Выношу из комментов отсюда.Небольшая коллекция ссылочек, которы я уже множество раз кидала в разных дискуссиях.
Решила собрать все вместе, потому что устала каждый раз писать снова.
Просто информация к размышлению. Все ссылки - исключительно на "прямую речь" авторитетных деятелей ортодоксального иудаизма, а также неофитов.
1.
Доля заповедей "бейн адам ле хаверо" в тексте "кицур шульхан арух". Заповеди, связанные с "моральным поведением" занимают 4% объема текста.
Там же - про толстую книгу "Практика иудаизма в свете устной Торы" рава всея Израиля Лау.
Написано уважаемым равом после посещения СССР в 1989 году, специально для советских евреев, которые 70 лет были "отлучены от иудаизма", и многие из них - просто не знают ничего.
В этой книге подробно пересказывается тот же "Шульхан Арух", ритуалы праздников, свадьба, похороны, кашрут и.т.д.
Вот незадача - главы, связанные с "человеческими отношениями" (даже та скромная доза, что есть в КША) - просто позабыты. Их нет.
Сделано (ну, разумеется, не сознательно, "в простоте душевной") ВСЕ для того, чтобы несведущий "советский еврей" (а также посторонний русский читатель, взявший в руки эту книгу) сделал вывод: иудаизм - это исключительно кастрюли, ритуалы, порядок произнесения молитв.
руководство по поэтапному исполнению заповедейПосвященное исключительно ритуалам, с полным игнором темы "хорошо поступать".
Есть моя ветка. Я осмелилась спросить, знает ли кто о существовании заповедей "бейн адам ле хаверо".
Ответы - очень достойные. Мы все - и так хорошие. И вообще, вот пойдешь в ешиву, 10 лет поизучаешь кашрут, а потом когда-нибудь может тебе расскажут и про "бейн адам ле хаверо".
2.
В той же теме - было обсуждение истории Пинхаса и Зимри (из Торы).
Но в итоге мой оппонент потер все свои ответы и сбежал.
Чудесные комментарии к этой истории можно прочесть на Маханаиме.
http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/pinhas00.htmhttp://www.machanaim.org/tanach/_weekly/ba_pinhas.htmВ последнем - можно найти аналогию Пинхаса с другим "спасителем народа" - св. Игалем.
Хозяева сайта стесняются открыто петь оды (к тому же, вероятно, сайт получает гос.финансирование), поэтому пользуется "эзоповым языком", понятным каждому бывшему советскому человеку.
Разговор с декабристкой на эту тему.
Вообще среди этих
комментариев к недельным главам Торы - множество интересных вещей.
Весьма рекомендую.
3. Новая заповедь "
Оболги ближнего своего ради расширения святости".
Между прочим автор сейчас преподает иудаизм.
Однажды мне пришло письмо из "Религиозно-сионистского колледжа Тора миЦион" от Arik Speaker [info@lilmod.org]
(Возможно, я подписалась на какую-то рассылку на Маханаиме).
Мне предлагали послушать лекции:
«Духовные и политические лидеры Израиля в Библейскую эпоху», д-р Зеев Дашевский
«Черти, бесы и прочая нечисть в первоисточниках», Меир Левинов
«Политическая философия иудаизма», Илья Дворкин
«Центральные идеи религиозного сионизма», Пинхас Полонски
« Мудрецы Талмуда на переломе времени», Нехама Полонски
«Странствия Авраама», Эзра Ховкин
«История еврейского искусства глазами художника», Михаэль Яхилевич
То есть этот Эзра - вполне кашерный автор
Обсуждение на Маханаиме как истории Эзры, так и истории про Эсава и Якова (про первородство).
Ученый раввин р.Хаим говорит, что Яков сказал "Это я, а Эйсав твой первенец", а не "Я, Эйсав твой первенец". Сказал - слепому отцу. А отец почему-то не понял. Образованный раввин, много лет учащий Тору, считает, что все нормально.
4. Разговоры вокруг "акедат Ицхак" - бесконечны. Толкуют все по-разному.
Пока я не встретила ни одного комментария, который я не сочла бы аморальным. Это мое личное мнение.
Даже весьма уважаемый мною Л.Китросский написал крайне неубедительно.
Ссылки давать не буду, их миллион.
5. Интересная тема "
Еще раз о совести" у
lkitross. Мои комменты тоже есть.
А если Десять Заповедей не были бы даны, люди бы убивали и воровали? Коллекция будет пополняться.
Оставайтесь с нами.
Пополнение 13 января
6. Про заповедь "не ставь преграды перед слепым".
Курсы гиюра - обман в рекламе и просто шантаж. История Эсава и Якова: как религиозные оправдывают обман слепого отца.
7.
Беседа о праве людей на нерелигиозные удовольствия - поиграть в шахматы, послушать музыку 8.
Про галаху, по которой можно не платить зарплату.Интересный коммент
"Только парень не пойдет - тут важен принцип а не деньги. Кроме того, человек этот тоже весьма известен (по крайней мере, в русскоговорящей среде), и парень не хочет ему портить репутацию. Деревня-то маленькая :-) " - Я-бы сказал что проблема не только в этом а в том что если он рыпнется то ему конец: не в одну ешиву/колель его в жизни не примут, шидух (если он ещё не женат) ему не одна шадханит не сделает, любая из деятельностей по еврейской линии (шлихут, рав, меламед и т.д.) для него отрубяться, детей его никто к себе в хейдер/ешиву не пустит и т.д. 9.
Про заповедь "лашон хара" и как ее применять для того, чтоб никто не смог и не посмел разоблачать жуликов и проходимцев.
10.
Духовный лидер иранских евреев раввин Машалла Голистани-Неджад заявил, что сотрудники сатирического издания Charlie Hebdo, ставшие жертвами террористов, сами виновны в своей гибели. Он также призвал власти Франции закрыть журнал, опубликовавший карикатуру на пророка Мухаммада.
"Оскорбление любой религии - это оскорбление господа. Тот, кто осмеливается на это, должен быть подвергнут одному из четырех видов смерти: побитию камнями, сожжению, удушению и убийству. Такие наказания предусмотрены иудаизмом", - заявил он, подчеркнув, что между еврейским вероучением и сионизмом нет никакой связи.
Пополнение 19 ноября:
11.
Домашние деньгмИстория о том, как благочестивый 14-летний ешиботник воровал у отца деньги, все это видели, и только отец изо всех сил его отмазывал и в итоге угробил тещу.
12.
Как праведный раввин "советуется" с женой.Однажды богатый торговец попросил у него ссуду, большие деньги. Рав дал ему. Прошел срок выплаты - тот долг не вернул. Рав ничего ему не сказал.
Потом наступили тяжелые времена для раввина - и его жена пошла к тому богачу просить вернуть долг. Ибо его дела пошли в гору. Но тот грубо отказался - и еще нахамил.
Прошло еще два года. Торговец опять потерял много денег - и пришел взять новый долг у рава. И обещал вернуть в новый срок оба долга. Рав сказал, что они с женой подумают.
Тот ушел, а жена закричала: как можно доверять такому человеку? Он снова не вернет! Да еще нахамил ей!
Рав сказал: но так происходит с нами каждый раз перед Рош-Ашана, Новым годом: мы стоим перед Судом и просим милосердия. Хотим, чтобы нас простили за прегрешения, обещаем исправиться, серьезно уверенны, что постараемся.
Классно посоветовался.
Интересно, какие такие грехи он совершал весь год ?
Воровал, издевался над женой ?
Обсуждение -
здесь.
13.
Отношение праведного раввина к больной жене. Пояснение для религиозных френдов.
Я не считаю конкретного человека аморальным ТОЛЬКО за то, что он - религиозный.
У многих людей - совесть СИЛЬНЕЕ, чем "промывка мозгов".
У них какая-то психологическая потребность в "Высшей Силе", и они пытаются приспособить, "истолковать" выбранное религиозное учение так, чтобы оно не слишком сильно расходилось с совестью.
Они очень стараются. Но при этом - обычно тихо соглашаются с утверждением, что их "толкование" - не мэйнстрим в их конфессии. Добавляют, что "большинство не всегда право".
Кроме того, есть люди, которые носят крестик, кипу или что там еще, но реально просто не читали религиозных книг своей конфессии.
Есть также люди, которые считают отрицательное отношение к "НАШЕЙ" религии - "отречением от своего народа". Предполагаю, что кто-то промыл им мозги на эту тему.
Некоторые более ранние ссылки "
они работают"
Пополнение 30 декабря
Правила сексуальной жизни с рабынями в Исламском государстве
http://newsru.co.il/mideast/29dec2015/fetwa64_109.htmlПравила сексуальной жизни с рабынями в "Исламском государстве": опубликована фетва 64
Во вторник, 29 декабря, агентство Reuters опубликовало копию английского перевода так называемой "фетвы 64" - религиозного указа, выпущенного 29 января этого года руководством "Исламского государства" в Сирии, касающегося сексуальных отношений с рабынями.
Прежде всего, данная фетва подтверждает право мусульман, вставших на путь джихада, на владение рабынями и их детьми.
В то же время, "фетва 64" определяет ряд ограничений:
1) запрещено заниматься сексом с пленницей, пока не пройдет менструальный цикл, и она не станет чистой;
2) запрещено заниматься сексом с беременными пленницами (при этом не оговаривается, через какое время после родов можно возобновить половые контакты);
3) запрещено заставлять пленницу делать аборт;
4) если владелец решает освободить пленницу, никто кроме него не имеет права заниматься с ней сексом;
5) если у пленницы есть половозрелая дочь и владелец возжелал ее, то он должен отказаться от секса с матерью, если он занимается сексом с матерью, то не имеет права трогать дочь;
6) владельцу пленниц-сестер запрещено заниматься сексом с обеими, если он возлежал вторую сестру, ему следует продать, подарить или освободить первую;
7) если пленница принадлежит отцу, его сын не может заниматься с ней сексом, и наоборот; недопустим сексуальный контакт и с пленницей, принадлежащей жене;
8) если отец занимался сексом с пленницей, а потом продал или подарил ее своему сыну, он больше не имеет права на половые сношения с ней;
9) если пленница забеременела от своего владельца, он уже не может продать ее, а свободу она получит только после его смерти;
10) если владелец освобождает пленницу, ему больше нельзя заниматься с ней сексом, так она уже не является его собственностью (судя по английскому переводу, противоречит пункту 4, возможно, речь идет о невозможности принуждения к сексу);
11) если пленницу купили двое или более мужчин, ни один из них не может заниматься с ней сексом, так как владеют ею они совместно;
12) не допустимо заниматься сексом с пленницей во время менструального цикла (дублируется пункт 1);
13) запрещено заниматься с пленницей анальным сексом;
14) владелец должен сочувствовать пленнице, быть добрым с ней, не оскорблять ее и не поручать ей работу, которую она не в силах выполнить;
15) владелец не должен продавать пленницу мужчине, если он знает, что тот будет жесток с ней или будет делать с ней то, что запрещено Аллахом.
При этом, как сообщалось ранее, другой религиозный указ ИГ - "фетва 68" - разрешает использование органов пленных "для спасения жизни мусульманина", даже если это приведет к смерти "неверного".
В Израиле резко увеличилось число детей, живущих в бедности К категории бедных относятся 67,3 процента детей в ультрарелигиозных семьях, и 23,5 процента детей в семьях новых репатриантов. По количеству детей, страдающих от нищеты, еврейское государство находится на втором месте, после Турции, среди страны членов ОЭСР. В среднем в государствах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, 13,5 процента маленьких граждан относятся к бедным.
Кроме того, из отчета Совета в защиту детей следует, что 20 процентов израильских детей стали жертвами сексуального насилия.