Нужно ли расписание?

Sep 26, 2012 06:12

Оригинал взят у lenuto в Нужно ли расписание?

Давайте порассуждаем: так ли важно расписание в повседневной жизни наших домашних дошкольников?

Нет никаких сомнений в том, что и в 2, и в 4, и в 6 лет основным видом деятельности ребенка является игра (см. виды ведущей деятельности по Эльконину). То есть весь дошкольный период природой предназначен для того, чтобы ребенок познавал мир и людей посредством игр - сначала довольно простых, предметных, а позже усложненных, сюжетно-ролевых. Игрой пронизана буквально ВСЯ жизнь ребенка в этот период, она исключительна важна не только для познания и отработки новой информации, но и для развития воображения. Дети, которые мало играют в детстве, как ни парадоксально, отстают в учебе.

Было бы странно предположить, что детские игры можно устраивать по расписанию, ведь они абсолютно спонтанны! Подчеркну, что самым ценным навыком является самостоятельная способность ребенка к свободной игре - качество, которое развивается в том случае, если ребенок не приучен все время ждать указаний от взрослый, что, когда и как ему делать.

Не секрет, что большинство современных детей не умеет играть самостоятельно! Дети маются от скуки, снова и снова умоляя взрослых придумать им занятие, или, оказавшись в компании сверстников, предпочитают бесцельную беготню. К сожалению, это плоды современного "раннего развития" - дети, приученные с раннего возраста к тому, что взрослый выбирает для них занятие и организует игры по не зависящему от ребенка расписанию, очень многое теряют, упуская важный период своего развития. В спонтанной детской игре одновременно развиваются чувства и мышление, что очень и очень ценно.

Поскольку игра по расписанию невозможна, остается лишь сделать вывод, что дошкольнику расписание прямо противопоказано.

А как же развитие?
Дело в том, что развитие дошкольника не требует расписаний и графиков. Оно просто ЕСТЬ. Каждую минуту, каждую секунду оно происходит! И не требует составления сложного расписания для своей реализации. Невозможно угадать, чем захочет заняться Ваш ребенок в ближайшую минуту, а значит, задача родителей - предоставить достаточную свободу для того, чтобы у ребенка была возможность самому выбирать себе занятие по душе.

Итак, наши выводы:

1. Главным видом деятельности дошкольника является игра, которая требует свободы и спонтанности. Развитие ребенка в этот период происходит исключительно посредством игры, при этом особую ценность с точки зрения детского развития представляет спонтанная, свободная игра.

2. Бытовая жизнь также предоставляет просторы для развития ребенка, поэтому в дошкольный период любые знания легче приобретаются в повседневной жизни, без организации специальных "занятий".

3. Любые "взрослые" занятия в этом возрасте - по карточкам, презентациям, методичкам, не приносят пользы дошкольнику, т.к. это пассивно усвоенные знания. Гораздо ценнее те знания, которые маленький человек приобрел самостоятельно, путем наблюдений, исследований и построения своих собственных умозаключений.

4. Основные условия успешного развития ребенка:
- включенность в бытовую жизнь семьи,
- возможность наблюдения за окружающим миром,
- доступность различных материалов для творчества и игр,
- создание подходящей для развития среды.

5. Ежедневное расписание занятий малоэффективно и не представляется полезным для дошкольника. Гораздо лучше составить еженедельные и ежемесячные расписания, когда родители планируют заранее, какой день посвятить поездке или экскурсии, в какой пригласить гостей, назначают день для трудоемких видов творчества и т.д.

6. Существование расписания занятий в жизни дошкольника может также навредить детско-родительским отношениям. Дело в том, что в этом случае родители тщательно готовятся к организации интеллектуальных или творческих занятий, продумывают тему, запасаются материалами, выделяют время... И рискуют испытать огромное разочарование от того, что ребенок не оценил их усилия - порисовал две минуты и убежал катать машинки; отказался рассматривать специально подготовленные карточки или листать букварь и т.д. В такой ситуации родителям бывает очень сложно сдержать свое раздражение и скрыть разочарование, что, как мы все понимаем, отнюдь не способствует сохранению благоприятного климата в семье. Дошкольник же просто не способен пока действовать по расписанию, поскольку живет в большей степени эмоциями и внутренними желаниями, которые в этом возрасте можно только поддерживать.

7. В нашей стране понятие анскулинга отсутствует юридически. И только у нас, родителей домашних дошкольников, есть возможность прожить вместе с детьми этот период, не опираясь на планы, методики и расписания, не получая отметок и не сдавая экзаменов. Так давайте позволим своим детям воспрользоваться этим шансом!

Previous post Next post
Up