Духовность и химреактивы, Восток и Запад.

Mar 16, 2024 18:22

Сэм Харрис. Пробуждение. Путь к духовности без религии
Весьма рекомендую.
В отличие от " Конец веры. Религия, террор и будущее разума", которая во многом совпадает с книгами Докинза, Хитченса и других атеистов, эта - явно не тривиальна.
Даже подвигло меня дочитать наконец Многообразие религиозного опыта, книгу начала ХХ века, которую я неоднократно ругала за отсутствие упоминания "опыта" других конфессий, кроме католиков и протестантов.
В последних двух главах оказывается, что профессор всё же слышал об исламе и буддизме.
В общем, коктейль из этих двух книжек, написанных с интервалом более века, получается любопытный.

Довольно странный русский перевод без ссылки на оригинал на английском.
Английская Вика дает вот это.
Судя по количеству несогласованных падежей и родов - переводил робот.
С очень непростого текста.
Русского издания не было и вряд ли дождемся.
В России книга попала бы под закон о пропаганде наркотиков.

Цитаты на память
Через несколько лет после моего первого болезненного столкновения с одиночеством, зимой 1987 года, я принял наркотик 3,4-метиленедиоксиметамфетамин (МДМА), общеизвестный как «экстази», и мои представления о потенциале человеческого ума принципиально изменились. Хотя МДМА позже распространился в дискотеках и буйных вечеринках в девяностые, в то время я не знал никого из моего поколения, кто попробовал его. Однажды вечером, за несколько месяцев до моего двадцатого дня рождения, близкий друг и я решили принять наркотик.

Условия нашего скучного опыта мало походили на вакхическое самозабвение, под которым сейчас часто понимают употребление МДМА. Мы были одни в доме, сели друг на против друга и вели тихое обсуждение того, как препарат работал в наших головах. В отличие от других наркотиков, с которыми мы были тогда знакомы (марихуана и алкоголь), МДМА не произвел никаких искажений наших чувств. Наши умы казались совершенно ясными.

В середине этого ординарного эксперимента, однако, я внезапно был потрясен знанием, что я люблю моего друга. Это не должно было удивлять меня - он был, в конце концов, одним из моих лучших друзей. Однако в этом возрасте я не имел привычки фиксироваться на том, как я любил людей в своей жизни. Сейчас я почувствовал, что люблю его, и это чувство было этическим приложением того, что обычно принималось как должное - я хотел, чтобы он был счастлив.

Это убеждение обрушилось на меня с такой силой, что, казалось, что-то сломалось внутри меня. Фактически, озарение возникло, чтобы перестроить мой ум. Моя способность к зависти, например - чувство уменьшения счастья из-за успеха другого человека - казалось симптомом психического заболевания, который исчез без следа. Я мог в этот момент испытывать зависть не больше, чем желание выколоть себе оба глаза. О чем бы я заботился, если бы мой друг выглядел бы более красивым внешне или более накачанным, чем я? Если бы это от меня зависело, я бы наделил его и тем, и другим даром. И то, что я по-настоящему хотел, чтобы он был счастлив, делало его счастье моим собственным.
Зато потом стал нейрофизиологом !
---
Пока я писал эту книгу, я обсуждал определенные классические духовные феномены, концепции и практики в контексте нашего современного понимания человеческого ума - и я не использовал этих слов, тем самым загоняя себя в терминологию обычного опыта. Поэтому я буду использовать слова «духовный», «мистический», «созерцательный» и «трансцендентный» без дальнейших объяснений. Однако, я буду точен описании опыта и методов, которые укладываются в эти термины.

В течение многих лет я был активным критиком религии, и здесь я не сяду на того же любимого конька. Я надеюсь, что я был достаточно энергичен на этом фронте для того, чтобы самые критически настроенные из моих читателей поверили: мой детектор чуши все так же хорошо настроен, дабы осваивать с его помощью новую территорию. Возможно, для этого момента может подойти следующее заявление: в этой книге нет ничего, то следовало бы принять на веру. Хотя мой фокус здесь на человеческой субъективности - я, в конце концов, говорю о природе опыта самой по себе - все мои утверждения могут быть проверены в лаборатории вашей собственной жизни. Фактически, моя цель - вдохновить вас сделать именно это.
---
Авторы, пытающиеся навести мосты между наукой и духовностью склонны совершать одну из следующих ошибок: ученые как правило начинают с убогой точки зрения на духовный опыт, предполагая что это должно быть просто претенциозный способ описать обычные состояния ума - родительскую любовь, творческое вдохновение, благоговение перед красотой ночного неба. Они могли бы принять изумление Эйнштейна перед четкостью законов Природы как своего рода мистическое озарение.

Сторонники Нью-Эйдж обычно попадают в канаву с другой стороны дороги. Они идеализируют измененные состояния сознания и изобретают правдоподобные связи между субъективным опытом и наиболее причудливыми теориями на переднем крае физики. Мы уже слышим, что Будда и другие созерцатели предугадали современную космологию или квантовую механику или, что трансцендируя чувство восприятия себя, человек может понять свою идентичность с Единым Разумом, который дает начало космосу.

В итоге, нам предоставили выбор между псевдодуховностью и псевдонаукой.
---
В отличие от многих атеистов, я провел большую часть своей жизни в поисках опыта, подобного тому, который мог быть источником мировых религий. Несмотря на болезненные результаты моих первых дней в горах Колорадо, я вместе учился с большим количеством монахов, лам, йогов и других созерцателей, некоторые из которых прожили десятилетия в уединении ничего не делая, кроме медитации. В процессе, я провел два года в одиночестве на семинаре (с перерывами от одной недели до трех месяцев), практикуя различные техники медитации от двенадцати до восемнадцати часов в день.
---
Очень часто нас убеждают верить, что все религии одно и то же: все учат одним и тем же этическим принципам; все убеждают своих последователей созерцать одну и ту же духовную реальность; все в равной степени полны мудрого сострадания, и истинность в них - или разногласия и ложь - субъективны.

Ни один серьезный последователь никакой религии не может поверить такой точке зрения, так как большинство религий делают заявления, которые взаимно противоречат друг другу. Исключения в этом правиле существуют, но они играют слабую роль в том, что по сути является соревнованием всех против всех, где победителю достается все. Политеизм индуизма позволяет почитать составляющие многих других верований: если христиане настаивают, что Иисус - сын Бога, например, индуисты ничтоже сумняшеся могут сделать его еще одной аватарой Вишну. Но дух терпимости однонаправлен, и даже он имеет свои пределы. Индуисты преданны определенным метафизическим идеям - закону кармы и перерождения, неважно, насколько они почтительны к другим утверждениям об истине.

Преданные иудеи, христиане и мусульмане верят, что только их убеждения верны, ведь об этом говорится в их священных книгах. Лишь атеисты и любители Нью Эйдж могут ошибочно вооружаться тактикой "межрелигиозного диалога", говорящего о том, что лежит в основе всех религий. Правое и и левое полушария всех позвоночных соединены между собой пучком нервов, называемых «коммиссурами», функцией которых, как мы знаем сейчас, является передача информации между ними. Главная комиссура в мозгах плацентарных млекопитающих вроде нас с вами - это мозолистое тело, волокна которого соединяют схожие регионы в разных полушариях коры головного мозга...
У некоторых людей комиссуры переднего мозга хирургически разделены. Эти операции производились, в основном, в целях лечения тяжелых форм эпилепсии,
Дальше - много интересного про "расщепленный мозг".
Ээээ... А не может быть так, что у религиозного ученого эта "комиссура" как-то разорвалась ?

Рамачадран и другие заметили, что открытие "зеркальных нейронов" поддерживает идею, что чувство самости и ощущение других людей может выходить из одной и той же зоны мозга. Некоторые люди полагают, что зеркальные нейроны также выступают центром нашей способности к сопереживанию другим (эмпатии) и может даже отвечать за появление системы жестов и разговорного языка.
---
Наркотики - это ещё одно средство достижения цели. Некоторые незаконны, некоторые считаются отвратительными, некоторые опасны - хотя, с другой стороны, эти категории пересекаются только частично. Некоторые наркотики экстраординарной силы и пользы, такие как псилоцибин (активная основа "волшебных грибов") и диэтиламид d-лизергиновой кислоты (ЛСД), не несут явной угрозы зависимости и хорошо переносятся организмом, и всё равно за их использование можно попасть в тюрьму - в то время, как такие наркотики, как алкоголь и табак, разрушившие бесчисленные жизни, вволю доступны почти во всех обществах на Земле. Есть и другие примеры из этой области: МДМА, или экстази, обладает выдающимся терапевтическим потенциалом, но он также поддаётся злоупотреблению и некоторые данные намекают, что он может быть нейротоксичен.
---
Злоупотребление и зависимость от наркотиков абсолютно реальные проблемы, средство от которых - образование и медицинских уход, а не тюремное заключение. По факту, наиболее злоупотребляемые наркотики в США сегодня - это оксикодон и другие рецептурные обезболивающие. Стоит ли делать эти медикаменты незаконными? Конечно, нет. Но людей нужно информировать об их опасности и зависимые нуждаются в лечении. И все наркотики, включая алкоголь, сигареты и аспирин, нужно держать вне доступа детей.

Я обсуждал проблемы регулирования наркотиков до некоторой степени в моей первой книге, "Конец веры", и моё суждение по вопросу не изменилось. "Война с наркотиками" проиграна и её не стоило даже начинать. Я не могу представить более фундаментального права, чем право мирно распоряжаться содержимым собственного сознания. Тот факт, что мы бессмысленно разрушаем жизни безобидных пользователей наркотиков, сажая их в тюрьму, с огромными расходами, является одной их великих моральных неудач современности. (И тот факт, что мы выделяем им место в наших тюрьмах, выпуская по УДО убийц, насильников и педофилов заставляет задуматься, а не обречена ли цивилизация.) У меня есть две дочери, которые рано или поздно попробуют наркотики. Конечно, я сделаю всё, что в моих силах, чтобы они выбрали свои наркотики мудро, но жизнь прожитая полностью без наркотиков или непредставима, либо, я считаю, нежеланна. Я надеюсь, что когда нибудь они насладятся утренней чашкой кофе или чая также, как и я. Если они будут взрослыми употреблять алкоголь, как скорее всего они будут, я посоветую быть осторожными. Если они выберут курение марихуаны, я призову к умеренности. Табака следует гнушаться, и я сделаю всё возможное в рамках порядочного воспитания, чтобы направить их в другую сторону. Не стоит упоминать, если я узнаю, что любая из моих дочерей со временем станет любить метамфетамины или героин, я вряд ли снова усну. Но если они не попробуют психоделики наподобие псилоцибина или ЛСД хотя бы раз в жизни, я задумаюсь, а не упустили ли они один из наиболее важных обрядов перехода, который может испытать человеческое существо.

Я вовсе не утверждаю, что все поголовно должны принимать психоделики. Как я поясню дальше, эти наркотики достаточно опасны. Нет сомнения, что есть люди, которые не могут допустить даже малейшей утраты самообладания. Уже прошло много лет с тех пор, как я в последний раз принимал психоделики, и мой отказ от них вызван здравой оценкой возможных рисков. Однако в моей жизни был период , когда я только разменял третий десяток и считал псилоцибин и ЛСД незаменимым средством, и некоторые наиболее важные моменты моей жизни прошли под их влиянием. Без этих препаратов я возможно никогда не узнал бы о существовании внутреннего малоизученного пространства разума.
---
Однако, нельзя отрицать, что психоделики - невероятно сильные средства изменения сознания. Обучи человека медитировать, молиться, петь псалмы или заниматься йогой, и всё равно не будет гарантий, что что-либо произойдёт. В зависимости от его склонности или интереса, единственной наградой за его усилия может быть скука и больная спина. Однако, если человек примет 100 микрограмм ЛСД, то последующие события будут зависеть от ряда факторов, но нет сомнения, что что-то произойдёт. И скука точно не в числе вариантов. В течении часа, важность его существования обрушится на него как лавина.
--------------
Однако, вершины высоки, долины глубоки. Мои "неудачные приходы" были, без сомнения, наиболее душераздирающими часами, которые я когда-либо переживал и они сделали понятие ада - как метафоры, если не реального места, полностью уместным. Если ничто иное, то эти мучительные переживания могут стать источником сострадания. Я думаю, что почти невозможно представить, что значит страдать от психического заболевания, не прикоснувшись к его граням.
-----------------
Вначале, мой опыт с псилоцибином и ЛСД был настолько положительным, что я не представлял, как неудачный "трип" вообще возможен. Понятия "установки и настройки", очевидно расплывчатые, казались достаточными для замены моей удачи. Моя умственная установка была именно такой, какой она должна быть - я был духовно серьёзным исследователем своего собственного разума - и мои настройки обычно были либо на красоту природы либо на безопасное уединение.

Я не могу утверждать, что мои приключения с психоделиками все были приятными, пока не перестали, но как только распахнулись врата ада, похоже они остались приоткрытыми навсегда.
-------------------
Возвращаемся к религии:
Уже двенадцать лет прошло с того момента, как я впервые осознал, как высока стоимость ошибок в этой войне идей. Я помню чувство исторического потрясения, когда второй самолет врезался в здание Всемирного Торгового Центра. Для многих из нас это было моментом осознания того, что что-то может пойти катастрофически не так в нашем мире - не потому что жизнь несправедлива или моральный прогресс невозможен, но потому что мы, поколение за поколением, терпели поражение в попытках искоренить заблуждения и враждебность наших невежественных предков. Худшие идеи продолжают процветать - и по-прежнему передаются в чистом виде детям.
Хотя Харрис явно более положительно относится к "восточныс" версиям, чем к "авраамическим" - про гуру написано много нелицеприятного.
А вопрос о существовании "положительных" гуру остается открытым.
К сожалению, связь между преодолением собственного "я" и моральным поведением отнюдь не так явна, как нам хотелось бы. Складывается впечатление, что люди могут иметь настоящие духовные озарения и умения вызвать такие озарения у других, в то время как сами могут обладать серьезными моральными прорехами. Не всегда можно назвать таких людей "шарлатанами": они не обязательно притворяются, что имеют духовное просвещение, или могут вызвать подобный опыт у других. Но в зависимости от уровня их практики, их озарения могут быть недостаточным противовесом их остальным качествам. Возникающие из этого проблемы могут усугубляться разницей культур. Например, каков возраст сексуального согласия? Вряд ли ответ будет одним и тем же в Бомбее и в Бостоне. Некоторые школы буддизма фокусируются на сострадании, доброте, непричинении время до необычной степени, и это предлагает некоторую защиту от злоупотреблений властью. Однако даже там попадаются почитаемые учителя с этическими нормами уровня пирата.

К примеру, случай последнего тибетского ламы Чогьяма Трунгпа Ринпоче, который являлся признанным духовным учителем, но в то же время был пьяницей и донжуаном. Будучи наставником Алле Гинсберга, Трунгпа вовлек в свой круг многих известных американских поэтов. Однажды, на вечеринке старшей студенческой группы по случаю Хеллоуина, где присутствовал В.С. Мервин, будущий признанный поэт Соединенных Штатов со своей девушкой, поэтессой Даной Наон - Трунгпа приказал своим телохранителям насильно раздеть шестидесятилетнюю женщину и провести ее по всему залу для медитаций. Мервин и Наон были шокированы этим зрелищем, и решили вернуться в свой номер не дожидаясь конца вечеринки. Заметив их отсутствие, Трунгпа попросил своих преданных сторонников найти поэтов и привести их обратно на праздник. Когда Мервин и Наон отказались открыть дверь, Трунгпа приказал ученикам выбить ее. Это спровоцировало ответную агрессию - Мервин, известный своим миролюбием, набросился на атакующих с разбитой пивной бутылкой и нанес им несколько ударов по лицу и рукам. Вид крови и ужас от совершенного, совершенно сломил сопротивление Мервина, и он вместе с Наон наконец сдался и был приведен к гуру.

Трунгпа, который к тому моменту был уже сильно пьян, сурово осудил их эгоцентризм и приказал им снять одежду. Когда они отказались, он приказал охранникам раздеть их силой. Наон впала в истерику и умоляла кого-нибудь из присутствующих вызвать полицию. Когда один из учеников попытался вмешаться, Трунгпа ударил доброго самаритянина по лицу и приказал охране вышвырнуть его вон.

Очевидно, многие из учеников Трунгпы рассматривали нападение на Марвина и Наон как глубокий духовный урок, направленный на подавление их собственного эго. Гинзберг, который не присутствовал на той вечеринке, позднее в одном из интервью так оценил произошедшее: "В такой ситуации, в самом центре внимания, визжать "вызовите полицию!" - вы представляете, как пошло это выглядело? Мудрость Востока была открыта им, а она просит "вызвать полицию"! Дерьмо! Это просто дерьмо! Разденьте их догола и выкиньте за дверь!"

В общем - я натаскала цитат на свой вкус, а дальше - "думайте сами, решайте сами, читать или не читать".
ИМХО - очень стоит.
Как всегда предупреждаю: не забывать включать "критическую извилину".

религия, мозг, Психология, книжки

Previous post Next post
Up