В "Чайтанья чаритамрите" Рамананда Рая превозносит удивительные поэтические описания, сделанные Рупой Госвами: "Что пользы в стреле лучника или стихотворении поэта, которые проникают в сердце, но не кружат головы? Без Твоей милости обычному живому существу не написать таких стихов. Я полагаю, что силой наделил его Ты."
Шри Чайтанья Махапрабху отвечал: "Я встретил Шрилу Рупу Госвами в Праяге. Он привлек и удовлетворил Меня своими качествами."
Шри Чайтанья Махапрабху хвалил метафоры и другие литературные украшения трансцендентной поэзии Шрилы Рупы Госвами. Без этих поэтических атрибутов, говорил Он, невозможно проповедовать трансцендентные вкусы." (Ч.ч., Антья 1.95-98)
Из слов Господа Чайтаньи явствует, что человек, не умеющий думать поэтическими метафорами, не может постичь Кришну в Его вечных расах. Одно из многих имен Кришны - уттама-шлока, что означает: "Тот, кого прославляют в самых изысканных поэтических произведениях." Только стихами можно описать красоту формы Кришны, Его игры, нектар Его Святого Имени, славу Его обители Вриндаваны и чудо Его любви.
Все составители шастр - Шрила Вьясадева, и в более позднее время - Кришнадас Кавираджа были высокоодаренными поэтами. Шастры сравнивают цвет Кришны с оттенком молодой тучи. Его глаза - с лотосами, блеск ногтей пальцев Его ног - с мягким светом осенней луны. Господь Чайтанья говорит, что без поэтической метафоры преданный не сможет описать развлечений Кришны; однако это не означает, что Кришна нереален или является плодом воображения. Просто осознание Кришны не скучное занятие; оно требует поэзии.
Качества Кришны требуют, чтобы их описывали в изысканнейших поэтичных словах, и чистый преданный может делать это, ибо уполномочен Кришной. Получив исчерпывающие наставления от Господа Чайтаньи, Санатана Госвами молил о благословении, чтобы записать их все:
"Если Ты хочешь, чтобы я, хромой, пустился в пляс, благослови меня, поставив Свои лотосные стопы мне на голову. Теперь, пожалуйста, скажи мне: "Пусть все, чему я тебя учил, проявится в тебе полностью."
Так благословив меня. Ты дашь мне силы описать все это." (Ч.ч., Мадхья 23.122)
Многие источники указывают на то, что писать трансцендентные произведения, будь то поэзия или проза - могут лишь авторитетные преданные. Способность создавать описания Кришны в парампаре -исключительное право преданного, который имеет на то благословение от Кришны и гуру. Уполномоченный кави не припишет себе чести создания, он всегда признает, что все написанное им продиктовано Господом из сердца. Потому преданный не должен писать чего-либо спекулятивного. Все, что он пишет, должно вначале найти подтверждение у Кришны и вайшнавов. Он должен писать исключительно по указанию высших авторитетов сознания Кришны. Преданный не стремится стать известным поэтом или писателем, прославиться своими произведениями. Кришнадаса Кавираджа объясняет, что он пишет книги, чтобы очиститься самому и облагодетельствовать мир рассказом о развлечениях Господа Чайтаньи.
Составители шастр - не обычные человеческие существа, и шастры - не их собственные произведения, они продиктованы Самим Кришной. Шрила Вясадева, составивший Веды, и Валмики, автор Рамаяны, видели Всевышнего Господа в медитации, и их разум был безошибочно направлен на составление санскритских шлок. Всего лишь пятьсот лет назад Рупа и Санатана Госвами вошли непосредственно в игры Радхи и Кришны и описали их в стихах и пьесах. Их творения на санскрите выявили знание грамматики, логики и метафоры. Сам Господь Чайтанья продемонстрировал свою искусность в литературной критике, нанеся поражение Кешаве Кашмири в Навадвипе. Господь Чайтанья, искусно применяя различные правила санскритской грамматики, нашел изъяны в сочинениях этого признанного поэта. Джива Госвами - другой признанный знаток санскрита; его вайшнавские философские трактаты глубоки и поэтичны. Кави означает равно "ученый" и "поэтичный", и к Дживе Госвами относится и то, и другое.
Не все поэты вайшнавы в ученической преемственности пишут высоколитературные мантры на санскрите. Нароттама даса Тхакур слагал песни на простом бенгали, но знаток Вед, ачарья Вишванатха Чакраварти Тхакур позднее признал песни Нароттамы даса равными ведическим мантрам.
Таким образом, сущность поэзии вайшнавов - преданность Кришне. Важен не столько язык, сколько сам предмет. Пример тому - оценка Кришной молитв Хастинапурских дам, которые наблюдали Его отъезд из Двараки. "Поглощенные мыслями о трансцендентных качествах Господа, которого воспевают в прекрасных стихах, девушки, стоявшие на крышах всех домов Хастинапура, стали говорить о Нем. Их речи были привлекательнее гимнов Вед.
Все, что поется во славу Господа, называется шрути мантра. Ведические гимны "Упанишад" иногда косвенно говорят о Всевышнем Господе. Но речи девушек касались Господа непосредственно и потому были милее сердцу. Речи девушек были ценнее благословений ученых брахманов." ("Шримад-Бхагаватам" 1.10.20)
Американский поэт Аллен Гинзберг несколько раз виделся с Прабхупадой, и однажды Прабхупада попросил его писать стихи о Кришне. Аллен ответил, что не может ограничить себя, сосредоточившись только на образе Кришны. Отвергая Кришну, Абсолютную Истину, такие поэты ввергают себя в мир иллюзии. Кришна - это все. Он - вся вселенная, включая каждую личность, каждую душу, каждое дерево, каждый цветок. Он начало, середина, конец и все помимо этого. Не может быть и речи о том, что Кришна - ограниченный образ. Поэзия, не имеющая отношения к Кришне, подобна украшениям на теле мертвеца. На похоронах тело облачено в вечерний костюм или платье, но тем не менее оно остается бесполезным трупом. Подобно этому подробные, тщательно разработанные законы композиции, которыми в течение многих веков пользуются поэты, могут быть свидетельством их преданности языку и необходимости высказаться, но, поскольку они упускают центральную фигуру - Кришну, их слова, с каким бы знанием дела ни были они составлены, являются всего лишь украшениями на мертвом теле. Никто не почерпнет пользы из чтения того, что написано нереализованными душами, которые изобретают свой собственный смысл жизни. Освобождения через подобную поэзию еще никто не достигал.
Преданный - поэт не только потому, что может создавать поэтические произведения; он поэт из-за своего поэтического восприятия. Ему неведома скука. Он ощущает вкус Кришны в чистой воде и видит солнце как глаз Кришны. Он использует язык для того, чтобы описывать Бога. Перед глазами его ума стоит образ великой красоты, трансцендентной формы Шри Кришны, Высшей Личности Бога. Он высвобождает свою жизнь из тисков, которые материалисты называют реальностью, и посвящает себя служению Высшему Абсолюту. Преданный всегда слушает трансцендентные вибрации, идущие от великих поэтов прошлого, всегда воспевает имена Кришны, поет и танцует в экстазе и стремится удовлетворить Кришну; он каждое мгновение живет в вечно свежем сознании Кришны. Он - поэт.
(с)
http://merki.lv/vedas/Satsvarupa%20Das%20Goswami%20-%20Etiket%20vaishnava.%2026%20kachestv%20predannogo.pdf