Подходит к концу 2015 год, год который является последним сроком для последнего из оставшихся субъектов федерации- Татарстана, которые не сменили название своего главы с президента на иной, если таковое присутствовало. На лицо политическая интрига вкупе с правовой коллизией. Когда местное законодательство вступает в прямое противоречие с федеральным.
Позиции же обоих в настоящий момент президентов рисуют интересную картину. С одной стороны Путин в своем послании народу в ответ на данный вопрос, отдал его решение на усмотрение Татарстана, а с другой стороны Миниханов в своем аналогичном послании народу Республики, отказался взять на себя ключевую роль в решении данного вопроса. «Как дальше? Как сказал президент. Он же не сказал, что как решит Минниханов, а как Татарстан решит.» (цитата из
http://www.business-gazeta.ru/article/148486/)
Вообще данная ситуация наглядно показывает последние точки сопротивления региональных властей с федеральным центром в вопросе федерализма. Планомерное нападение на принципы которого осуществляется давно и планомерно.
Про суверенность в Татарстане давно уже не упоминает никто за исчезновением самого содержания этого понятия, да и в правовом значении не было ни какого смысла применять данный термин, поскольку он прежде всего подразумевает правосубъектность в международной политике, в соответствии с принципами которой ее субъектом может быть только или независимое государство, или нация борющаяся за самоопределение.
Иллюзии же более широкого значения, предусматривающие элементы независимости и международной правосубъектности, были необходимы в переходный период формирования государственности в начале 90х, когда остро стоял вопрос об отделении, в кипении национальных страстей и политических амбиций. Заключенный же договор о разграничении полномочий по своему содержанию представлял собой чисто политический акт, поскольку в правом смысле является крайне невнятным, и не раскрывающим какие все же дополнительные, полномочия отличные от уже содержащихся в Конституции он дает. По сути ни каких.
В то же время его наличие как бы определяло особый статус Татарстана как субъекта.
Этот особый статус, определял долгое время политику Республики по отношению к федеральному центру.
С приходом же Путина начался конкретный наезд на самостоятельность регионов, верхом которого явился закон о фактическом назначении глав субъектов Москвой. Что вообще то ставит вопрос о прямом противоречии с Конституцией РФ, которая относит вопрос структуры органов государственной власти субъекта непосредственно к компетенции самого субъекта, которое впрочем в упор не заметил Конституционный суд РФ при его рассмотрении.
Кроме того прокуратура и судебные инстанции старательно подчистили региональное законодательство на предмет соответствия федеральному , в первую очередь, относительно полномочий регионов.
Все это скрипя зубами проглатывала республиканская власть, находя политические выходы достижения своих интересов. Когда прописанное право не всегда соответствует реальным правоотношениям.
Отмена же закона о назначении региональных глав только указало на приведение политического содержания взаимоотношений регионов и федерального центра в соответствии с вертикальной структурой, то есть властной вертикалью. Когда уже само их содержание не требует сомнительных с правовой точки зрения манипуляций.
Последнее же законодательное нововведение, относительно наименования глав субъектов, носит чисто политический шаг, поскольку ни как не влияет по своей правовой природе на полномочия регионов и их взаимоотношения с федеральными, являясь только указанием на исключительную главу этой вертикали, завершение построения которой оно и призвано было ознаменовать.
И именно потому столкнулось с глухим упорным сопротивлением властной элиты Татарстана.
Молчаливое допущение которой федеральных манипуляций правовыми средствами ограничения полномочий субъектов, совсем не означало реальное с ними согласие, в вертикальной системе субординации.
Потому и встретило сначала открытое не принятие, вылившееся затем в пассивный саботаж.
Такой вариант развития событий федеральным центром был явно не предусмотрен, так как закон по своей природе предусматривал безусловное исполнение регионами. Потому как, возникновение правового спора с последующем его решением через судебные инстанции только будет указывать на несовершенство самой вертикали и давать повод подобного же развития в других регионах.
Между тем, правовой спор все же намечается. Поскольку срок приведения в соответствие регионального законодательства с федеральным истекает, и в обязанности прокуратуры входит обращение в суд за исправлением правовой коллизии.
Между тем властная республиканская верхушка после долгого активного обсуждения и несогласия впала вдруг в ступор при необходимости принятия конкретного правового решения.
Потому наиболее активная общественность, как например в лице члена координационного совета «Согласие» Николая Савухина, решила принять собственные меры для инициации соответствующих правовых решений.
Инициативная группа во главе с указанным Савухиным, учитывая обращения обоих президентов, хочет обратится в законодательный орган Татарстана - Государственный Совет с предложением от общественности выступить в порядке статьи 104 Конституции РФ с законодательной инициативой в Государственную Думу для оставления наименования президент в Республики Татарстан.
Что будет являться мерой сохранения последних остатков истинного федерализма во избежание прямой конфронтации федерального центра и регионов.
Статья Николая Савухина с тезисами обращения
Сохранит ли Татарстан «президент»а Республики?
17 декабря на ежегодной пресс-конференции президента РФ В.В.Путина журналист «Бизнес он лайн» задала вопрос о сохранении названия «президент» в Республике Татарстан.
«Бизнес он лайн» РТ: «У Татарстана с Турцией много связей, что делать нам, тюркскому народу, татарам. Министр культуры Мединский спустил в республику директиву разорвать все связи. Пошли жалобы от студентов, от бизнесменов с Турции, их жмут. И второй вопрос. Население Республики волнуется и спрашивает, сохранится ли с 1января 2016 название «президент» Республики Татарстан.
В.В. Путин: по Турции не ставим знак равенства между народом и властью, простые люди не должны страдать. По Минниханову решайте сами. В Татарстане это дело населения, их дело, их президент Минниханов.
Ведущее издание Татарстана, «Бизнес он лайн», сайт его читают правительственные чиновники РТ и депутаты ГОССОВЕТА, озвучило на пресс-конференции в присутствии 1400 журналистов международного сообщества два важных вопроса. Оба эти вопроса, а вернее ответы на них, существенно повлияют, определят будущее состояние и положение Татарстана, как в экономической международной сфере, так и в сфере социально-политической внутри Российской Федерации. Важность отношений с Турцией, как и с другими тюркоязычными странами для населения Татарстана, для татар Республики не надо объяснять. В целях сохранения и поддержания этих отношений многое делается как непосредственно президентом РТ Миннихановым, так и на уровне правительства и ГОССОВЕТА. И на первый взгляд название «президент» («сидящий впереди» с латыни) в данном историческом периоде, сохранение его или удаление (замена на «губернатор», «глава региона») с формальной, бюрократической точки зрения не существенно. В конкретной же современной исторической обстановке, сложной, во многом противоречивой, сохранение названия «президент» окажет влияние как в наступающем 2016 году и будет серьёзно и судьбоносно влиять в ближайший период в три - четыре года. Положение Татарстана, вектор его развития зависит как от стремящейся к изоляции и закрытию пространства России власти федерального центра, так и от выстраивания отношений в большом международном сообществе, где в странах Европы (ЕС), в ряде других областей планеты тенденция противоположная, а именно открытость в торговых, экономических и культурных связях.
С исторической точки зрения, начиная с начала бурных 90-х годов, когда многотысячные массы людей проводили митинги в столичной Казани, других городах, удаление названия президент в Татарстане завершит процесс федерализации РФ, т. е. Российская Федерация станет полностью формальным названием.
К тревоге и огорчению общественности РТ, ГОССОВЕТ не смог (или не захотел) провести ни референдум о сохранении названия, ни даже социологический опрос. Многие депутаты предпочитают спокойную жизнь, соглашаются с руководством региона и московского Кремля по всем вопросам. 23 декабря на последней сессии 2015 г. в ГОССОВЕТЕ у депутатов ещё есть возможность внести вопрос о сохранении названия (или о переименовании) в повестку дня. Общественные организации, независимые от власти, мало организованы, слабы, разобщены, не допущены на заседания депутатских корпусов РТ. Смогут ли депутаты ГОССОВЕТА РТ использовать шанс сохранить название «Президент РТ» покажет заседание в среду 23.12 2015 г. Координационный Совет Многонационального Движения Татарстана «Согласие» Н.С.Савухин
А ка вы сами думаете,
Poll имеются ли в России остатки федерализма?