О самых дальних родственниках

Feb 24, 2024 22:04

Питер Годфри-Смит. Метазоа. Зарождение разума в животном мире
Любители искать разум у животных - пишут о шимпах и гориллах.
Максимум - о кошках и собаках. О братьях по классу.
Годфри-Смит пищет о поведении очень дальних наших родственников в двух ветвях эволюции: ракообразных и головоногих.
Наши пути разошлись давно.
Общие предки были на уровне червей, и точно, что не отличались умом и сообразительностью.
Крабы и осьминоги отрастили глаза и мозги независимо от нашей линии - позвоночных.
Автор - дайвер, хорошо знакомый с живностью окрестностей Австралии.
Да, он ЗНАКОМИТСЯ с конкретным осьминогом и общается с ним.
Запоминает его в лицо. И осьминог его запоминает.
И даже с креветкой.
Примерно так же, как Джейн Гудолл знакомилась с шимпами в Африке.
А что - так тоже можно ?


Цитаты на память
Добравшись до места, я увидел креветку-боксера, сидящую на рыльце асцидии. Животное где-то потеряло одну из своих длинных клешней. Креветку это не особенно беспокоило, поскольку у нее осталась еще масса других конечностей, в том числе несколько клешней поменьше в помощь единственной большой.

Креветка провела какое-то время, стоя перед маленькой акулой, дремлющей под уступом рифа, и как будто бы ощупывая ее. Акула чуть сдвинулась, не обращая на креветку внимания. Затем креветка забралась под уступ и, видимо, свесилась вниз головой, потому что наружу теперь торчали только длинные усики, похожие на кошачьи.

Я подумал: а почему бы их не потрогать? Если креветка испугается, она сможет заползти поглубже. Акулы креветка явно не боялась. Так что я протянул руку и осторожно погладил усик. К моему удивлению, креветка тут же спустилась ниже и уставилась на меня.

Я был восхищен. Годами наблюдая за осьминогами, я привык к мысли о возможности какого-то контакта с этими потрясающими животными, но был захвачен врасплох прямым взглядом в лицо, которым одарила меня эта креветка.

Животное занялось своими делами. Что происходило в этот момент в его внутреннем мире? Креветка заметила меня и не убежала, когда я потрогал ее еще раз. Животное стояло перед спящей акулой, подняв вверх единственную клешню, словно дирижер оркестра, крошечный маэстро.

В общем - рассказ об эволюции в свете развития именно восприятия, ощущений, адекватных действий в сложном мире.

С этого момента мы будем часто говорить о боли, поэтому я познакомлю вас с некоторыми терминами. Словом ноцицепция обозначают обнаружение повреждения, а также реакцию на него. Ноцицепция широко распространена среди животных, но часто ее проще интерпретировать как нечто вроде рефлекса. Поэтому биологи обычно считают, что самой по себе ноцицепции недостаточно, чтобы говорить о боли, и ищут признаков чего-то большего, чего-то, что связано с ощущением боли. Но поскольку животные не могут сказать нам, что чувствуют, все такие признаки в некоторой степени сомнительны.

Большинство стран мира не предпринимает никаких усилий по защите ракообразных; никого не волнует, как с ними обращаются: живьем бросать раков в кипяток - обычное дело. Может, раки-отшельники и исключение среди себе подобных - они действительно ведут довольно сложный образ жизни, - но доказательства способности ракообразных испытывать боль не ограничиваются только ими. У ракообразных есть умения, о которых люди не подозревают.

Недавно я фотографировал под водой нечто абсолютно неспособное к движению - актинию в расщелине рифа. Актинию окутывала губка, создавая практически идеальную сферу. Это было похоже на фиолетовую луну, подвешенную в бездонном космическом пространстве. Я тихо возился со своей камерой, когда рядом поднялась какая-то суматоха. Большой рак-отшельник кубарем скатился с уступа и приземлился прямо передо мной. Вместе с домиком животное было размером почти с апельсин. Все произошло настолько внезапно, что я сильно подозреваю, что эта особь шпионила за мной, потеряла равновесие, кувырком полетела вниз, плюхнулась рядом и в то же мгновение подпрыгнула и скрылась под уступом
---
Ранее я ввел два понятия - субъективность и агентность. Они описывают две стороны единого целого, знакомого нам из повседневного опыта. Это целое - индивид, действующий и ощущающий, что происходит вокруг. Субъективность включает в себя то, что ощущается и кажется; агентность связана с поведением и инициированием. Все живые существа (или все клеточные формы жизни) демонстрируют нечто вроде субъективности и агентности, но у животных эти свойства видоизменяются.

Много философии на тему сознания.
Поминаются Серл, Деннет и другие имена, с которыми я не встречалась прежде.
Я более скептично отношусь к перспективе когда-то понять "что ощущает осьминог или креветка".
Но это не важно.
Много красивых картинок. Весьма рекомендую.
Перечитаю еще на раз, чтобы побольше запомнить.

биология, Психология, книжки

Previous post Next post
Up