэтому при дворах правителей создавались специальные мастерские. В странах Среднего Востока в XV веке сформировалось несколько прославленных центров иллюстрирования книг. К таким центрам относились Шираза, Тебриза, Багдад, Герат, Исфахан. В Герате работал выдающийся минитюарист Кемаледдин Бехзад (неоднократно упоминающийся в книге Памука), он возглавлял книжную мастерскую в Тебризе, и его творчество оказало значительное влияние на развитие восточных школ живописи. Каждой мастерской был присущ свой стиль, обычно сформированный под воздействием главного мастера, отступление от которого считалось своеволием и нарушением запретов. Индивидуальные особенности живописи и подпись для художника были слабостью. Миниатюры в основном были каноническими и изображение конкретного существа (например, портретное сходство) не допускалось, отсутствовала перспектива. При таких строгих правилах построения изображения очень важную роль играл цвет. Посмотрите на примеры, краски просто невероятные: сочные, насыщенные, яркие. В XVI-XVII веках, в турецкой миниатюрной живописи происходит отрыв миниатюры от книжного листа, развивается индивидуальный портрет, ощущается влияние европейской художественной живописи, именно здесь мы и встречаем персонажей «Меня зовут красный» - художников, мучимых сомнениями определения и развития своего мастерства и стиля.

Оформление книжного разворота:


Миниатюры Бехзада:


 Миниатюры к популярной поэме "Хосров и Ширин"

 
 

искусство, живопись, Памук

Previous post Next post
Up